Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2011 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Останиной Е.А.
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
с участием истца Русакова П.А.,
представителя истца Русакова П.А. по ордеру Медведевой С.В.,
представителя ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Шведчиковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1044/11 по исковому заявлению Русакова П. А. к Комитету Тульской области по семейной и демографической политике, опеке и попечительству, администрации муниципального образования Кимовский район, администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района о признании постановления главы Кимовского муниципального образования №750 от 09.09.1998 незаконным в части, признании нуждающимся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, обязании предоставить вне очереди отдельную однокомнатную благоустроенную квартиру,
у с т а н о в и л:
Русаков П.А. обратился в суд с иском, в котором просил признать постановление главы Кимовского муниципального образования №750 от 09.09.1998 в части закрепления жилья по адресу: <адрес> за несовершеннолетним Русаковым П.А. незаконным; признать Русакова П.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, обязании администрации муниципального образования Кимовский район и администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района предоставить Русакову П.А. отдельную однокомнатную благоустроенную квартиру, площадью не менее нормы предоставления на одного человека, по договору социального найма, вне очереди, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исковые требования обоснованы тем, что с рождения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ он (истец) проживал вместе с матерью ФИО2 и мужем тети матери – ФИО3 по адресу: <адрес>. В другой квартире по адресу: <адрес> он (истец) оказался зарегистрированным, как ему (истцу) известно, в связи с тем, что ФИО3 приобрел указанную квартиру для их отселения туда, поскольку уезжал на новое место жительства в г.<адрес>, а квартиру по адресу: <адрес> продал. Так с ДД.ММ.ГГГГ он (истец) с матерью проживал в приобретенной ФИО3 квартире, собственниками квартиры они не являлись. Он (истец) является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его (истца) мать - ФИО2 лишена в отношении него (истца) родительских прав решением Кимовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, а его (истца) отец - ФИО1 отбывал наказание в местах лишения свободы, также решением Кимовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении него (истца) родительских прав. В результате этого его (истца) в соответствии с постановлением №750 от 09.09.1998 определили в учреждение для детей-сирот в школу-интернат г.Кимовска, где он обучался и жил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также в этом постановлении указано о сохранении за ним (истцом) права на жилую площадь по адресу: <адрес>. В настоящее время его (истца) родители умерли: мать ДД.ММ.ГГГГ, отец ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он (истец) обучался в Новомосковской специальной коррекционной школе-интернате. Затем поступил учиться в <данные изъяты> <адрес>, которое окончил в <данные изъяты>. Жить ему (истцу) негде и идти некуда. Его (истца) пустил пожить в квартиру своей бабушки однокурсник, который тоже сирота. Выяснилось, что за ним (истцом) закрепили жилье по адресу: <адрес>, которое находится в собственности у ФИО3, членом семьи которого он (истец) не является по настоящее время. С учетом этого, считает, что постановление главы Кимовского муниципального образования №750 от 09.09.1998 в части закрепления жилья является незаконным.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования, изменив субъектный состав, указав в качестве ответчика Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, и просил суд признать постановление главы Кимовского муниципального образования №750 от 09.09.1998 в части закрепления жилья по адресу: <адрес> за несовершеннолетним Русаковым П.А, незаконным; признать Русакова П.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Русакову П.А. отдельную однокомнатную благоустроенную квартиру, площадью не менее нормы предоставления на одного человека, по договору социального найма, вне очереди, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец Русаков П.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование заявленных исковых требований.
Представитель истца Русакова П.А. по ордеру Медведева С.В. поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить, подтвердив все доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование требований.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кимовский район в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района в суд не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Решение по делу оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Шведчикова М.В. уточненные исковые требования Русакова П.А. поддержала в полном объеме.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в числе прочего и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается в соответствии с ч.1 и 3 ст.49 ЖК РФ путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Абзац 4 статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам урегулирован Законом Тульской области №902-ЗТО от 12.11.2007 «О жилищном фонде Тульской области».
На основании ст.3 Закона к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.1 ст.4 названного Закона состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), имеют право граждане, отнесенные к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 и 2 ст.5 Закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.
Жилые помещения жилищного фонда Тульской области предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно с гражданином, включенных им в заявление о принятии на учет. Общая площадь предоставляемого жилого помещения, приходящаяся на одного человека, не должна быть менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органом местного самоуправления, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение площадью менее нормы предоставления на одного человека может предоставляться только с согласия гражданина без снятия его с учета.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно Постановлению администрации Тульской области от 04.03.2009 №105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области» в целях реализации Закона Тульской области от 03.05.2007 №802-ЗТО «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области», Закона Тульской области от 12.11.2007 №902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» на основании ст.34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области постановила определить комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно требованиям ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как следует из буквального толкования ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди.
Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.
По данному делу установлено:
Русаков П. А. родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о его рождении. Родителями указаны: отец – ФИО1, мать – ФИО2
Решением Кимовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении сына Русакова П.А.
Решением Кимовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 лишен родительских прав в отношении сына Русакова П.А. Согласно названному решению несовершеннолетнего Русакова П.А. передали органу опеки и попечительства администрации муниципального образования г.Кимовск и Кимовский район Тульской области.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о его смерти.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о ее смерти.
Согласно справке потребительского жилищного кооператива «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Русаков П.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО3 приобрел у ФИО5 однокомнатную квартиру общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>.
Из поквартирной карточки на кв.<данные изъяты> д.<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.Кимовска Тульской области следует, что в ней зарегистрированы: ФИО4 (наниматель) с ДД.ММ.ГГГГ (снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ), ФИО5 (наниматель) с ДД.ММ.ГГГГ (снят с регистрационного учета), ФИО2 (имеется пометка, что лишена родительских прав) с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета), Русаков П.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно выписке из лицевого счета № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартиросъемщиком квартиры № корпус № дома № по ул.<данные изъяты> г.Кимовска Тульской области указан ФИО3, общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м, количество прописанных – <данные изъяты>.
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрирован Русаков П.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения Военного комиссариата Тульской области по г.Кимовску и Кимовскому району от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Русаков П.А. проходил действительную военную службу в ВС РФ. Дата отправки в ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества: Русаков П.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ в архивах Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» отсутствуют сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах за Русаковым П.А.
Из письма администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что администрация муниципального образования г.Кимовск Кимовского района рассмотрела заявление Русакова П.А. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако в постановке на учет Русакову П.А. было отказано, поскольку постановлением главы Кимовского муниципального образования №750 от 09.09.1998 за ним сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, данная жилая площадь находится в удовлетворительном состоянии и никто не препятствует его вселению; на данной жилой площади он зарегистрирован один; общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м, что является нормой для проживания.
Согласно сообщению администрации муниципального образования Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № по ул.<данные изъяты> межведомственной комиссией не обследовался и к категории ветхого либо аварийного дом не относится.
Из акта осмотра жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что квартира расположена на первом этаже пятиэтажного кирпичного дома и состоит из одной комнаты, кухни, прихожей и санузла. На момент обследования в квартире стены и потолки черные, возможно после пожара. Отопительные приборы и стояки отопления находятся в рабочем состоянии. В кухонной комнате отсутствует газовая плита, раковина. В ванной комнате разбит унитаз, отсутствует раковина. Инженерные внутриквартирные коммуникации требуют полной замене. В квартире нет электричества.
Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной филиалом федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области в г.Новомосковске» усматривается, что санитарно-гигиенические требования к условиям проживания в квартире № жилого дома № по ул.<данные изъяты> г.Кимовска Тульской области не соответствуют требованиям пп.5.4; 8.2.5; 9.1; СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно постановлению главы Кимовского муниципального образования №750 от 09.09.1998, рассмотрев ходатайство комитета по образованию об определении несовершеннолетнего Русакова П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в учреждение для детей-сирот и, принимая во внимание, что мать - ФИО2, лишена родительских прав (решение Кимовского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО1, отбывает срок наказания (приговор суда от ДД.ММ.ГГГГ), постановлено: определить несовершеннолетнего Русакова П.А. в учреждение для детей-сирот; сохранить за несовершеннолетним Русаковым П.А. право на жилую площадь по адресу: <адрес>.
Анализируя установленные по делу обстоятельства в совокупности с полученными и изученными в судебном заседании доказательствами, суд пришел к следующим выводам.
Русаков П. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный факт ответчиками не оспаривался.
Русаков П.А. обучался в Кимовском интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ НПО ТО «<данные изъяты>» (г.<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в армии, с ДД.ММ.ГГГГ по лето ДД.ММ.ГГГГ вновь обучался в ГОУ НПО ТО «<данные изъяты>» (г.<данные изъяты>), с лета ДД.ММ.ГГГГ работает в ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты>.
Поскольку на момент регистрации ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, указанная квартира находилась в собственности ФИО3, Русаков П.А, членом семьи ФИО3 не являлся, а был зарегистрирован по спорному адресу в соответствии с требованиями ст.20 ГК РФ по месту жительства своей матери - ФИО2, сама по себе регистрация по месту жительства является административным актом и прав на жилое помещение не порождает, в настоящее время проживание в квартире невозможно из-за произошедшего в ней пожара, суд приходит к выводу, что постановление главы Кимовского муниципального образования №750 от 09.09.1998 в части закрепления за несовершеннолетним Русаковым П.А. права на жилую площадь по адресу: <адрес> противоречит закону и нарушает права и охраняемые законом интересы истца, поскольку препятствует реализации права Русакова П.А. на постановку на учет на получение вне очереди жилой площади как ребенку-сироте, суд считает требования Русакова П.А. в данной части подлежащими удовлетворению, а оспариваемое постановление должно быть недействительным в указанной части.
С учетом вывода суда о незаконности названного выше постановления в судебном заседании установлен факт отсутствия закрепленного за Русаковым П.А. жилого помещения. Жилого помещения в собственности или на условиях договора социального найма у Русакова П.А не имеется.
Истец Русаков П.А. на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в льготном /внеочередном/ порядке, как лицо, оставшееся без попечения родителей, и ребенок-сирота не состоит.
Однако в силу ст.51 ЖК РФ Русаков П.А. относится к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.
Следовательно, требование Русакова П.А. в части признания Русакова П.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, также подлежит удовлетворению.
У истца Русакова П.А. в силу действующего законодательства имеется право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением и при этом не имеет значение, что Русаков П.А. не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, поскольку у Русакова П.А., как у ребенка-сироты, право на социальную поддержку возникло в силу ст.37 ЖК РСФСР с момента приобретения истцом данного статуса, и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий.
В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Рассмотрев дело в пределах уточненных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
уточненные исковые требования Русакова П. А. удовлетворить частично.
Признать постановление главы Кимовского муниципального образования №750 от 09.09.1998 в части сохранения за несовершеннолетним Русаковым П. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на жилую площадь по адресу: <адрес> - незаконным.
Признать Русакова П. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать Комитет Тульской области по семейной и демографической политике, опеке и попечительству предоставить вне очереди Русакову П. А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма отдельную благоустроенную квартиру, площадью не менее нормы предоставления на одного человека.
В остальной части исковых требований Русакову П.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Кимовский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий