Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2011 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Улитушкиной Е.Н.,
при секретаре Юдиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1074/2011 по иску Колесникова В. А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Колесников В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» (далее ГУ ТО УСЗН) об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки и просил признать его право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации и получении справки на льготный проездной билет, обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную выплату и выдать справку на льготный проездной билет, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований Колесников В.А. сослался на то, что он является пенсионером Министерства Внутренних дел Российской Федерации и с ДД.ММ.ГГГГ имеет удостоверение «Ветеран труда», поэтому в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение таких мер, однако в этом ему необоснованно отказано ГУ ТО УСЗН, что является нарушением его прав и законных интересов. С доводами, изложенными в письме ответчика он ( истец) не согласен по следующим основаниям. Колесников В.А. ссылается на то, что имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей». Поэтому ссылка ответчика ГУ ТО УСЗН на Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» является, по его мнению, необоснованной. Далее в исковом заявлении Колесников В.А. ссылается на то, что Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов труда, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот, которые он просит обязать ответчика ему предоставить.
Истец Колесников В.А., извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, однако, просил не взыскивать в его пользу государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика – ГУ ТО УСЗН, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве исковые требования не признал, сославшись на их необоснованность, мотивируя тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», однако он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - 60 лет, по достижению которых он может реализовать такие меры социальной поддержки ветеранов труда.
Представитель третьего лица - Департамента социального развития Тульской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, возражений не представил.
Исследовав письменные доказательства по делу, возражения ответчика, суд считает исковые требования Колесникова В.А. законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Истец Колесников В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года (с последующими изменениями) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей», а также является ветераном труда, о чем ему выдано ДД.ММ.ГГГГ удостоверение серии Т-I № (л.д.14), согласно которому он имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» Колесникову В.А. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану труда, со ссылкой на то, что он является получателем пенсии за выслугу лет и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д.15-16), что является необоснованным.
В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу статей 20 и 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определены в статье 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В силу ст.3 данного Закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области; 2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Статьей 7 вышеуказанного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Правовой анализ п.1 ст.27 и ст.ст. 2, 4, 5 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» свидетельствует о том, что всем категориям пенсионеров, указанным в ст.4 Закона, с 1.01.2002 года пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным Законом. Следовательно, в настоящее время на Колесникова В.А. также распространяются правоотношения действующего ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», согласно которому право на пенсию имеют лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, а назначается она в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».
Также суд учитывает, что положения ст.3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет для мужчин, поэтому ответчик неправильно истолковал правовые нормы этой статьи, ограничив круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, в связи с чем, довод о том, что в отношении Колесникова В.А. не выполняется требуемое в законе Тульской области условие - достижение возраста 60 лет является неправомерным.
Кроме того, как Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, так и Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет) в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан; возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.
Пенсия за выслугу лет согласно ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1 назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года, в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Назначение пенсии за выслугу лет таким гражданам независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Принимая во внимание, что пенсия истцу назначена, то есть он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», кроме того, он является ветераном труда, не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов, и нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, суд приходит к выводу, что Колесников В.А. имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных ст.ст.3, 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО, что не противоречит п.п.19 п.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 №30 и положениям ч.3 ст.196 ГПК РФ.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением от 15 марта 2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что Колесников В.А. ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке обратился в орган социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (л.д.25), предоставив копии пенсионного удостоверения, удостоверения ветерана труда. Данное обстоятельство подтверждается ответом на заявление (15-16), где содержатся сведения об обращении истца по рассматриваемому вопросу.
Учитывая изложенное, исходя из указанных выше правовых норм, суд считает, что Колесников В.А.. приобрел право на получение ежемесячной денежной выплаты, что подтверждает его доводы об отсутствии у ответчика оснований для отказа в предоставлении указанной льготы.
Поскольку к моменту подачи указанного заявления Колесников В.А. имел право на назначение ежемесячной денежной выплаты, данная выплата должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции постановления администрации Тульской области от 03.07.2006 №311, от 29.03.2008 №160), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского, пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных ним по состоянию на 31.12.2004.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
Изложенное позволяет суду придти к выводу о том, что Колесников В.А. также имеет и право на приобретение льготного билета, а ответчик обязан ему выдать справку, подтверждающую его право на данную льготу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Колесникова В. А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить в полном объеме.
Признать за Колесниковым В. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» для ветеранов труда в виде ежемесячной денежной выплаты, единого месячного льготного проездного билета.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» назначить Колесникову В. А. с ДД.ММ.ГГГГ как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» обеспечить получение Колесниковым В. А. льготного транспортного обслуживания, предусмотренного Постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области», выдав справку установленного образца для приобретения единого месячного проездного билета.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Кимовский городской суд Тульской области.
Председательствующий: