РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 января 2012 года г. Кимовск Кимовский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Калачева В.В., при секретаре Масловой Н.С., с участием помощника Кимовского межрайпрокурора Беркутова И.Ю., представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район согласно доверенности Пахрина В.С. третьего лица МУП «Партнер» в лице директора Щепетильниковой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-26 по иску Кимовского межрайпрокурора к администрации муниципального образования Кимовский район в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении проведения работ по соблюдению требований пожарной безопасности в общежитии, установил: Кимовский межрайпрокурор обратился в суд с иском и просит обязать собственника специализированного жилищного фонда - общежития в д. № по ул. <данные изъяты> гор. Кимовска Тульской области - администрацию муниципального образования Кимовский район в срок до 01 мая 2012 года устранить нарушения следующих требований пожарной безопасности выполнив следующие работы: - облицевать пути эвакуации негорючим материалом (поэтажные коридоры) - тем самым устранить нарушение п. 53 ППБ 01-03, ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - организовать прямую телефонную связь с подразделением пожарной охраны, тем самым устранить нарушение п. 39 ППБ 01-03, ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - выполнить электрическую проводку в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике - тем самым устранить нарушение п. 57 ППБ 01-03, ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - укомплектовать пожарные краны внутреннего пожарного водопровода пожарным рукавом, насадком - тем самым устранить нарушение п. 90 ППБ 01- 03 ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - доукомплектовать первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), доведя их общее количество до десяти единиц (из расчета по два огнетушителя на этаж) - тем самым устранить нарушение п. 108 ППБ 01-03, ст.ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Исковые требования обосновывает тем, что собственником данного объекта недвижимого имущества является согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23 марта 2004 года муниципальное образование «г. Кимовск и Кимовский район» Тульской области в лице его правопреемника - администрации муниципального образования Кимовский район. В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения Федерального закона РФ «О пожарной безопасности». В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Согласно ст. 3 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а так же мер правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: осуществлять государственный противопожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами. На основании ст. 34 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора; предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Согласно ст. 37 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: - соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; - разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; - проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; - включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению; - оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; - предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; - обеспечить доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; - предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшествиях на их территориях пожарах и их последствиях; - незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; - содействовать деятельности добровольных пожарных; - обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В силу п. 1 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ-01-03) к приказу МЧС России от 18.06.2003 № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физический и юридических лиц, государственного или муниципального имущества. В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 92 ЖК РФ определено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма. В ходе проверки противопожарного состояния здания общежития расположенного по адресу: <адрес> в ходе проведенных прокуратурой района проверок 11 августа и 26 декабря 2011 года выявлялись существенные нарушения требований пожарной безопасности. 26 декабря 2011 года проверкой выявлены следующие нарушения: - пути эвакуации облицованы горючим материалом (коридоры) - нарушение п. 53 ППБ 01-03, ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - отсутствует прямая телефонная связь с подразделением пожарной охраны - нарушение п. 39 ППБ 01-03, ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - электрическая проводка выполнена с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике - нарушение п. 57 ППБ 01-03, ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - пожарные краны внутреннего пожарного водопровода не укомплектованы пожарным рукавом, насадком - нарушение п. 90 ППБ 01-03, ст.ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушители) (требуется доукомплектование до 10 единиц, в наличии 5)- нарушение п. 108 ППБ 01-03, ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Федеральный закон РФ № 123-Ф3 от 22.06.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положении технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности у конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности. В соответствии со ст. 4 Федеральный закон РФ № 123-Ф3 от 22.06.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: - установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; - правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; - правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространятся, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. В судебном заседании помощник Кимовского межрайпрокурора заявленные требования поддержал в полном объеме. Ответчик – представитель администрации муниципального образования Кимовский район, согласно доверенности Пахрин В.С. возражал против удовлетворения исковых требований. Третье лицо – МУП «Партнер» в лице директора Щепетильниковой И.А. не возражала против удовлетворения требований. Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу ст.ст. 2 Конституции РФ, п.п. 3,7, ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 37,38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с п.п. 3,7, ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В силу ст.ст. 37,38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Помощник Кимовского межрайпрокурора в своем заключении иск признал обоснованным и подлежащим удовлетворению. По данному делу установлено, что собственником здания - общежития, расположенное в д. № по ул. <данные изъяты> гор. Кимовска Тульской области согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № является муниципальное образование «г. Кимовск и Кимовский район» Тульской области в лице его правопреемника - администрации муниципального образования Кимовский район. Данное имущество является муниципальной собственностью. В ходе проверок, проведенных ОГПН Кимовского района совместно с Кимовской межрайпрокуратурой выявлены нарушения действующего законодательства в области пожарной безопасности. Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании из объяснений помощника Кимовского межрайпрокурора, ответчика, из исследованных письменных доказательств: копии письма (л.д.11), копии договора (л.д.12-14), копии свидетельства (л.д.15,17), копии распоряжения (л.д.16), копии информации (л.д.18), копии акта (л.д.19-23), копии свидетельства о государственной регистрации права (л.д.24). Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующему выводу. Собственником имущества, т.е. здания - общежития, расположенного в д. № по ул. <данные изъяты> гор. Кимовска Тульской области, является администрация муниципального образования Кимовский район. Таким образом, ответчик в лице администрации муниципального образования Кимовский район несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, а следовательно должен устранить имеющиеся недостатки по выполнению требований пожарной безопасности. Позицию представителя ответчика муниципального образования Кимовский район о том, что Кимовский межрайпрокурор не имел права подачи указанного иска в суд, находит ошибочной по следующим основаниям. Одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений законности является обращение прокурора в суд. Такая форма применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия. Прокуроры достаточно активно пользуются предоставленным им ст. 45 ГПК РФ не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования, не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер. Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору. В защиту гарантированных Конституцией РФ прав граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения возможного причинения вреда неопределенному кругу лиц, поскольку ответчик в лице администрации муниципального района не устранил нарушения, выявленные в ходе проведенной проверки 11.08.2011 года и 26.12.2011 года.. Статьей 1 ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе и органами местного самоуправления. Пожарная безопасность, как необходимое условие стабильного существования и жизнедеятельности личности, общества и государства, вполне обоснованно может быть основанием для использования прокурором права на обращение в суд и квалифицированного поддержания исковых требований в суде в порядке ст. 45 ГПК. Доводы представителя ответчика о том, что акты проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности от 11.08.2011 года и 26.12.2011 года не имеют юридической силы, поскольку составлялись не инспектором отдела надзорной деятельности по Кимовскому району ГУ МЧС России по Тульской области ФИО6, а старшим помощником Кимовского межрайпрокурора, суд находит не состоятельными по следующим основаниям. Нарушения правил пожарной безопасности были обнаружены именно ФИО6, который также подписал акты наряду с другими участниками. Указанные документы не должны составляться исключительно должностными лицами осуществляющими пожарный надзор, в отличие от протокола об административном правонарушении. Суд принимает во внимание тот факт, что нарушение законодательства о пожарной безопасности было выявлено в первую очередь специалистом в данной отрасли - инспектором отдела надзорной деятельности по Кимовскому району ГУ МЧС России по Тульской области ФИО6, который подписал соответствующие акты от ДД.ММ.ГГГГ и дублирующий о неустранении выявленных нарушений от 26.12.2011 года. Данные акты никем не обжаловались. Администрация муниципального образования Кимовский район знала о выявленных нарушениях и составленных актах, поскольку при составлении акта 11.08.2011 года присутствовал инженер отдела ГО ЧС и ООС администрации муниципального образования Кимовский район ФИО7 Кроме этого, в акте от 11.08.2011 года указано, что один экземпляр передан в администрацию муниципального образования Кимовский район (л.д.23). В судебном заседании директор МУП «Партер» Щепетильникова И.А. пояснила, что после выявления нарушений законодательства пожарной безопасности в общежитиях, неоднократно обращалась к руководству администрации муниципального образования Кимовский район со служебными записками, однако всегда получала устные ответы. Данный факт указывает на то, что руководство администрации муниципального образования Кимовский район, после неоднократного обсуждения вопроса об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности не выполнило определенные работы, тем самым, подвергая жизнь и здоровье проживающих в общежитии граждан опасности. Сам факт наличия нарушений не оспаривается представителем ответчика и директором МУП «Партнер». Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности", утвержденный приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517, указывает на соблюдение определенных правил при проверке исполнения законодательства о пожарной безопасности именно лицами осуществляющими пожарный надзор. Таким образом, суд не находит правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Кимовского межрайпрокурора. Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск Кимовского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кимовский район о понуждении проведения работ по соблюдению требований пожарной безопасности в общежитии - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Кимовский район устранить нарушения требований пожарной безопасности в общежитии по адресу: <адрес> в срок до 01 мая 2012 года и выполнить следующие работы: - облицевать пути эвакуации негорючим материалом (поэтажные коридоры) - тем самым устранить нарушение п. 53 ППБ 01-03, ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - организовать прямую телефонную связь с подразделением пожарной охраны, тем самым устранить нарушение п. 39 ППБ 01-03, ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - выполнить электрическую проводку в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике - тем самым устранить нарушение п. 57 ППБ 01-03, ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - укомплектовать пожарные краны внутреннего пожарного водопровода пожарным рукавом, насадком - тем самым устранить нарушение п. 90 ППБ 01- 03 ст.ст. 4, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - доукомплектовать первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), доведя их общее количество до десяти единиц (из расчета по два огнетушителя на этаж) - тем самым устранить нарушение п. 108 ППБ 01-03, ст.ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: