Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2011 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Бирюковой Ю.В.,
при секретаре Ананьевой М.В.,
с участием истца Игнаткина А.В.,
представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1071/11 по иску Игнаткина А. В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании назначить меры социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Игнаткин А.В. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании назначить меры социальной поддержки. В обоснование заявленных требований истец указал, что он является пенсионером УМВД России по Тульской области на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и согласно ст.7 ФЗ Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», имеет удостоверение «Ветеран труда». Считает, что в силу ст.22 ФЗ Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством Российской Федерации. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижению возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда. Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст.1 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии со ст.3 указанного Закона меры социальной поддержки по ежемесячной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Порядок назначения и предоставления меры социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов, начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Тульской области утвержден постановлением администрации Тульской области «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года №201. Согласно ст.7 указанного закона Тульской области ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты категориям жителей Тульской области утвержден постановлением администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года №201. Постановлением администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 февраля 2006 года №83 на территории Тульской области введен единый месячный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. В соответствии с п.п.15 п.6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года №579, департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением данных услуг. О нарушениях своих прав в предоставлении мер социальной поддержки он (истец) узнал от бывших сослуживцев и обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки согласно Закону Тульской области №493 от 28 декабря 2004 года, однако ему было отказано, поэтому он вынужден обратиться в суд. В связи с изложенным просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате, на получение справки на льготный проездной билет; на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; обязать ответчиков назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет; назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Истец Игнаткин А.В. в судебном заседании, в порядке ст.39 ГПК Российской Федерации, уменьшил объем заявленных требований, просил не взыскивать с ответчика госпошлину в размере 200 рублей. В остальном исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, подтвердив все доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование заявленных требований.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новикова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Игнаткину А.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку кроме наличия самого звания «Ветеран труда» необходимо соблюдение еще одного условия, ветеран труда должен достигнуть возраста 60 лет, установленного законом о трудовых пенсиях, что предусмотрено законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 №493-ЗТО. Поддержала позицию ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», ранее высказанную в адрес суда в виде письменных возражений. Также представителем ответчика было представлено заявление об уменьшении размера взыскиваемой государственной пошлины по делу Игнаткина А.В. до десяти рублей, в связи с тем, что ГУ ТО «УСЗН Кимовского района» является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, и не наделено правом коммерческой деятельности, а следовательно собственными денежными средствами не располагает.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав позицию истца Игнаткина А.В. и представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новиковой Е.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.«ж» ч.1 ст.72 и ст.76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 №5-ФЗ (в редакции от 9 декабря 2010года).
Из представленного истцом Игнаткиным А.В. удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Тульской области, следует, что Игнаткину А.В. назначена пенсия за выслугу лет со ДД.ММ.ГГГГ, как капитану полиции.
Истцом также представлено удостоверение серии Т-I № с отметкой «Ветеран труда», выданное ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», из которого следует, что Игнаткин А.В. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».
Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцу было присвоено звание «Ветеран труда», и с этого времени он имел право на предоставление льгот, предусмотренных ст.22 закона «О ветеранах».
Льготы, предоставляемые ветеранам труда, установлены в ст.22 закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ (далее - базовый закон). Статья 22 ранее действовала в редакции закона «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» от 8 августа 2001 года №124, и предусматривала, в частности, оплату в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъектов Российской Федерации, - подпункт 6 п.2 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, - подпункт 7 п.2 данной статьи.
Указанные льготы, согласно абз.1 п.2 ст.22 базового закона, должны предоставляться лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то есть условиями предоставления льгот являются: а) наличие звания «Ветеран труда»; б) ветерану труда должна быть назначена пенсия по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством, а не по возрасту (по старости).
Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года №340-1 признан утратившим в силу Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ. С 1 января 2002 основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируется законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и законом от 15 декабря 2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Как следует из вышеуказанного удостоверения № со ДД.ММ.ГГГГ Игнаткину А.В. назначена пенсия за выслугу лет, как капитану полиции. Следовательно Игнаткин А.В. является пенсионером на основании закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года №4468-1, поскольку такого рода пенсии предусмотрены законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Всеми указанными законами («О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается в зависимости от наличия специального стажа работы (службы) и может быть назначена независимо от возраста, как в данном случае для Игнаткина А.В., который проходил службу в органах внутренних дел.
Согласно ст.22 базового закона в редакции закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Данная норма вступила в действие с 1 января 2005 года, в силу ст.155 закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных ст.22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В Тульской области новый порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Согласно ст.3 данного закона, ветераны труда, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, п.1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, п.2 данной статьи, то есть условия предоставления данных мер социальной поддержки точно совпадают с условиями предоставления соответствующих льгот, установленных в базовом (Федеральном) законе, за исключением указания на факт достижения возраста, дающего право на назначение пенсии.
Такое дополнительное условие, влекущее ограничение круга лиц категории «Ветеран труда», имеющих право на предоставление аналогичных льгот, по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации противоречит положениям ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ. В соответствии с п.1 данной статьи, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральном законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права. Согласно п.2 данной статьи, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации не могут быть ниже тех, которые предоставлялись соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, а условия предоставления льгот в натуральной форме не могут быть ухудшены.
В соответствии с Федеральным законом, данное право не может быть ограничено законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае законом Тульской области.
В силу пп.2 п.1 ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО, ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причем в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда». Следовательно, Игнаткин А.В. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии законом Тульской области в размере, установленном в пп.2 п.4 указанной статьи.
Законом от 31 октября 2009 года №1352-ЗТО в закон Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 1 января 2010 года оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области (п.1 ст.3 закона №493-ЗТО), а льгота по оплате в размере 50% коммунальных услуг заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов (п.2 ст.3 закона №493-ЗТО).
Следовательно Игнаткин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на указанные денежные выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ Игнаткин А.В. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки.
Сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» отказало Игнаткину А.В. в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в связи с отсутствием правовых оснований.
В целях реализации закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года №201 был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельных категорий жителей Тульской области (далее - порядок).
В соответствии с п.4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.
Согласно п.8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплатой считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Игнаткин А.В. впервые обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» (орган социального развития по месту своего жительства) ДД.ММ.ГГГГ, что следует из объяснений истца и подтверждается решением об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района».
Поскольку к моменту подачи указанного заявления Игнаткин А.В. имел право на назначение ежемесячных денежных выплат, данные выплаты должны быть назначены с ДД.ММ.ГГГГ.
Данная обязанность должна быть исполнена ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», поскольку именно территориальные органы Департамента социального развития Тульской области осуществляют предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с Порядком назначения и предоставления денежных выплат отдельных категорий жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года №201.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых ч.1 ст.88 ГПК РФ относит государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Из квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Игнаткиным А.В. уплачена госпошлина в размере 200 рублей.
Однако истцом Игнаткиным А.В. представлено в адрес суда заявление, в котором он просит не взыскивать с ответчика в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Игнаткина А. В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки и обязании назначить меры социальной поддержки, удовлетворить частично.
Признать за Игнаткиным А. В. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» для ветеранов труда в виде ежемесячной денежной выплаты, единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяцы платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» назначить Игнаткину А. В. ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» обеспечить получение Игнаткиным А. В. льготного транспортного обслуживания, предусмотренного Постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» предоставлять Игнаткину А. В. меры социальной поддержки, предусмотренные ст.3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» по выплате ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяцы платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части в иске Игнаткину А. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Кимовский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий