РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2011 года г.Кимовск
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Сысоевой В.В.,
при секретаре Гусевой В.П.,
с участием
представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Павловой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-631 по иску Ларина А.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» и Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,
установил:
Ларин А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» (далее по тексту – ГУ ТО УСЗН) и Департаменту социальной защиты населения Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, просил обязать ответчиков назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет; признать за ним право на получение мер социальной поддержки по: ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; обязать ответчика назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. В обоснование заявленных требований Ларин А.Н. ссылается на то, что является пенсионером Министерства Внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ и имеет удостоверение «Ветеран труда», поэтому в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение таких мер, однако в этом ему необоснованно отказано ГУ ТО УСЗН, что является нарушением его прав и законных интересов.
В судебное заседание истец Ларин А.Н. не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и удовлетворении иска.
Представитель ответчика – ГУ ТО УСЗН по доверенности Павлова Н.П. в судебном заседании требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», однако он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - 60 лет, по достижению которых он может реализовать такие меры социальной поддержки ветеранов труда. В случае удовлетворения иска она просила суд уменьшить размер государственной пошлины до 10 рублей, обратившись с соответствующим письменным ходатайством.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела представитель ответчика – Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, обратившись с письменным заявлением о рассмотрении дела без их участия, вместе с тем в письменном отзыве на исковое заявление Ларина А.Н., заявленные исковые требования не признал по тем же основаниям, что и представитель ГУ ТО УСЗН.
Выслушав объяснения представителя ГУ ТО УСЗН по доверенности Павловой Н.П., исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования Ларина А.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Истец Ларин А.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ № 4468 от 12.02.1993 года (с последующими изменениями) « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей», а также является ветераном труда, о чем ему выдано ДД.ММ.ГГГГ удостоверение серии <данные изъяты> №, согласно которому он имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением Тульской области «Управлением социальной защиты населения Кимовского района» Ларину А.Н. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, ежемесячных денежных выплатах на оплату жилья и коммунальных услуг, а также в выдаче справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета со ссылкой на то, что он является получателем пенсии за выслугу лет и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что является необоснованным.
В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу статей 20 и 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определены в статье 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В силу ст.3 данного Закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Статьей 7 вышеуказанного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Правовой анализ ст.27 п.1 и ст.ст. 2, 4, 5 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» свидетельствует о том, что всем категориям пенсионеров, указанным в ст.4 Закона, с 1.01.2002 года пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным Законом. Следовательно, в настоящее время на Ларина А.Н. также распространяются правоотношения действующего ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», согласно которому право на пенсию имеют лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, а назначается она в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».
Также суд учитывает, что положения ст.3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет для мужчин, поэтому ответчик неправильно истолковал правовые нормы этой статьи, ограничив круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, в связи с чем, довод о том, что в отношении Ларина А.Н. не выполняется требуемое в законе Тульской области условие - достижение возраста 60 лет является неправомерным.
Кроме того, как Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, так и Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет) в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан; возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.
Пенсия за выслугу лет согласно ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1 назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года, в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Назначение пенсии за выслугу лет таким гражданам независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Принимая во внимание, что пенсия истцу назначена, то есть он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», кроме того, он является ветераном труда, следовательно, он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением от 15 марта 2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что Ларин А.Н. ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке обратился в орган социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты и других льгот, предоставив копии пенсионного удостоверения, удостоверения ветерана труда. Данное обстоятельство подтверждается ответом на заявление (л.д.11-13), где содержатся сведения об обращении истца по рассматриваемому вопросу.
Учитывая изложенное, исходя из указанных выше правовых норм, суд считает, что Ларин А.Н. приобрел право на получение ежемесячной денежной выплаты, как и денежных выплат на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, что подтверждает его доводы об отсутствии у ответчика оснований для отказа в предоставлении указанных льгот.
Помимо этого истец приобрел право на предоставление справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в ред. Постановлений администрации Тульской области от 03.07.2006 № 311, от 29.03.2008 № 160), предусматривается единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для определенных категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Вместе с тем, данная норма закона не содержит ограничений для реализации права на получение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, исходя из возраста получателя.
В соответствии с п. 4 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30, денежная выплата предоставляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения.
Согласно ст.103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Принимая во внимание, что Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» не является коммерческой организацией, находится на бюджетном финансировании, свободных денежных средств не имеет, суд в соответствии с п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ считает необходимым удовлетворить ходатайство представителя ответчика об уменьшении размера государственной пошлины и снизить ее размер до 10 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
признать за Лариным А.Н. право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, получение ежемесячной денежной выплаты и справки на льготный проездной билет.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» назначить Ларину А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ как ветерану труда:
- ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;
- ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, предусмотренную ст.3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;
- ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, предусмотренную ст.3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» выдать Ларину А.Н. справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 10 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области.
Председательствующий: