Решение от 20.02.2012 по иску Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Аксеновой М.А. к АМО Кимовский район, АМО г.Кимовск Кимовского района, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2012 года     г.Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Останиной Е.А.

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

с участием

старшего помощника Кимовского межрайпрокурора Юдиной С.А., действующей в интересах Аксеновой М.А.,

истца Аксеновой М.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Пахрина В.С.,

представителя ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района по доверенности Ванина В.И.,

представителя ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Шведчиковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-24/12 по исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах лица из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, Аксеновой М. А., к администрации муниципального образования Кимовский район, администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о признании постановления главы администрации г.Кимовска и Кимовского района №423 от 12.05.1993 недействительным в части с 06.04.1994, признании не имеющей закрепленного жилья и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязании предоставить вне очереди по договору социального найма отдельную благоустроенную квартиру, площадью не менее нормы предоставления на одного человека,

у с т а н о в и л:

Кимовский межрайонный прокурор, действующий в интересах лица из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, Аксеновой М.А., обратился в суд с иском, в котором просил признать постановление администрации город Кимовск Кимовского района №423 от 12.05.1993 «Об определении в детский дом несовершеннолетней Аксеновой М. А.» в части закрепления жилья по адресу: <адрес> за Аксеновой М. А., незаконным; признать Аксенову М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеющей закрепленного жилья и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, администрацию МО город Кимовск Кимовского района, администрацию МО Кимовский район предоставить Аксеновой М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенную квартиру, площадью не менее нормы предоставления на одного человека по договору социального найма вне очереди, как лицу из числа лиц, оставшихся без попечения родителей.

Исковые требования обоснованы тем, что Аксенова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа лиц, оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО2, в которой проживала на тот момент несовершеннолетняя Аксенова М.А., была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес> (ордер от ДД.ММ.ГГГГ, в составе семьи числились несовершеннолетние дети - Аксенова и ее сестра ФИО9). Ответственным нанимателем выступал ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было написано заявление, из которого следует, что она не возражала против обмена указанной квартиры на квартиру в доме по ул.<данные изъяты> с ФИО13 Данное заявление было удостоверено нотариусом. Речи о детях в указанном заявлении не шло. В этот же день ФИО2 было написано заявление об обмене жилой площади, а ДД.ММ.ГГГГ было дано разрешение на обмен. Постановлением главы администрации Новольвовского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был разрешен обмен жилого помещения по адресу: <адрес> на квартиру по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации города Кимовска и Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ также был разрешен обмен указанного выше жилого помещения. Решением Кимовского городского народного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была лишена родительских прав. Отец - ФИО1 родительских прав лишен не был, умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ). Ввиду того, что мать была лишена родительских прав, а отец воспитанием дочери - Аксеновой М.А. не занимался, материальной помощи не оказывал, пьянствовал, по месту жительства характеризовался отрицательно, на основании постановления главы администрации города Кимовска и Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ Аксенова М.А. была направлена в детский дом, и за ней была сохранена жилая площадь по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора передачи квартира по адресу: <адрес> Кимовским ППКХ была передана в собственность ФИО2 на основании его заявления (дата подачи в заявлении отсутствует, отсутствуют также сведения о детях). ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на техническое обслуживание указанной квартиры. В ходе проверки не представилось возможным установить, когда и на основании каких документов квартира по адресу: <адрес>, перешла в собственность ФИО5 В Кимовском отделении Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» сведения о данной квартире, после ее приватизации ФИО2, отсутствуют. Однако в поквартирной карточке после ДД.ММ.ГГГГ нанимателем указан ФИО5 (без прописки) на основании договора купли - продажи (дата и номер не указаны). В квартире была зарегистрирована некая гражданка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества указанная квартира ДД.ММ.ГГГГ была оформлена на ФИО7 (), затем на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ФИО8 () право собственности зарегистрировано за ФИО8 (свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации ). По факту утраты квартиры ОВД по Кимовскому району проводилась проверка в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, по результатам которой было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава преступления. Прокуратурой района постановление было признано законным. Согласно письму МО МВД России «Кимовский» отказной материал был уничтожен. Кроме того, территориальным отделом по Кимовскому району комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству было направлено ходатайство главе администрации МО город Кимовск Кимовского района о выделении Аксеновой М.А. жилой площади в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На основании постановления администрации МО город Кимовск Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ Аксеновой М.А. временно была предоставлена комната в общежитии площадью <данные изъяты> кв.м. Аксенова М.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Новомосковска, а в ДД.ММ.ГГГГ была переведена в школу-интернат г.Донской, где воспитывалась по ДД.ММ.ГГГГ. Проживала Аксенова М.А. в указанных учреждениях. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Аксенова М.А. обучалась в ГОУ НПО ТО «<данные изъяты>» г.<данные изъяты> и проживала в общежитии при ПУ. В течении всего этого времени опекуны ей не назначались. Как пояснила Аксенова М.А. при даче объяснений в прокуратуре района, начиная с ДД.ММ.ГГГГ она каждое лето ездила на отдых в Италию, в одну и туже семью. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы муниципального образования <данные изъяты> Аксеновой М.А. был разрешен выезд на учебу в Италию в государственное образовательное училище по обучению обслуживающего персонала гостиниц и ресторанов «Катерина Дэ Медичи» на ДД.ММ.ГГГГ. В последующем, после окончания обучения, Аксенова М.А. вновь уехала в Италию по приглашению семьи, у которой она отдыхала в летнее время, а в ДД.ММ.ГГГГ вернулась по семейным обстоятельствам. Таким образом, закрепленное жилое помещение фактически в настоящее время утрачено, в связи с чем Аксенова М.А. не имеет закрепленного жилого помещения, и на основании ст.8 Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступило обращение Аксеновой М.А., в котором она просила восстановить ее нарушенные права. В своих объяснениях, данных в прокуратуре района, Аксенова М.А. также просила защитить ее права, в том числе путем обращения в ее интересах в суд. Ввиду того, что Аксенова М.А. юридически не грамотна, материальных средств на обращение к юристу не имеет, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, прокурор в целях защиты ее интересов обращается в суд с настоящим исковым заявлением.

В предварительном судебном заседании 30.01.2012 помощник Кимовского межрайпрокурора Юдина С.А., действующая в интересах Аксеновой М.А., уточнила исковые требования, а именно пункт 1 искового заявления изложила в иной редакции: просила суд признать постановление администрации город Кимовск Кимовского района №423 от 12.05.1993 «Об определении в детский дом несовершеннолетней Аксеновой М. А.» в части закрепления жилья по адресу: <адрес> за Аксеновой М.А., недействительным с ДД.ММ.ГГГГ (т.е. с момента приватизации).

Помощник Кимовского межрайпрокурора Юдина С.А., действующая в интересах Аксеновой М.А., уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме. Подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование исковых требований.

Истец Аксенова М.А. в судебном заседании уточненные исковые требования Кимовского межрайпрокурора, действующего в ее интересах, поддержала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование заявленных исковых требований.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Пахрин В.С. в судебном заседании пояснил, что администрация муниципального образования Кимовский район является ненадлежащим ответчиком по требованию об обязании предоставить Аксеновой М.А. благоустроенную квартиру, так как предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей - это обязанность Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству. Что касается признания Аксеновой М.А. не имеющей закрепленного жилья и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то Аксенова М.А. должна была обратиться с заявлением и необходимыми документами в администрацию муниципального образования г.Кимовск Кимовского района. Вопрос о признании постановления администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского район оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района по доверенности Ванин В.И. в судебном заседании пояснил, что в соответствии с постановлением администрации Тульской области №105 от 04.03.2009 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области» Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству является органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Считает, что ответчиком по данному делу по всем требованиям является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

Представитель ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Шведчикова М.В. в судебном заседании уточненные исковые требования Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах лица из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, Аксеновой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании постановления недействительным, признании нуждающейся в жилом помещении и обязании предоставить по договору социального найма благоустроенную квартиру - признала полностью и представила суду заявление о признании иска, в котором указала, что признание иска сделано не в целях скрыть действительные обстоятельства дела, либо под влиянием обмана, насилия, угрозы или заблуждения, либо иных незаконных действий, а также в болезненном и ином состоянии, препятствующими понимать суть и последствия признания иска, последствия признания иска Кимовского межрайпрокурора, понятны.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45 Конституции РФ).

Статья 10 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо иных лиц вправе обратиться прокурор.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья. Возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как усматривается из содержания искового заявления Кимовского межрайпрокурора, им заявлены требования в интересах лица, оставшегося без попечения родителей, Аксеновой М.А., которая юридически не грамотна, материальных средств на обращение к юристу не имеет.

В соответствии со ст.8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в числе прочего и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается в соответствии с ч.1 и 3 ст.49 ЖК РФ путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Абзац 4 статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам урегулирован Законом Тульской области №902-ЗТО от 12.11.2007 «О жилищном фонде Тульской области».

На основании ст.3 Закона к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 ст.4 названного Закона состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), имеют право граждане, отнесенные к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1 и 2 ст.5 Закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.

Жилые помещения жилищного фонда Тульской области предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно с гражданином, включенных им в заявление о принятии на учет. Общая площадь предоставляемого жилого помещения, приходящаяся на одного человека, не должна быть менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органом местного самоуправления, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение площадью менее нормы предоставления на одного человека может предоставляться только с согласия гражданина без снятия его с учета.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно Постановлению администрации Тульской области от 04.03.2009 №105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области» в целях реализации Закона Тульской области от 03.05.2007 №802-ЗТО «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области», Закона Тульской области от 12.11.2007 №902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» на основании ст.34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области постановила определить комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно требованиям ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как следует из буквального толкования ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди.

Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

По данному делу установлено:

Аксенова М. А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о ее рождении. Родителями указаны: отец – ФИО1, мать – ФИО3 (л.д.13).

Решением Кимовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении детей - Аксеновой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14-15).

ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о его смерти (л.д.16).

Из постановления главы администрации г.Кимовска и Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в детский дом несовершеннолетней Аксеновой М.А.» усматривается, что она направлена в детский дом и за несовершеннолетней Аксеновой М.А. сохранена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д.18).

Сведения о регистрации Аксеновой М.А. по месту жительства в г.Кимовске Тульской области с момента рождения по настоящее время в материалах дела отсутствуют, сторонами не представлены и судом не установлены.

Согласно дубликату свидетельства , выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Тульской области в Кимовском районе, усматривается, что Аксенова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка с.<данные изъяты> Кимовского района Тульской области, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.156).

Согласно постановлению муниципального образования г.Кимовск Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения в общежитии» с Аксеновой М.А., являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей жилого помещения, ЗАО «Жилсервис» заключен договор краткосрочного найма жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на комнату жилой площадью <данные изъяты> кв.м в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.26).

Из справки Новомосковского муниципального дошкольного образования специализированного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Новомосковска Тульской области следует, что Аксенова М.А. пребывала в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.154).

Согласно справке ГОУ «Донская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Донской Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Аксенова М.А. обучалась в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.155).

Аксенова М.А. в ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ Донская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Донского Тульской области получила основное общее образование, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании (л.д.152).

Аксенова М.А. ДД.ММ.ГГГГ поступила в ГОУ начального профессионального образования Тульской области «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ окончила полный курс названного училища с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии «Повар, кондитер», что подтверждается дипломом на имя Аксеновой М.А. (л.д.19).

Согласно сообщению Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Аксеновой М.А. отсутствует недвижимое имущество на праве собственности на территории г.Кимовска и Кимовского района и до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированные права на нее не значатся (л.д.73).

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Аксеновой М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д.112).

Из сообщения администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Аксенова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в том числе как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит (л.д.119).

Из сообщения Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Аксенова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сводном списке на предоставление жилой площади по договору социального найма не состоит (л.д.74).

ФИО2 заключил брак с ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака супругам присвоена фамилия ФИО2. Указанный брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (л.д.157).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на состав семьи 4 человека (он, жена – ФИО4, дочь – ФИО9, дочь – Аксенова М.А.) была предоставлена кв. д. по ул.<данные изъяты> г.Кимовска (л.д.58-59).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было написано заявление, из которого следует, что она не возражала против обмена указанной квартиры на квартиру в доме по ул.<данные изъяты> с ФИО13 Данное заявление было удостоверено нотариусом. Речи о детях в указанном заявлении не шло (л.д.53).

В этот же день ФИО2 было написано заявление об обмене жилой площади, а ДД.ММ.ГГГГ было дано разрешение на обмен (л.д.57).

Согласно постановлению администрации Новольвовского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ разрешен обмен жилыми помещениями между четырьмя квартиросъемщиками: ФИО2 (<адрес>, состав семьи-1 человек); ФИО13 (<адрес>); ФИО10 (<адрес>); ФИО11 (<адрес>). Этим же постановлением принято решение о выдаче ордера ФИО2 на квартиру по адресу: <адрес>; ФИО13 на квартиру - <адрес>, ФИО10 - <адрес>; ФИО11 - <адрес> (л.д.17).

Из постановления главы администрации города Кимовска и Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ был разрешен обмен жилыми помещениями между четырьмя квартиросъемщиками: ФИО2 (<адрес>, состав семьи-1 человек); ФИО13 (<адрес>); ФИО10 (<адрес>); ФИО11 (<адрес>). Также принято решение о выдаче ордера ФИО2 на квартиру по адресу: <адрес>; ФИО13 на квартиру - <адрес>, ФИО10 - <адрес>; ФИО11 - <адрес> (л.д.54).

Согласно договору передачи от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в лице руководителя ФИО12 передало в собственность ФИО2 квартиру по адресу: <адрес> (л.д.40) на основании его заявления (дата подачи в заявлении отсутствует, отсутствуют также сведения о детях) (л.д.43).

ДД.ММ.ГГГГ на квартиру дома по ул.<данные изъяты> г.Кимовска между ФИО2 и <данные изъяты> был заключен договор на техническое обслуживание указанной квартиры (л.д.42).

Из сообщения Кимовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным технического учета имеются сведения о том, что в ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 (без даты рождения) зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.39).

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 продал ФИО7 приватизированную однокомнатную квартиру общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.109-110).

Из договора мены от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО5 поменял принадлежащую ему на праве личной собственности однокомнатную квартиру общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>, на принадлежащий на праве личной собственности ФИО7 жилой дом общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м с двумя сараями, расположенный на земельном участке мерою <данные изъяты> кв.м, находящийся по адресу: <адрес> (л.д.100-101).

Согласно договору дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 подарил ФИО8 принадлежащую ему на праве собственности однокомнатную квартиру общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м, находящуюся по адресу: <адрес> (л.д.102).

Из пояснений старшего помощника Кимовского межрайпрокурора Юдиной С.А., действующей в интересах Аксеновой М.А., в судебном заседании установлено, что по факту утраты квартиры ОВД по Кимовскому району проводилась проверка в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, по результатам которой было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава преступления. Прокуратурой района постановление было признано законным.

Согласно письму МО МВД России «Кимовский» от ДД.ММ.ГГГГ отказной материал был уничтожен (л.д.62).

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тульской области, собственником квартиры по адресу: <адрес> является ФИО8 (л.д.99).

Из поквартирной карточки на кв. д. по ул.<данные изъяты> г.Кимовска Тульской области следует, что владельцем указанной квартиры (без регистрации) является ФИО8 (л.д.48).

Согласно выписке из лицевого счета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартиросъемщиком квартиры дома по ул.<данные изъяты> г.Кимовска Тульской области указан ФИО7, общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м, количество прописанных – <данные изъяты> (л.д.46).

Анализируя установленные по делу обстоятельства в совокупности с полученными и изученными в судебном заседании доказательствами, суд пришел к следующим выводам.

Аксенова М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данный факт ответчиками не оспаривался.

Аксенова М.А. пребывала в Новомосковском муниципальном дошкольном образовательном специализированном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Новомосковска Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обучалась в ГОУ «Донская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Донской Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ начального профессионального образования Тульской области «Профессиональное училище ». По окончании указанного образовательного учреждения имела право вернуться в закрепленное за ней постановлением главы администрации г.Кимовска и Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, однако указанное жилое помещение было утеряно в ДД.ММ.ГГГГ (в момент приватизации указанной квартиры ФИО2) по независящим от Аксеновой М.А. обстоятельствам, что противоречит закону и нарушает права и охраняемые законом интересы Аксеновой М.А., поскольку препятствует реализации права Аксеновой М.А. на постановку на учет на получение вне очереди жилой площади как ребенку, оставшемуся без попечении родителей.

Следовательно, уточненное исковое требование Кимовского межрайпрокурора в интересах лица из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, Аксеновой М.А. о признании постановления главы администрации г.Кимовска и Кимовского района №423 от 12.05.1993 «Об определении в детский дом несовершеннолетней Аксеновой М. А.» в части закрепления жилья по адресу: <адрес> за Аксеновой М. А., недействительным с ДД.ММ.ГГГГ (т.е. с момента приватизации) подлежит удовлетворению в полном объеме, а оспариваемое постановление должно быть недействительным в указанной части с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вывода суда о недействительности названного выше постановления в судебном заседании установлен факт отсутствия закрепленного за Аксеновой М.А. жилого помещения. Жилого помещения в собственности или на условиях договора социального найма у Аксеновой М.А. не имеется.

Истец Аксенова М.А. на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в льготном (внеочередном) порядке, как лицо, оставшееся без попечения родителей, не состоит.

Однако в силу ст.51 ЖК РФ Аксенова М.А. относится к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

Следовательно, требования Кимовского межрайпрокурора в интересах Аксеновой М.А. в части признания ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, также подлежит удовлетворению.

У истца Аксеновой М.А. в силу действующего законодательства имеется право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением и при этом не имеет значение, что Аксенова М.А. не поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поскольку у Аксеновой М.А., как у ребенка, оставшегося без попечения родителей, право на социальную поддержку возникло в силу ст.37 ЖК РСФСР с момента приобретения истцом данного статуса, и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий.

В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 №105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области» органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы определен комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, поэтому именно он является надлежащим ответчиком по требованию Кимовского межрайпрокурора в интересах Аксеновой М.А. о предоставлении вне очереди Аксеновой М.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма отдельной благоустроенной квартиры, площадью не менее нормы предоставления на одного человека.

Суд считает возможным принять признание представителем ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Шведчиковой М.В. уточненных исковых требований Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах лица из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, Аксеновой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку оно сделано на добровольной основе, выполнено в точном соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства, не нарушает прав и законных интересов истца и ответчиков.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Рассмотрев дело в пределах уточненных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

уточненные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах лица из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, Аксеновой М. А., удовлетворить частично.

Признать постановление главы постановления главы администрации г.Кимовска и Кимовского района №423 от 12.05.1993 в части закрепления жилья по адресу: <адрес> за Аксеновой М. А. - недействительным с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать Аксенову М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать Комитет Тульской области по семейной и демографической политике, опеке и попечительству предоставить вне очереди Аксеновой М. А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма отдельную благоустроенную квартиру, площадью не менее нормы предоставления на одного человека.

В остальной части исковых требований Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах лица из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, Аксеновой М. А., отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200