Решение от 12.08.2011 по иску Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах неопредленного круга лиц, к ЗАО `Жилсервис`, АМО Кимовский район о понуждении проведения работ по соблюдению требований пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2011 года                                                                                 г.Кимовск

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Улитушкиной Е.Н.,

при секретаре Румянцевой М.М.,

с участием

старшего помощника Кимовского межрайонного прокурора Зиновьева Ф.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц,

представителя ответчика - ЗАО «Жилсервис», по доверенности Кочановой Л.В.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования Кимовский район, по доверенности Пахрина В.С.,

представителя третьего лица – администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района, по доверенности Эккардта В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-646/2011 по исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Жилсервис», администрации муниципального образования Кимовский район о понуждении проведения работ по соблюдению требований пожарной безопасности в общежитии,

у с т а н о в и л:

Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ЗАО «Жилсервис» о понуждении проведения работ по соблюдению требований пожарной безопасности в общежитии и просит обязать ЗАО «Жилсервис» до 1 сентября 2011 года: оборудовать помещения общежития – дома по <адрес> автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС); оборудовать помещения общежития системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ); произвести замер сопротивления изоляции электропроводки в общежитии; произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений в общежитии; выполнить проводку в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; на дверях, ведущих к чердачным помещениям общежития, повесить табличку с указанием места хранения ключей; открыть второй эвакуационный выход из поэтажного коридора второго этажа общежития; провести прямую телефонную связь в общежитии.

В обоснование исковых требований Кимовский межрайонный прокурор сослался на то, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки выявлены нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности». Согласно договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (далее – договор) муниципальное образование Кимовский район передало в аренду ЗАО «Жилсервис» здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно п.4.3.4 Договора арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности. В ходе проверки противопожарного состояния здания общежития, расположенного по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения: помещение общежития по указанному адресу не оборудовано автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС); помещение общежития не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ); в общежитии не произведен замер сопротивления изоляции электропроводки; в общежитии пути эвакуации отделаны горючими материалами; в общежитии не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений; в помещении общежития проводку необходимо выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; в общежитии двери на путях эвакуации закрываются с помощью навесных замков; в общежитии на дверях, ведущих в чердачные помещения, отсутствуют таблички с указанием места хранения ключей; в общежитии отсутствует второй эвакуационный выход из поэтажного коридора второго этажа; в общежитии отсутствует прямая телефонная связь. До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития по адресу: <адрес> не устранены.

Данные обстоятельства и явились причиной для обращения в суд.

Определением от 30.06.2011 года (л.д.4-5) к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация муниципального образования Кимовский район ( далее АМО Кимовский район).

Определением от 5 августа 2011 года (л.д.124), в ходе проведения судебного заседания, судом к участию в деле привлечена в качестве 3-его лица администрация муниципального образования город Кимовск Кимовского района (далее АМО город Кимовск Кимовского района).

В судебном заседании старший помощник Кимовского межрайонного прокурора Зиновьев Ф.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, подтвердив все доводы, изложенные в заявлении. При этом, Кимовской межрайонной прокуратурой было уточнено исковое заявление в части срока выполнения работ, вместо 1 сентября 2011 года, старший помощник Кимовского межрайонного прокурора Зиновьев Ф.А. просил возложить на ответчиков обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 1.02.2012 года.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Кимовский район, согласно доверенности Пахрин В.С., исковые требования признал в полном объеме, обратившись к суду с соответствующим заявлением, указав, что администрация муниципального образования Кимовский район, как собственник общежития, расположенного по <адрес> полностью принимает на себя обязательства по устранению нарушений требований пожарной безопасности в общежитии.

Представитель ответчика – ЗАО «Жилсервис», согласно доверенности Кочанова Л.В., исковые требования, обращенные к ним, не признала, указав, что по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ст.92 ЖК РФ, данное общежитие было передано в аренду ЗАО «Жилсервис» собственником жилищного фонда – администрацией муниципального образования Кимовский район. Кроме того, указала, что прокурор не является надлежащим истцом по делу, поскольку иск, в нарушение ст.168 ГК РФ ничтожна, неоспорима. Кроме того, представитель ответчика – ЗАО «Жилсервис» считает, что поскольку помещения общежития являются предметом договоров социального найма, заключенных с гражданами, зарегистрированными в общежитии, то указанные помещения не могут быть переданы по договору аренды иному лицу, т.к. в отношении одного объекта его собственник (законный владелец) не может заключить более одного договора. Поэтому Кочанова Л.В. считает, что у ЗАО «Жилсервис» никаких прав и обязанностей в отношении указанного объекта недвижимого имущества не возникло, у общества отсутствует обязанность по соблюдению и обеспечению требований пожарной безопасности в отношении общежития.

Представитель 3-его лица – администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района, согласно доверенности Эккардт В.Е., исковые требования поддержал, сославшись на их обоснованность и того, что АМО город Кимовск Кимовского района не имеет никакого отношения к указанному объекту, ввиду того, что общежитие, расположенное по <адрес>, не было передано в безвозмездное пользование АМО город Кимовск Кимовского района от АМО Кимовский район по постановлению главы администрации МО Кимовский район от 5.03.2008 года №198 « О передаче в безвозмездное пользование муниципальному образованию город Кимовск Кимовского района движимого и недвижимого муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Кимовский район». Эккардт В.Е. считает, что поскольку общежитие находится в муниципальной собственности АМО Кимовский район, то они и обязаны обеспечивать проведение всех необходимых работ по соответствию здания требованиям ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности».

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, обращенные к АМО Кимовский район, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 года, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

В соответствии со ст.3 названного ФЗ-69, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

На основании ст.24 названного ФЗ-69, работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

На основании ст.34 ФЗ-69, граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

В силу ст.38 ФЗ-69, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

На основании ч.4 ст.17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании ч.1 ст.100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

На основании п.4 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ-01-03), утв. Приказом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В силу п.10 названных правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:

обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору;

По данному делу было установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес> представляет собой общежитие, а жилые помещения, находящиеся в нем относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Указанное общежитие находилось в ведении АООТ «Тулауголь», которое на основании постановления главы администрации города Кимовска и Кимовского района от 18.07.1995 года №485 «О приеме в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства акционерного общества «Тулауголь» было принято в муниципальную собственность и до настоящего времени находится в реестре муниципального имущества.

Собственником указанного общежития является АМО Кимовский район.

На основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между комитетом по управлению имуществом и земельными ресурсами АМО Кимовский район и муниципальным образованием город Кимовск Кимовского района, все движимое и недвижимое имущество, земли общего пользования согласно приложениям №1,2,3,4, было передано во временное владение и пользование от АМО Кимовский район МО город Кимовск Кимовского района. До настоящего времени перечисленное в приложениях имущество находится во владении и пользовании МО Кимовский район. При этом общежитие, расположенное по адресу: <адрес> во временное владение и пользование АМО город Кимовск и Кимовский район не передавалось до настоящего времени. Несмотря на неоднократные обращения главы АМО Кимовский район, направленные в адрес АМО город Кимовск Кимовского района, рассмотреть вопрос о передаче в безвозмездное пользование указанного общежития, оно не было принято АМО город Кимовск Кимовского района ввиду того, что здание требует капитального ремонта, а денежные средства на ремонт в бюджете МО город Кимовск Кимовского района отсутствуют.

На основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО Кимовский район и ЗАО «Жилсервис», имущество, в т.ч. общежитие, расположенное по адресу: <адрес> было передано в аренду ЗАО «Жилсервис» на срок 11 месяцев, который пролонгировался. В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом и земельными ресурсами АМО Кимовский район и ЗАО «Жилсервис», срок действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ был продлен до проведения аукциона по продаже права аренды в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», но не позднее 3.05.2011 года.

На основании проверки противопожарного состояния здания спорного общежития, проведенной ДД.ММ.ГГГГ ОНД <адрес>, были выявлены следующие нарушения: помещение общежития по указанному адресу не оборудовано автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС); помещение общежития не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ); в общежитии не произведен замер сопротивления изоляции электропроводки; в общежитии пути эвакуации отделаны горючими материалами; в общежитии не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений; в помещении общежития проводку необходимо выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; в общежитии двери на путях эвакуации закрываются с помощью навесных замков; в общежитии на дверях, ведущих в чердачные помещения, отсутствуют таблички с указанием места хранения ключей; в общежитии отсутствует второй эвакуационный выход из поэтажного коридора второго этажа; в общежитии отсутствует прямая телефонная связь. Указанная информация была доведена до Кимовского межрайонного прокурора, который, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, жизни и здоровья граждан, обратился в суд с настоящим исковым заявлением, полагая, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности представляют собой угрозу жизни и здоровью граждан. При этом, с 2008 года до мая 2011 года каких-либо проверок противопожарного состояния здания общежития не проводилось, сдавалось оно в аренду ЗАО «Жилсервис», будучи не оборудованным по Правилам пожарной безопасности. По результатам проведенной ОНД <адрес> проверки было выдано предписание в адрес АМО <адрес>, в котором предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить отмеченные в акте проверки недостатки, которые не были устранены до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ в отношении АМО <адрес> составлен административный протокол по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, а ДД.ММ.ГГГГ АМО <адрес> подвергнута административному наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 10000 рублей.

Далее установлено, что 2.08.2011 года Арбитражным судом Тульской области было принято к производству исковое заявление ЗАО «Жилсервис» к МО Кимовский район о признании ничтожным договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ в части передачи ЗАО «Жилсервис» в аренду спорного общежития. 10.08.2011 года ЗАО «Жилсервис» направило главе администрации МО Кимовский район уведомление о расторжении Договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ в части передачи им во временное пользование общежития, расположенного по адресу: <адрес>. 11 августа 2011 года Кимовской межрайонной прокуратурой в составе комиссии была повторно проведена проверка противопожарного состояния общежития, выявленные 19.05.2011 года нарушения противопожарного состояния остались без изменения.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании из пояснений сторон, а также следуют из исследованных в судебном заседании доказательств:

-информации начальника ОНД Кимовского района ГУ МЧС России по Тульской области ФИО7 от 19.05.2011 года в адрес Кимовского межрайонного прокурора о выявленных нарушениях требований противопожарной безопасности в общежитии (л.д.15),

-копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ЗАО «Жилсервис» (л.д.17),

-копии свидетельства о государственной регистрации ЗАО «Жилсервис» (л.д.18),

-копии соглашения об изменении и дополнении договора аренды имущества от 5.05.2010 года (л.д.21),

-перечня движимого и недвижимого имущества, находящегося на праве аренды у ЗАО «Жилсервис» (л.д.22-23),

-копии договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-28),

-перечня муниципального имущества МО Кимовский район (л.д.29-32),

-копии акта приема-передачи движимого и недвижимого имущества (л.д.33).

-расчета размера ежемесячной арендной платы (л.д.34),

-копии протокола разногласий (л.д.35),

-копии постановления главы АМО Кимовский район №619 от 07.06.2008 года «О прекращении права аренды муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» на движимое и недвижимое муниципальное имущество и передаче его в аренду ЗАО «Жилсервис» (л.д.41-42),

-перечня муниципального имущества МО Кимовский район (л.д.43),

-копии постановления главы АМО Кимовский район №198 от 5.03.2008 года «О передаче в безвозмездное пользование муниципальному образованию город Кимовск Кимовского района движимого и недвижимого муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Кимовский район (л.д.45),

-копии договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом №122/08 от 5.03.2008 года с приложениями (л.д.47-49, 110-113, 156-194),

-копии акта приема-передачи движимого и недвижимого имущества (л.д.50-52, 114-114а),

-копии протокола разногласий (л.д.53),

-копии устава МО Кимовский район (л.д.54-56),

-выписки из реестра муниципального имущества МО Кимовский район (л.д.57),

-копии постановления главы АМО г.Кимовска и Кимовского района от 18.07.1995 года №485 «О приеме в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства акционерного общества «Тулауголь» (л.д.73-75),

-копии акта приема-передачи объекта (л.д.76-77),

-копии акта приема-передачи технической документации (л.д.78),

-копии справки о балансовой стоимости (л.д.79)

-копии решения Собрания представителей МО Кимовский район с приложением «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда» (л.д.92, 93-96),

-сообщения из комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами (л.д.98),

-акта проверки №19 от 16.05.2011 года (л.д.99-100),

-копии протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101),

-информации начальника ОНД Кимовского района ГУ МЧС России по Тульской области (л.д.103),

-копии предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.105-106),

- копии определения Арбитражного суда Тульской области от 2.08.2011 года(л.д.116-117),

- списка граждан, зарегистрированных в общежитии(л.д.118),

- акта проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в общежитии от 11.08.2011 года(л.д.134-137),

- копии уведомления ЗАО «Жилсервис» о расторжении договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.138),

- копии отношений АМО Кимовский район в адрес АМО город Кимовск Кимовского района о принятии в безвозмездное пользование спорного общежития и ответов главы АМО город Кимовск Кимовского района(л.д.143-150),

- копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении за нарушение требований пожарной безопасности (л.д.152-153).

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Как было установлено в судебном заседании, после выявленных нарушений в общежитии по <адрес> в части противопожарного состояния помещения, Кимовский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке, предусмотренном ст.45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственной и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.

В соответствии с ч.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Как следует из содержания искового заявления прокурор в судебном порядке требует обязать ответчика ЗАО «Жилсервис» устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности объекта по указанному в иске адресу, при этом обоснованно ссылаясь в судебном заседании на предусмотренные ст.12. ГК РФ способы защиты гражданских прав. Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору.

Судебная власть, согласно положениям ч.2 ст.118 Конституции РФ, ч.3 ст.1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В исковом заявлении прокурор обоснованно ссылается на то, что направляя в суд исковое заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан, он действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения возможного причинения вреда гражданам, в защиту их здоровья, ввиду того, что выявленные нарушения органом пожарного надзора не устранены до настоящего времени.

Приведенные обстоятельства полностью опровергают доводы представителя ЗАО «Жилсервис» в части того, что прокурор является ненадлежащим истцом, ввиду чего в иске ему следует, по мнению представителя ответчика, отказать. Кроме того, указанное свидетельствует и о том, что прокурором избран надлежащий способ защиты права, вопреки мнению представителя ответчика ЗАО «Жилсервис». Выводы представителя ЗАО «Жилсервис» о необходимости рассмотрения данного искового заявления, в частности в административном порядке, не основаны на требованиях приведенного выше законодательства.

Статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожара. Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно пребывающих в общежитии, так и находящихся там временно. Следовательно, обоснованно подано прокурором в суд в порядке предоставленных ему полномочий.

В силу возложенных на прокурора обязанностей, вытекающих, в том числе из ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором обоснованно, вопреки мнению представителя ЗАО «Жилсервис» проводилась и дополнительная проверка 11.08.2011 года (л.д.134-137) состояния здания спорного общежития на предмет его противопожарного состояния.

В судебном заседании также было установлено, что, в частности, спорное общежитие, расположенное по адресу: <адрес> передано в аренду МО Кимовский район согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.2 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения в общежитиях.

На основании ч.2 ст.92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В силу ч.3 ст.92 ЖК РФ, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Как было выяснено в ходе проведения судебных разбирательств спорный объект недвижимого имущества имеет статус специализированного жилищного фонда. Указанные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании, как его собственником – представителем АМО Кимовский район Пахриным В.С., так и представителем АМО город Кимовск Кимовского района Эккардтом В.Е., кроме того, следуют из представленных представителем АМО Кимовский район документов(л.д.73-81, 98, 143-150).

При этом, по истечении времени не сохранилось решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, об отнесении объекта к определенному виду специализированного жилищного фонда.

Вместе с тем, данный объект недвижимого имущества был передан в муниципальную собственность АООТ «Тулауголь», как общежитие, он имеет все признаки общежития, установленные Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв.постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года №42. В судебном заседании из пояснений представителя ответчика – АМО Кимовский район, что подтвердил в суде и представитель АМО город Кимовск Кимовского района, было выяснено, что спорное здание было построено именно специально, укомплектовано штатом персонала, оборудовано мебелью, заселяется по специальной норме и на основе ордеров.

На основании ч.1 ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

На основании ч.2 ст.166 ГК РФ, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

На основании ч.1 ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с требованиями ст.168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Анализируя пояснения представителя ответчика ЗАО «Жилсервис» в совокупности с указанными правовыми нормами, суд признает обоснованными ее доводы о том, что изначально договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ЗАО «Жилсервис» было сдано в аренду спорное общежитие, заключен с нарушениями закона, эта сделка не соответствует требованиям закона, ввиду того, что специализированный жилищный фонд не может быть сдан в аренду. Данное указание прямо вытекает из содержания ч.3 ст.92 ЖК РФ.

Изложенное позволяет суду придти к выводу о том, что данная сделка недействительна с момента ее заключения, ничтожна и не влечет, в частности, никаких юридических последствий для ЗАО «Жилсервис» в части оборудования общежития, расположенного по адресу: <адрес> системой противопожарной безопасности, в соответствии с требованиями прокурора.

Кроме того, поскольку помещения общежития являются предметом договоров найма, заключенных с гражданами, зарегистрированными в общежитии, то указанные помещения не могут быть переданы по договору аренды иному лицу, поскольку в отношении одного объекта его собственник не может заключить более одного договора. Следовательно, и по данному основанию договор аренды является ничтожным.

Поэтому суд считает, что Кимовскому межрайонному прокурору в части иска, предъявленного к ЗАО «Жилсервис», должно быть отказано.

Правила пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ-01-03), утв. Приказом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В силу п.4 названных Правил, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В силу п.10 названных правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:

обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору;

Вместе с тем, как было установлено в ходе проведенной ОНД Кимовского района 19 мая 2011 года проверки, указанные нормы Правил были прямо нарушены. АМО Кимовский район, как собственник спорного общежития, находящегося в реестре муниципальной собственности, не обеспечил всех необходимых мероприятий для обеспечения здания общежития системой противопожарной безопасности. При этом, в судебном заседании было установлено, что и в момент передачи ЗАО «Жилсервис» 7.06.2008 года здания в аренду, оно было передано, будучи не оборудованным по правилам пожарной безопасности, вопреки требованиям ст.17 ЖК РФ и Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв.постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года №42. Таковых доказательств представитель ответчика АМО Кимовский район, согласно доверенности Пахрин В.С., суду не представил. Напротив, проведенные ОНД Кимовского района 19.05.2011 года и комиссионно 11.08.2011 года проверки свидетельствуют о том, что выявленные 19 мая 2011 года в общежитии нарушения требований пожарной безопасности продолжают иметь место.

Поэтому, комплексный анализ норм ГК РФ в совокупности с Правилами пожарной безопасности позволяют суду придти к выводу о том, что именно на собственника общежития, расположенного по адресу: <адрес>, каковым является АМО <адрес>, должны быть возложены обязанности по устранению выявленных в нем нарушений требований пожарной безопасности.

Выявленные нарушения являются нарушениями п.п. 36, 39, 44, 52, 53, 57, 60    Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 от 18.06.2003 года, норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»(НПБ-104-03), утв. Приказом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 года №323, норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утв. Приказом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №315, ФЗ РФ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», следовательно, должны быть устранены собственником данного объекта недвижимого имущества.

В судебном заседании было достоверно установлено, что АМО город Кимовск Кимовского района не имеет никакого отношения к общежитию, расположенному по адресу: <адрес>, ввиду того, что оно не передавалось ему в безвозмездное пользование по постановлению от 5.03.2008 года. Об этом свидетельствуют, как пояснения представителей АМО Кимовский район и АМО город Кимовск Кимовского района, приложение к названному постановлению, а также переписка между АМО Кимовский район и АМО город Кимовск с просьбой к АМО город Кимовск Кимовского района рассмотреть вопрос о принятии в безвозмездное пользование указанного общежития. Поэтому, суд считает, что обязанность по устранению нарушений требований и правил пожарной безопасности должна быть возложена только на собственника указанного имущества в лице АМО Кимовский район.

При этом, представленные представителем ответчика ЗАО «Жилсервис» доводы о том, что согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ все движимое и недвижимое имущество было передано от АМО Кимовский район АМО город Кимовск Кимовского района, следовательно, по их мнению, и общежитие по <адрес>, не соответствуют действительности, ввиду его непередачи АМО город Кимовск Кимовского района.

Приобщенные к материалам дела постановления главы администрации МО город Кимовск Кимовского района(л.д.119-120) «О предоставлении жилого помещения в общежитии», согласно которым АМО город Кимовс к Кимовского района постановило ЗАО «Жилсервис» заключить договоры найма жилого помещения в установленный срок, не свидетельствуют о нахождении в пользовании АМО город Кимовск Кимовского района указанного общежития. Правомерность вынесения данных постановлений не является предметом рассмотрения в рамках данного гражданского дела.

Вопреки мнению представителя ЗАО «Жилсервис» о том, что согласно заключенному между АМО город Кимовск Кимовского района и ЗАО «Жилсервис» договору поручения №1 от 7 мая 2009 года, по которому ЗАО «Жилсервис» обязуется заключать с жителями договоры социального найма, производить начисление и сбор платежей за наем жилых помещений, следовательно, АМО город Кимовск Кимовского района также имеет отношение к общежитию и пользуется им безвозмездно, таковых доказательств не было установлено в ходе рассмотрения дела. Напротив, согласно приложению №1 к договору поручения от 7 мая 2009 года, количество квартир муниципального жилищного фонда составляет 4133, при этом не указано, что сюда включены и комнаты общежития по <адрес>(л.д.140-142).

Поэтому суд не может рассматривать, как недостоверные и подложные пояснения представителя АМО Кимовский район в части того, что данное общежитие не передавалось в пользование АМО город Кимовск Кимовского района, ввиду того, что указанные пояснения объективно подтверждены представленными суду доказательствами.

Анализ собранных и приведенных в решении по делу доказательств позволяет суду придти к выводу об их относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела.

Таким образом, исковые требования Кимовского межрайонного прокурора законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению.

На основании ч.1 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В силу ч.2 счт.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Поэтому, возлагая на АМО Кимовский район обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности в общежитии по <адрес>, суд устанавливает срок выполнения указанных работ до 1.02.2012 года. Указанный срок обосновывается внесением изменений в бюджет МО Кимовский район в части расходования денежных средств на указанные работы, а также на само проведение работ. По мнению суда, этот срок отвечает требованиям разумности и справедливости, а установление более длительного срока производства необходимых мероприятий может повлечь серьезные последствия для проживающих в общежитии граждан, ввиду отсутствия системы противопожарной безопасности.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Жилсервис», администрации муниципального образования Кимовский район о понуждении проведения работ по соблюдению требований пожарной безопасности в общежитии, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в срок до 1.02.2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в общежитии, расположенном по <адрес>, путем выполнения следующих работ: оборудования помещения общежития автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС); оборудования помещения общежития системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ); производства замера сопротивления изоляции электропроводки в общежитии; производства огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений в общежитии; выполнения проводки в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; на дверях, ведущих к чердачным помещениям общежития, повесить табличку с указанием места хранения ключей; открыть второй эвакуационный выход из поэтажного коридора второго этажа общежития; провести прямую телефонную связь в общежитии.

В иске Кимовскому межрайонному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Жилсервис» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Кимовский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: