Решение от 04.10.2011 по иску Быкова А.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании назначить меры социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2011 года                        г.Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Останиной Е.А.

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

с участием представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новиковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-850/11 по иску Быкова А.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании назначить меры социальной поддержки,

у с т а н о в и л:

Быков А.В. обратился в суд с иском, в котором просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате, на получение справки на льготный проездной билет; на получение мер социальной поддержки по: ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; обязать ответчиков назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет; назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указал, что он (истец) является пенсионером УФСИН России по Тульской области на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ РФ от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и согласно ст.7 ФЗ РФ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда». Считает, что в силу ст.22 ФЗ РФ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством РФ. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижению возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда. Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст.1 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии со ст.3 указанного Закона меры социальной поддержки по ежемесячной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Порядок назначения и предоставления меры социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Тульской области утвержден постановлением администрации Тульской области «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года №201. В соответствии с п.п.15 п.6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года №579, департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением данных услуг. О нарушениях своих прав в предоставлении мер социальной поддержки он (истец) узнал от бывших сослуживцев и обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки согласно Закону Тульской области №493 от 28 декабря 2004 года, однако ему было отказано, поэтому он вынужден обратиться в суд.

Истец Быков А.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новикова Е.В. в судебном заседании пояснила, что Быкову А.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку кроме наличия самого звания «Ветеран труда» необходимо соблюдение еще одного условия – ветеран труда должен достигнуть возраста 60 лет, установленного законом о трудовых пенсиях, что предусмотрено законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 №493-ЗТО. Поддержала позицию ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», ранее высказанную в адрес суда в виде письменных возражений. Также ответчиком представлено заявление об уменьшении размера взыскиваемой государственной пошлины по делу Быкова А.В. до <данные изъяты> рублей, в связи с тем, что ГУ ТО «УСЗН Кимовского района» является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, не наделено правом коммерческой деятельности, а следовательно собственными денежными средствами не располагает.

Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в суд не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что с заявленными требованиями не согласен, просит в их удовлетворении отказать в полном объеме, высказав позицию, аналогичную позиции ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района».

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав позицию представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 и ст.76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ (в редакции от 09.12.2010).

Из представленного истцом Быковым А.В. удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Тульской области, следует, что Быкову А.В. назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, как старшему прапорщику внутренней службы в отставке.

Истцом также представлено удостоверение серии <данные изъяты> с отметкой «Ветеран труда», выданное ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», из которого следует, что Быков А.В. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ было присвоено звание «Ветеран труда», и с этого времени он имел право на предоставление льгот, предусмотренных ст.22 закона «О ветеранах».

Льготы, предоставляемые ветеранам труда, установлены в ст.22 закона «О ветеранах» от 12.01.1995г №5-ФЗ (далее - базовый закон). Статья 22 ранее действовала в редакции закона «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» от 08.08.2001 №124, и предусматривала, в частности, оплату в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъектов РФ, - подпункт 6 п.2 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, - подпункт 7 п.2 данной статьи.

Указанные льготы, согласно абз.1 п.2 ст.22 базового закона, должны предоставляться лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то есть условиями предоставления льгот являются: а) наличие звания «Ветеран труда»; б) ветерану труда должна быть назначена пенсия по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством, а не по возрасту (по старости).

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990г. №340-1 признан утратившим в силу Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ. С 01.01.2002 основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируется законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как следует из вышеуказанного удостоверения с ДД.ММ.ГГГГ Быкову А.В. назначена пенсия за выслугу лет, как старшему прапорщику внутренней службы в отставке. Следовательно, Быков А.В. является пенсионером на основании закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1, поскольку такого рода пенсии предусмотрены законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Всеми указанными законами («О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается в зависимости от наличия специального стажа работы (службы) и может быть назначена независимо от возраста, как в данном случае для Быкова А.В., который проходил службу в УФСИН России по Тульской области.

Согласно ст.22 базового закона в редакции закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Данная норма вступила в действие с 01.01.2005, в силу ст.155 закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных ст.22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ.

В Тульской области новый порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Согласно ст.3 данного закона, ветераны труда, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, п.1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, п.2 данной статьи, то есть условия предоставления данных мер социальной поддержки точно совпадают с условиями предоставления соответствующих льгот, установленных в базовом (Федеральном) законе, за исключением указания на факт достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.

Такое дополнительное условие, влекущее ограничение круга лиц категории «Ветеран труда», имеющих право на предоставление аналогичных льгот, по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации противоречит положениям ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ. В соответствии с п.1 данной статьи, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральном законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права. Согласно п.2 данной статьи, при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации не могут быть ниже тех, которые предоставлялись соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004, а условия предоставления льгот в натуральной форме не могут быть ухудшены.

В соответствии с Федеральным законом, данное право не может быть ограничено законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае законом Тульской области.

В силу пп.2 п.1 ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО, ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причем в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда». Следовательно, Быков А.В. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии законом Тульской области в размере, установленном в пп.2 п.4 указанной статьи.

Законом от 31.10.2009 №1352-ЗТО в закон Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 01.01.2010 оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую жилого помещения, установленной законодательством Тульской области (площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади п.1 ст.3 закона №493-ЗТО), а льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов (п.2 ст.3 закона №493-ЗТО).

Следовательно, Быков А.В. с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на указанные денежные выплаты.

ДД.ММ.ГГГГ Быков А.В. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» отказало Быкову А.В. в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в связи с отсутствием правовых оснований.

Из сообщения Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Кимовске и Кимовском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Быков А.В. состоит на учете и является получателем ЕДВ за проживание в Чернобыльской зоне, инвалидом или ветераном боевых действий не является.

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

В целях реализации закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 №201 был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельных категорий жителей Тульской области (далее - порядок).

В соответствии с п.4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.

Согласно п.8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплатой считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Быков А.В. впервые обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» (орган социального развития по месту своего жительства) ДД.ММ.ГГГГ, что следует из объяснений истца и подтверждается решением об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района».

Поскольку к моменту подачи указанного заявления Быков А.В. имел право на назначение ежемесячных денежных выплат, данные выплаты должны быть назначены с ДД.ММ.ГГГГ.

Данная обязанность должна быть исполнена ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», поскольку именно территориальные органы Департамента социального развития Тульской области осуществляют предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с Порядком назначения и предоставления денежных выплат отдельных категорий жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 №201.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ относит государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела.

Из квитанции от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Быковым А.В. уплачена госпошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Представителем ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новиковой Е.В. представлено заявление об уменьшении размера взыскиваемой государственной пошлины по делу Быкова А.В. до <данные изъяты> рублей, в связи с тем, что ГУ ТО УСЗН Кимовского района является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, не наделено правом коммерческой деятельности, а следовательно собственными денежными средствами не располагает.

Согласно ст.103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Принимая во внимание, что Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» не является коммерческой организацией, находится на бюджетном финансировании, свободных денежных средств не имеет, суд в соответствии с п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ считает необходимым удовлетворить ходатайство представителя ответчика об уменьшении размера государственной пошлины и снизить ее размер до <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь ст.194 – 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Быкова А.В. удовлетворить частично.

Признать за Быковым А.В. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» для ветеранов труда в виде ежемесячной денежной выплаты, единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяцы платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» назначить Быкову А.В. ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» обеспечить получение Быковым А.В. льготного транспортного обслуживания, предусмотренного Постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» предоставлять Быкову А.В. меры социальной поддержки, предусмотренные ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» по выплате ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяцы платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» (<адрес>) в пользу Быкова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части в иске Быкову А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Кимовский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий