РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2012 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Останиной Е.А.
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
с участием
помощника Кимовского межрайонного прокурора Рытенко Н.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц,
представителя ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района по доверенности Эккардт В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-111/12 по исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района об обязании установить дорожные знаки на ул.Коммунистической г.Кимовска Тульской области в срок до 01.07.2012,
у с т а н о в и л :
Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию муниципального образования г.Кимовск Кимовского района в срок до 1 апреля 2012 года установить дорожные знаки по улице Коммунистическая г.Кимовска Тульской области, а именно: на ул.Коммунистическая (у поворота к зданию Следственного комитета РФ) установить дорожные знаки 5.19.1 – 2 шт., 5.19.2. – 2 шт.; на ул.Коммунистическая (напротив выезда с территории ПЛ-19) установить дорожный знак 5.19.2 – 2 шт.; на перекрестке улиц Коммунистическая – Павлова установить дорожные знаки 5.19.1 – 2 шт., 5.19.2. – 1 шт.; на ул.Коммунистическая, д. 4 – сопряжение с ул.Крылова установить дорожные знаки 5.19.1 – 2 шт., 5.19.2. – 2 шт.; демонтировать дорожные знаки по улице Коммунистическая г.Кимовска Тульской области, а именно: на ул.Коммунистическая, д.16 демонтировать два дорожных знака 5.19.2; на ул.Коммунистическая (напротив гаражей ФГУП «КРЭМЗ») демонтировать знак 5.19.2; на ул.Коммунистическая, д.8 демонтировать дорожный знак 5.19.2. – 2 шт.
Исковые требования обоснованы тем, что 18.11.2011 прокуратурой района в адрес главы администрации МО г.Кимовск Кимовского района ФИО1 внесено представление об устранении нарушений законодательства об организации местного самоуправления, законодательства о безопасности дорожного движении.
Основанием внесения представления послужил результат проведенной прокуратурой района с ОГИБДД МО МВД России «Кимовский» совместной проверки, в ходе которой установлено, что на улице Коммунистическая (у поворота к зданию Следственного комитета РФ) необходимо установить дорожные знаки 5.19.1 – 2 шт., 5.19.2. – 2 шт., на ул.Коммунистическая, д.16 демонтировать два дорожных знака 5.19.2., на ул.Коммунистическая (напротив гаражей ФГУП «КРЭМЗ») демонтировать знак 5.19.2., на ул.Коммунистическая (напротив выезда с территории ПЛ-19) установить дорожный знак 5.19.2 – 2 шт., на перекрестке улиц Коммунистическая – Павлова установить дорожные знаки 5.19.1 – 2 шт., 5.19.2. – 1 шт., на ул.Коммунистическая, д.8 демонтировать дорожный знак 5.19.2. – 2 шт., на ул.Коммунистическая, д.4 – сопряжение с ул.Крылова установить дорожные знаки 5.19.1 – 2 шт., 5.19.2. – 2 шт.
В настоящее время выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.
Основанием обращения прокурора в суд является защита прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку ненадлежащая организация безопасности дорожного движения администрацией МО г.Кимовск Кимовского района может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе возникновению дорожно-транспортных происшествий и причинению вреда гражданам муниципального образования г.Кимовск Кимовского района.
В судебном заседании помощник Кимовского межрайпрокурора Рытенко Н.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, уточнил исковые требования и просил суд: обязать администрацию муниципального образования г.Кимовск Кимовского района демонтировать дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход» напротив д.16 по ул.Коммунистической г.Кимовска Тульской области, демонтировать дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход» напротив гаража ФГУП «КРЭМЗ», расположенного по адресу: Тульская область, г.Кимовск, ул.Коммунистическая, д.3, демонтировать дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход» напротив д.8 по ул.Коммунистической г.Кимовска Тульской области в срок до 01.07.2012; обязать администрацию муниципального образования г.Кимовск Кимовского района установить по ул.Коммунистической г.Кимовска Тульской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»: возле остановочного павильона, расположенного напротив д.22 по ул.Коммунистической (у поворота к зданию Следственного комитета РФ); напротив выезда с территории ПЛ-19, расположенного по адресу: Тульская область, г.Кимовск, ул.Коммунистическая, д.12; на перекресте ул.Коммунистическая и ул.Павлова; напротив д.4 по ул.Коммунистической – сопряжение с ул.Крылова в срок до 01.07.2012. Доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование заявленных требований, поддержал.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района по доверенности Эккардт В.Е. уточненные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об установке дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на ул.Коммунистической г.Кимовска Тульской области признал полностью и представил суду письменное заявление о признании иска. Указал, что признание иска им сделано не в целях скрыть действительные обстоятельства дела, либо под влиянием обмана, насилия, угрозы или заблуждения, либо иных незаконных действий, а также в болезненном и ином состоянии, препятствующими понимать суть и последствия признания иска, последствия признания иска Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, понятны.
Представитель третьего лица МО МВД России «Кимовский» в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45 Конституции РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основанием обращения прокурора в суд с указанным исковым заявлением является защита прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку ненадлежащая организация безопасности дорожного движения администрацией МО город Кимовск Кимовского района может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе возникновение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда гражданам муниципального образования город Кимовск Кимовского района.
Анализ приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни, здоровья и имущества прокурор на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с указанным исковым заявлением.
На основании ст.30 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Указанным Федеральным законом (ст.ст.3,5) установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии со ст.6 указанного Федерального закона РФ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 12 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание, дорог на территории РФ, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу положений ст.24 данного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Пунктами 6 и 10 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п.5 ст.16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 06.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Пунктом 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками.
Положения Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года №120-ст, которым утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», устанавливают правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
При этом в настоящем стандарте определено (п.3.1), что к техническим средствам организации дорожного движения относятся: дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.
В силу п.3.2 стандарта знак дорожный это устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения (далее - движения) о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.
Согласно п.4.3 стандарта знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
В силу п.4.4 стандарта на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки.
В соответствии с п.5.1.2 указанного стандарта знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
Пункт 5.1.3 стандарта предусматривает, что действие знаков распространяется на проезжую часть, обочину, велосипедную или пешеходную дорожки, у которых или над которыми они установлены.
Согласно п.5.1.4 стандарта расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
В силу п.5.1.5 данного стандарта знаки устанавливают справа от проезжей части или над нею, вне обочины (при ее наличии), за исключением случаев, оговоренных настоящим стандартом, а также справа от велосипедной или пешеходной дорожки или над ними.
Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" (знаки особых предписаний в силу п.5.6, которые применяют согласно п.5.6.1 для введения особых режимов движения или их отмены) используют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.
Знак 5.19.1. устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части.
При отсутствии на переходе разметки 1.14 знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.
Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.
Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.
Допускается не устанавливать знаки на размеченных пешеходных переходах, расположенных на регулируемых перекрестках.
На нерегулируемых перекрестках на размеченных пешеходных переходах при условии, что ближняя к центру перекрестка граница перехода совпадает с краем проезжей части, знаки допускается устанавливать только на дальней границе перехода.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 "О Правилах дорожного движения", дорожные знаки «Пешеходный переход» (5.19.1; 5.19.2) – знаки особых предписаний, которые вводят или отменяют определенные режимы движения. При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2. - слева от дороги на дальней границе перехода.
В соответствии с п.п.3,5 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования г.Кимовск Кимовского района (л.д.57-71), принятого решением Собрания депутатов муниципального образования г.Кимовск Кимовского района от 28.04.2006 №10-31 (с последующими изменениями), к вопросам местного значения городского поселения относится:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования;
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления – муниципальное образование г.Кимовск Кимовского района законодательством о безопасности дорожного движения возложена обязанность содержания автомобильных дорог в границах поселения, в том числе организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Данные обстоятельства были установлены в судебном заседании из объяснений помощника Кимовского межрайпрокурора, представителя ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района, а также из исследованных письменных доказательств: копии представления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-12), копии ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), копии запроса Кимовского межрайпрокурора в МО МВД России «Кимовский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-16), копии информации МО МВД России «Кимовский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-19), копии акта обследования оборудования пешеходных переходов г.Кимовска Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-44), копии письма начальника ОГИБДД ОВД по Кимовскому району № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45), копии письма начальника ОГИБДД ОВД по Кимовскому району № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-47), копии письма начальника ОГИБДД ОВД по Кимовскому району от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.48), копии письма начальника ОГИБДД ОВД по Кимовскому району № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49), копии сообщения начальника ОГИБДД ОВД по Кимовскому району в Кимовскую межрайонную прокуратуру № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50), копии протокола заседания комиссии по БДД от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51-53), копии Устава МО город Кимовск Кимовского района (л.д.57-71), копии акта комплексной проверки дорог и улиц г.Кимовска Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72-83), сообщения МО МВД России «Кимовский» о количестве ДТП на ул.Коммунистической г.Кимовска за 2011 год (л.д.93), копии постановления главы администрации муниципального образования Кимовский район № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении дислокации на размещение дорожных знаков на территории муниципального образования г.Кимовск Кимовского района» с копией дислокации размещения дорожных знаков (л.д.94-98), копии договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением акта приема-передачи движимого и недвижимого имущества, земель общего пользования муниципального образования Кимовский район и перечня объектов жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Кимовский район, передаваемого в безвозмездное пользование муниципальному образованию г.Кимовск Кимовского района (л.д.100-143), копии графической части «Проекта организации дорожного движения» (л.д.145-147), справки о бюджете муниципального образования г.Кимовск Кимовского района на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.153), копии письма администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.154).
Исходя из исследованных судом доказательств, суд считает возможным принять признание представителем ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района по доверенности Эккард В.Е. уточненных исковых требований Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поскольку согласно статье 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, кроме того признание иска представителем ответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района по доверенности Эккард В.Е. сделано на добровольной основе, выполнено в точном соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства, не нарушает прав и законных интересов истца, ответчика и третьих лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах уточненных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
уточненные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить полностью.
Обязать администрацию муниципального образования г.Кимовск Кимовского района демонтировать дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход» напротив д.16 по ул.Коммунистической г.Кимовска Тульской области, демонтировать дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход» напротив гаража ФГУП «КРЭМЗ», расположенного по адресу: Тульская область, г.Кимовск, ул.Коммунистическая, д.3, демонтировать дорожный знак 5.19.2 «Пешеходный переход» напротив д.8 по ул.Коммунистической г.Кимовска Тульской области в срок до 01.07.2012.
Обязать администрацию муниципального образования г.Кимовск Кимовского района установить по ул.Коммунистической г.Кимовска Тульской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»: возле остановочного павильона, расположенного напротив д.22 по ул.Коммунистической (у поворота к зданию Следственного комитета РФ); напротив выезда с территории ПЛ-19, расположенного по адресу: Тульская область, г.Кимовск, ул.Коммунистическая, д.12; на перекресте ул.Коммунистическая и ул.Павлова; напротив д.4 по ул.Коммунистической – сопряжение с ул.Крылова в срок до 01.07.2012
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий