Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 января 2012 года г.Кимовск Тульской области Кимовский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Останиной Е.А. при секретаре Кузнецовой Ю.В., с участием старшего помощника Кимовского межрайпрокурора Юдиной С.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионовой Т.В., представителя третьего лица Комитета по образованию администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Молодкиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-22/12 по иску Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район о признании бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании образовательного учреждения – МКОУ Монастырщинская ООШ ввиду отсутствия должного финансирования и не обеспечения первичных мер пожарной безопасности, ставящего под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, незаконным, обязании незамедлительно профинансировать необходимые организационно- хозяйственные мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выражающееся в ненадлежащем содержании здания МКОУ Монастырщинская ООШ ввиду отсутствия должного финансирования образовательного учреждения и не обеспечении первичных мер пожарной безопасности, и ставящее под угрозу жизнь и здоровье обучающихся; обязать администрацию муниципального образования Кимовский район незамедлительно профинансировать необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в МКОУ Монастырщинская ООШ, а именно: оборудовать вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт ПЧ – 55. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с протоколом № заседания губернаторского совета Тульской области от ДД.ММ.ГГГГлавам муниципальных образований предписано завершить работы по выводу на пульты связи пожарных подразделений сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на объектах образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка выполнения мероприятий по плановой подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в результате которой было установлено, что в МКОУ Монастырщинская ООШ отсутствуют АПС и вывод сигнала о срабатывании. В ДД.ММ.ГГГГ ОГПН Кимовского района выносилось предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности №. Пунктом <данные изъяты> предписания МКОУ Монастырщинская ООШ была обязана оборудовать помещения школы автоматической пожарной сигнализацией, а пунктом <данные изъяты> - вывести сигнал о срабатывании АУПС на пульт пожарной части. Однако указанное предписание исполнено не было, и в ходе проверки в ДД.ММ.ГГГГ были выявлены аналогичные нарушения. По результатам проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Комитета по образованию администрации МО Кимовский район было внесено представление. В результате рассмотрения представление было признано обоснованным, однако ввиду недостаточности финансирования нарушения устранены не были. Непроведение мероприятий по пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасения людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Согласно Уставу МКОУ Монастырщинская ООШ учредителем учреждения является администрация муниципального образования Кимовский район. Бездействие органа местного самоуправления в лице администрации муниципального образования по надлежащему содержанию здания образовательного учреждения – МКОУ Монастрыщинская ООШ и обеспечению первичных мер пожарной безопасности является незаконным, грубо нарушающим права и законные интересы учащихся школы. Указанные нарушения законодательства об образовании в деятельности органов местного самоуправления имеют место на фоне намеченных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Успешное выполнение проекта «Образование», на всех этапах его реализации в определенной степени зависит от своевременности разработки и принятия соответствующих муниципальных актов органами местного самоуправления, а также исполнение требований действующего федерального законодательства. Вышеуказанные нарушения затрагивают права и интересы несовершеннолетних, обучающихся в указном учреждении, которые в силу возраста относятся к социально незащищенной категории граждан. МКОУ Монастырщинская ООШ осуществляет свою деятельность непрерывно. При этом количество находящихся граждан может изменяться. Таким образом, индивидуализировать граждан, права которых нарушаются не выполнением мероприятий по пожарной безопасности, не представляется возможным. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В судебном заседании старший помощник Кимовского межрайпрокурора Юдина С.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, уточнила исковые требования и просила суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выражающееся в ненадлежащем содержании здания МКОУ Монастырщинская ООШ ввиду отсутствия должного финансирования образовательного учреждения и не обеспечении первичных мер пожарной безопасности, и ставящее под угрозу жизнь и здоровье обучающихся; обязать администрацию муниципального образования Кимовский район оборудовать помещение МКОУ Монастырщинская ООШ автоматической пожарной сигнализацией; установить систему оповещения людей о пожаре; произвести замер сопротивления изоляции электропроводки; вывести сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт ПЧ-55. Доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование заявленных требований, поддержала. Представитель ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионова Т.В. возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, пояснив, что требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Кимовский район, выражающегося в ненадлежащем содержании здания ввиду отсутствия должного финансирования образовательного учреждения – МКОУ Монастырщинская ООШ и не обеспечении первичных мер пожарной безопасности, ставящего под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, не основано на реальных фактах, поскольку в предварительном судебном заседании были представлены документы, подтверждающие факт того, администрация муниципального образования Кимовский район не бездействовала. В рамках программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений были проведены необходимые меры, а именно: есть пожарный щит, огнетушители, с учениками и рабочим персоналом проводятся занятия о том, как нужно действовать в случае пожара, проводятся тренировки по эвакуации из здания. <данные изъяты> % бюджета расходуется на обеспечение зданий, в том числе и образовательных учреждений. Администрация муниципального образования Кимовский район выполнила все необходимое в рамках финансовых возможностей. Когда встал вопрос об установке пожарной сигнализации, прежде всего были выделены средства на их установку. В Кимовском районе осталось всего три школы, где нет АУПС. Эти школы малочисленные, в том числе и МКОУ «Монастырщинская ООШ». По требованию об обязании администрации муниципального образования Кимовский район оборудовать помещение МКОУ Монастырщинская ООШ автоматической пожарной сигнализацией; установить систему оповещения людей о пожаре; произвести замер сопротивления изоляции электропроводки; вывести сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт ПЧ-55, пояснила, что МКОУ «Монастырщинская ООШ» является малокомплектной школой, в департамент образования Правительства Тульской области представлен план по реорганизации данной школы путем присоединения к <данные изъяты> школе. Если администрация сможет найти транспорт и перераспределить детей из этой школы, то МКОУ «Монастырщинская ООШ» не будет, детей будут возить в Вишневскую школу, которая оборудована всем необходимым. Поскольку МКОУ «Монастырщинская ООШ» будет реорганизована, то смысла там что-то делать нет, так как это все дорогостоящие мероприятия. Если к весне ДД.ММ.ГГГГ не будет решен вопрос о реорганизации МКОУ «Монастырщинская ООШ» и будет решено, что МКОУ «Монастырщинская ООШ» останется, то администрация муниципального образования обязательно объявит конкурс по установке АПС и будет искать на это денежные средства. Перед началом учебного года в ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Кимовский район направляла письмо начальнику ГУ МЧС России по Тульской области ФИО6 с просьбой об открытии школы, о разрешении начать учебный год. Письменного ответа не было. В устной форме начальник ГУ МЧС России по Тульской области ФИО6 дал согласие на открытие школы. В ДД.ММ.ГГГГ бюджет района меньше, чем в ДД.ММ.ГГГГ, он сокращен на <данные изъяты>. Пока бюджет на расходы на содержание зданий рассчитан только на <данные изъяты> месяцев. Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Молодкина Е.П. возражала против удовлетворения уточненных исковых требований. Поддержала позицию представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район. Пояснила, что в бюджете администрации муниципального образования Кимовский район нехватка денежных средств, поэтому нарушения, указанные в предписании, не были устранены. Представитель третьего лица МКОУ «Монастырщинская ООШ» - директор школы Буряк И.Н. в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия, с требованиями согласен. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45 Конституции РФ). В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, могут быть обжалованы в суд. Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Анализ приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья прокурор на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, выражающегося в ненадлежащем обеспечении первичных мер пожарной безопасности, в защиту прав неопределенного круга лиц в целях предупреждения возникновения пожаров, предотвращения гибели людей и порчи имущества. Как усматривается из содержания искового заявления Кимовского межрайпрокурора, им заявлены требования в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в первую очередь, учащихся школы, а также учителей, иных сотрудников и посетителей этого учреждения. Данный круг лиц невозможно персонифицировать, так как состав посетителей помещений МКОУ «Монастырщинская ООШ» постоянно меняется. Согласно статье 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Положениями статьи 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст.1 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативно-правовыми актами. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, а также иных нормативных правовых документах, содержащих требования пожарной безопасности, которые в обязательном порядке должны применяться и исполняться всеми без исключения организациями, предпринимателями и гражданами. В силу положений ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций, среди прочего, обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Статья 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313, устанавливает, что требования пожарной безопасности - это обязательное для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно – правовой формы, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на заседании губернаторского совета Тульской области при обсуждении вопроса об организации работы по обеспечению муниципальных объектов образования и здравоохранения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара было решено: оборудовать объекты с массовым пребыванием людей автоматическими установками противопожарной защиты, привести в соответствие с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности пути эвакуации, электропроводку и огнезащитную обработку; завершить работы по выводу на пульты связи пожарных подразделений сигналы о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на объектах образования и здравоохранения с ночным пребыванием людей - в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38-44). ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГПН Кимовского района было вынесено распоряжение о проведении плановой, выездной проверки юридического лица №, согласно которому необходимо провести проверку в отношении МКОУ Монастырщинская ООШ, осуществляющую деятельность по адресу: <адрес>. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен начальник отдела ГПН Кимовского района ФИО1 Задачами настоящей проверки является проверка соблюдения юридическим лицом требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. Проверку провести с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (л.д.53-54). ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты> до <данные изъяты> начальником отдела ГПН Кимовского района ФИО1 по адресу: <адрес> в присутствии директора учреждения была проведена проверка МКОУ Монастырщинская ООШ. В ходе проверки выявлено: - помещения школы не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; - не произведена работа по выводу сигнала о срабатывании автоматических установок противопожарной защиты на пульт пожарной охраны; - эвакуационные пути и выходы отделаны горючими материалами; - отсутствует замер сопротивления изоляции электропроводки; - не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений; - отсутствует система оповещения людей о пожаре; - соединения проводов выполнены с помощью скруток. В результате проверки было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которое является приложением к указанному акту. Директор МКОУ Монастырщинская ООШ ФИО2 с актом проверки ознакомлен, копию акта с приложениями получил ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его личной подписью на акте (л.д.55-56). Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10) были установлены сроки устранения выявленных нарушений: - провести замер сопротивления изоляции электропроводки во всех помещениях. Не выдержавшую испытания электропроводку заменить – до ДД.ММ.ГГГГ; - оборудовать помещения школы автоматической пожарной сигнализацией – доДД.ММ.ГГГГ; - соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью сварки, опрессовки, пайки или специальных зажимов– до ДД.ММ.ГГГГ; - произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений. Состояние огнезащитной обработки проверять не реже двух раз в год. С проверкой на ИПЛ – до ДД.ММ.ГГГГ; - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации – до ДД.ММ.ГГГГ; - предусмотреть в зданиях систему оповещения людей о пожаре – до ДД.ММ.ГГГГ; - вывести сигнал о срабатывании автоматических установок противопожарной защиты на пульт пожарной части – до ДД.ММ.ГГГГ. При этом в предписании отражено, что устранение указанных нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством РФ обязанность по их устранению. Также в предписании указано, что проверку выполнения предписаний планируется провести в рамках внепланового мероприятия по надзору в ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.38 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» разъяснено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанное предписание в установленном законом порядке не обжаловалось. Доказательств обратного суду не представлено. В установленный в предписании срок проверка выполнения предписаний (ДД.ММ.ГГГГ) в рамках внепланового мероприятия по надзору не проводилась. Результат выполнения (невополнения) предписания № от ДД.ММ.ГГГГ отделом ГПН Кимовского района в установленные в предписании сроки не фиксировался. Доказательств обратного суду не представлено. Из протоколов № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ было проведено измерение сопротивления растеканию тока заземлителей, металлической связи электрооборудования в заземляющим контуром, изоляции проводов и кабелей МКОУ «Монастрыщинская ООШ», которое действительно до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66-68). Согласно информации и.о.начальника ОНД Кимовского района ГУ МЧС России по Тульской области ФИО3, представленной Кимовскому межрайпрокурору ДД.ММ.ГГГГ, в МКОУ «Монастырщинская ООШ» не оборудована АПС и отсутствует вывод сигнала о срабатывании АПС на пульт ПЧ (л.д.11). Из п.21 акта проверки готовности образовательного учреждения к ДД.ММ.ГГГГ, составленного ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей: от администрации, от органа управления образования, от санитарно-эпидемиологического надзора, от пожарного надзора, от МВД, от МУЗ «Кимовская ЦРБ», от Кимовской межрайпрокуратуры, и подписанного всеми членами комиссии, усматривается, что имеется противопожарное оборудование: огнетушители; правила пожарной безопасности выполняются (л.д.12). Из письма администрации муниципального образования Кимовский район № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного начальнику ГУ МЧС России по Тульской области, усматривается, что в ответ на письмо ГУ МЧС от ДД.ММ.ГГГГ № «О выполнении решений заседаний КЧС и ОПБ администрации Тульской области и губернаторского совета» глава администрации сообщил, что на начало ДД.ММ.ГГГГ три образовательных учреждения, в том числе МКОУ <данные изъяты> ООШ и МКОУ Монастырщинская ООШ, не имеют вывода сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарной части. Данные образовательные учреждения планируется в ДД.ММ.ГГГГ реорганизовать путем присоединения к базовым школам. В связи с недостаточностью финансовых средств в муниципальном бюджете и неперспективностью данных образовательных учреждений глава администрации просил согласовать подписание актов приемки готовности этих школ к новому ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77). Из пояснений представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионовой Т.В. следует, что ответ на указанное обращение в письменном виде в администрацию не поступал. При этом Ларионова Т.В. подтвердила, что реорганизация МКОУ Монастырщинская ООШ путем присоединения к МКОУ <данные изъяты> СОШ планируется в ДД.ММ.ГГГГ, однако окончательное решение по данному вопросу в настоящее время еще не принято. Согласно представлению и.о.Кимовского межрайонного прокурора ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства, направленного на противодействие терроризму, направленному в адрес председателя комитета по образованию администрации муниципального образования Кимовский район, Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка выполнения мероприятий по плановой подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в части выполнения мероприятий по антитеррористической безопасности объектов. В ходе приемки образовательных учреждений было установлено, что в МКОУ «Монастырщинская ООШ» не оборудована АПС и отсутствует вывод сигнала о срабатывании (л.д.13-15). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кимовского межрайпрокурора было направлено сообщение Комитета по образованию администрации муниципального образования Кимовский район «О рассмотрении представления «Об устранении нарушений законодательства, направленного на противодействие терроризму», согласно которому комитет по образованию признает доводы, указанные в представлении, обоснованными. Однако устранить указанные недостатки не представляется возможным, поскольку в настоящее время ведется работа по предоставлению предложений для подготовки программы инвестиций в бюджет на ДД.ММ.ГГГГ, в который будут обозначены мероприятия для устранения нарушений законодательства, направленного на противодействие терроризму (л.д.16). Согласно информации и.о.начальника ОНД Кимовского района ГУ МЧС России по Тульской области ФИО3, представленной Кимовскому межрайпрокурору ДД.ММ.ГГГГ, в МКОУ «Монастырщинская ООШ» не оборудована АУПС и отсутствует вывод сигнала о срабатывании АПС на пульт ПЧ-55 18-ОФПС (л.д.17). Из объяснительной записки директора МКОУ Монастырщинская ООШ Буряк И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в Кимовскую межрайпрокуратуру (л.д.63) следует, что: - проведен замер сопротивления изоляции электропроводки ДД.ММ.ГГГГ; - оборудовать помещение школы автоматической пожарной сигнализацией планируется в ДД.ММ.ГГГГ; - соединение проводов и кабелей выполнено с помощью сварки, пайки; - произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций ДД.ММ.ГГГГ; - эвакуационные пути окрашены негорючими материалами; - предусмотрена система оповещения людей о пожаре (три коротких звонка); - вывести сигнал о срабатывании АУПС на пульт пожарной части планируется в ДД.ММ.ГГГГ. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60) следует, что комиссией в составе: и.о.начальника ОНД Кимовского района ФИО3, директора МКОУ «Монастырщинская ООШ» Буряк И.Н., помощника Кимовского межрайпрокурора Юдиной С.А. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка противопожарного состояния МКОУ «Монастырщинская ООШ», находящегося по адресу: <адрес>, и выявлены следующие нарушения: - помещения школы не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; - отсутствует система оповещения людей о пожаре; - эвакуационные пути и выходы отделаны горючими материалами; - отсутствует замер сопротивления изоляции электропроводки; - отсутствует вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт ПЧ. Согласно информации директора школы, представленной в Кимовскую межрайонную прокуратуру, нарушение, указанное в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ – эвакуационные пути и выходы отделаны горючими материалами – устранено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.93). Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92) следует, что комиссией в составе: и.о.начальника ОНД Кимовского района ФИО3, директора МКОУ «Монастырщинская ООШ» Буряк И.Н., помощника Кимовского межрайпрокурора ФИО5 проведена проверка противопожарного состояния МКОУ «Монастырщинская ООШ», находящегося по адресу: <адрес>, и выявлены следующие нарушения: - помещения школы не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; - отсутствует система оповещения людей о пожаре; - отсутствует замер сопротивления изоляции электропроводки; - отсутствует вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт ПЧ. Из пояснений представителя третьего лица Комитета по образованию администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Молодкиной Е.П. следует, что директором МКОУ «Монастрыщинская ООШ» Буряк И.Н. предпринимаются все возможные меры по устранению оставшейся части нарушений требований пожарной безопасности, однако доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, суду не представлено. Подтвердила, что реорганизация МКОУ Монастырщинская ООШ путем присоединения к МКОУ Вишневская СОШ планируется в ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует письмо комитета по образованию администрации муниципального образования Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное департаменту образования, однако окончательное решение по данному вопросу в настоящее время еще не принято. Представитель ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионова Т.В. утверждает, что администрация не бездействует, вместе с тем, доказательств, подтверждающих полное устранение МКОУ «Монастырщинская ООШ» нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, представителем ответчика суду не представлено, в то время как старшим помощником Кимовского межрайпрокурора Юдиной С.А. суду представлен акт проверки противопожарного состояния МКОУ «Монастырщинская ООШ», находящегося по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому были выявлены нарушения, аналогичные нарушениям, отраженным в предписании отдела ГПН Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ №, за исключением нарушений, указанных в п.п.3-5 данного предписания. Недостаточность бюджетных средств согласно смете расходов, а также внебюджетных средств не является основанием для освобождения юридического лица независимо от его организационно-правовой формы от исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) также установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии со ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, а также организация предоставления общедоступности и бесплатности начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного школьного образования на территории муниципального района (п.п. 3 и 11 ст. 15). Согласно ст.14 указанного федерального закона к вопросам местного значения отнесено, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования. Согласно статье 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В ч.7 ст.51 Закона «Об образовании» установлено, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения. Согласно п.п.1.2, 1.8, 1.24, 4.1, 4.11, 5.1 Устава МКОУ «Монастырщинская ООШ» (л.д.18-37) оно учреждено администрацией муниципального образования Кимовский район; учреждение является некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ним имущество; учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса; все имущество учреждения находится в собственности муниципального образования Кимовский район, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за учреждением на праве оперативного управления; учреждение осуществляет свою деятельность по смете; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения средств ответственность по ее обязательствам несет учредитель в порядке, определенном законодательством РФ. Пункт 6.6 Устава МКОУ «Монастырщинская ООШ» предусматривает, что непосредственное управление учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию, назначенный учредителем (л.д.28). Согласно выписке из приказа комитета по образованию администрации муниципального образования Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ № директором МКОУ Монастырщинская ООШ с ДД.ММ.ГГГГ назначен Буряк И. Н. (л.д.62), с которым заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71-73). Из выписки из приказа МКОУ Монастырщинская ООШ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ответственным за пожарную безопасность учреждения возложена на директора школы Буряк И.Н. (л.д.65). Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка знаний противопожарной безопасности, в том числе у директора МКОУ Монастырщинская ООШ Буряк И.Н. (л.д.78-80), о чем ему выдано квалификационное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64). Из указанных документов следует, что директор МКОУ «Монастырщинская ООШ» Буряк И.Н. в силу положений ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и должна обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Нормами статьи 10 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Таким образом, МКОУ «Монастырщинская ООШ» полностью отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности ответственность по ее обязательствам несет учредитель – администрация муниципального образования Кимовский район. Анализируя вышеизложенное, суд приходит к следующим выводам. В рамках плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ специалистом в данной отрасли – начальником ОГПН Кимовского района ФИО1 были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в МКОУ «Монастрыщинская ООШ», что было отражено в соответствующем акте от ДД.ММ.ГГГГ и о чем директору учреждения было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока устранения нарушений. Указанные документы никем не обжаловались. Администрация муниципального образования Кимовский район знала о выявленных нарушениях и составленных документах, данных факт представителем ответчика в судебном заседании не отрицался. Однако в установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ выявленные и отраженные в предписании нарушения устранены не были, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела документы: замер сопротивления производился лишь ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ), огнезащитные работы были произведены ДД.ММ.ГГГГ, согласно актам проверок от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, нарушения, отраженные в акте и предписании от ДД.ММ.ГГГГ, вновь были зафиксированы, за исключением нарушений, указанных в п.п.3-5 предписания ДД.ММ.ГГГГ №, то есть на настоящий момент частично не исполнены, а потому, могут привести к неблагоприятным последствиям, а именно повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Поскольку на момент вынесения решения судом представителем ответчика в порядке ст.56 ГПК РФ доказательств обратного суду не представлено, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования Кимовский район бездействует, следовательно, требование Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в части признания бездействия администрация незаконным, подлежит удовлетворению. При этом из указанного следует, что требование Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании администрации муниципального образования Кимовский район оборудовать помещение МКОУ Монастырщинская ООШ автоматической пожарной сигнализацией; установить систему оповещения людей о пожаре; произвести замер сопротивления изоляции электропроводки; вывести сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт ПЧ-55, является законным, поскольку вытекает из первого искового требования, а потому также подлежит удовлетворению. Рассмотрев дело в пределах уточненных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : уточненные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выражающееся в ненадлежащем содержании здания образовательного учреждения – МКОУ Монастырщинская ООШ ввиду отсутствия должного финансирования и не обеспечения первичных мер пожарной безопасности, ставящее под угрозу жизнь и здоровье обучающихся. Обязать администрацию муниципального образования Кимовский район оборудовать помещение МКОУ Монастырщинская ООШ автоматической пожарной сигнализацией; установить систему оповещения людей о пожаре; стены тамбура первого эвакуационного выхода и часть стен тамбура второго эвакуационного выхода отделать негорючими материалами; произвести замер сопротивления изоляции электропроводки; вывести сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт ПЧ-55. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий