Решение от 26.07.2011 по иску Романенко Ю.А. к ГУ ТО УСЗН Кимовского района о предоставлении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2011 года                                                            г.Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Сысоевой В.В.,

при секретаре Гусевой В.П.,

с участием

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новиковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-657 по иску Романенко Ю.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» о предоставлении мер социальной поддержки,

установил:

Романенко Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» (далее по тексту – ГУ ТО УСЗН Кимовского района), в котором просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате и получении справки на льготный проездной билет; обязать ответчика назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет; признать за ним право на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50%, начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; обязать ответчика назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований Романенко Ю.А. указал, что он является пенсионером МВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей», ФЗ РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и согласно ст.7 ФЗ РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда». В силу ст.22 ФЗ РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижению возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда. Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст.1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии со ст.3 указанного Закона меры социальной поддержки по ежемесячной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Порядок назначения и предоставления меры социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Тульской области утвержден постановлением администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года № 201. В соответствии со ст.1, 3, 7 Закона Тульской области № 493 от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 года №1352-ЗТО) предусмотрено право ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, на меры социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ежемесячную денежную выплату и получение справки на льготный проездной билет. В соответствии с п.п. 15 п. 6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года № 579, департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением данных услуг. О нарушениях своих прав в предоставлении мер социальной поддержки истец узнал в апреле 2011 года от бывших сослуживцев и обратился в ГУ ТО УСЗН Кимовского района с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки согласно Закону Тульской области № 493 от 28 декабря 2004 года, однако ему было отказано, поэтому он вынужден обратиться в суд.

Извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела истец Романенко Ю.А. в суд не явился, обратившись с письменным заявлением о рассмотрении дела без его участия, на удовлетворении иска настаивал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика - ГУ ТО УСЗН Кимовского района, по доверенности Новикова Е.В., в судебном заседании требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», однако он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - 60 лет, по достижению которых он может реализовать такие меры социальной поддержки ветеранов труда. В случае удовлетворения иска она просила суд уменьшить размер государственной пошлины до <данные изъяты> рублей, обратившись с соответствующим письменным ходатайством.

Оценив возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров    (по состоянию на 31.12.2004 года), а при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 года (например, - замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

При этом Федеральный закон от 22.08.2004 года №122-ФЗ не содержит предписаний о том, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Из представленного истцом Романенко Ю.А. удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ УВД Тульской области (л.д.20), следует, что Романенко Ю.А. назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, как старшине милиции.

Истцом также представлено удостоверение серии <данные изъяты> с отметкой «Ветеран труда», выданное ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» (л.д.19), из которого следует, что Романенко Ю.А. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

Указанные доказательства дают основание полагать, что Романенко Ю.А., имеющий звание «Ветеран труда», имеет право на предоставление льгот, предусмотренных ст.22 Закона «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ Романенко Ю.А. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» отказало Романенко Ю.А. в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в связи с отсутствием правовых оснований (л.д.21-23).

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, установлены ст.3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. от 10.11.2010 года), из содержания которой следует, что ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, право ветеранов на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Российской Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста, видом пенсии и ее получением.

Истец Романенко Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на пенсию по выслуге лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Право на получение указанной пенсии у него возникло в соответствии со статьями 2,4,5 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ей на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1,2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Учитывая изложенные обстоятельства, в том числе и тот факт, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов, и нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, суд приходит к выводу, что Романенко Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных ст.3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО, что не противоречит п.п.19 п.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года № 30 и положениям ч.3 ст.196 ГПК РФ.

Согласно п.п.4 п.1 названного выше Положения предоставление ветеранам труда социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО УСЗН Кимовского района, на которое должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.

В статье 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года.

Из этого следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсий.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

В соответствии с п.4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.

Согласно п.8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплатой считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Романенко Ю.А. впервые обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» (орган социального развития по месту своего жительства) ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его заявлением в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района».

Поскольку к моменту подачи указанного заявления Романенко Ю.А. имел право на назначение ежемесячных денежных выплат, данные выплаты должны быть назначены ему с ДД.ММ.ГГГГ.

Эта обязанность должна быть исполнена ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», поскольку именно территориальные органы Департамента социального развития Тульской области осуществляют предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с Порядком назначения и предоставления денежных выплат отдельных категорий жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 №201.

Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции постановления администрации Тульской области от 03.07.2006г. №311, от 29.03.2008г. №160), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского, пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.

Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.

Из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за коммунальные услуги и на приобретение единого месячного льготного проездного билета, послужил тот факт, что Романенко Ю.А. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Проанализировав положения действующего законодательства, дав правовую оценку доводам ответчика, суд приходит к выводу о том, что указанная позиция ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» не согласуется с положениями Закона Тульской области №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает права на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Следовательно, требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С учетом этого с ответчика подлежит взысканию в пользу Романенко Ю.А. <данные изъяты> руб., уплаченных им при подаче иска в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

признать за Романенко Ю.А. право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, получение ежемесячной денежной выплаты и справки на льготный проездной билет.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» назначить Романенко Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ как ветерану труда:

- ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;

- ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, предусмотренную ст.3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;

- ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, предусмотренную ст.3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» выдать Романенко Ю.А. справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» в пользу Романенко Ю.А. <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области.

Председательствующий: