РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 апреля 2012 года город Кимовск
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Петраковского Б.П.,
при секретаре Здоровой Н.В.,
а также с участием представителя заявителя по доверенности Черникова В.И., допущенного к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ представителя заявителя Соловова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-258/2012 по заявлению Черникова А. В. о признании незаконным бездействия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области»,
установил:
Черников А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области» (далее по тексту - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области»), выразившегося в не направлении ему решения от 29.12.2010 года о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а также его (Черникова А.В.) заявления от 17.02.2009 года № о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и приложенных к нему документов.
Заявленные требования обоснованы тем, что в октябре 2008 года Черников А.В. обратился с заявлением в Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Кимовский район о предоставлении ему в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного в селе <данные изъяты> Кимовского района Тульской области в 150-ти метрах к северо-западу от дома №. В уполномоченном органе ему разъяснили необходимость изготовления за его счет схемы расположения границ земельного участка и преставления её на рассмотрение в администрацию муниципального образования Кимовский район для утверждения и получения разрешения на проведение кадастровых работ по формированию указанного земельного участка. 9 декабря 2008 года главой администрации МО Кимовский район было вынесено постановление № «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории Черникова А.В.» После получения разрешения заявитель за свой счет выполнил кадастровые работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». По итогам землеустроительных работ на основании заявления № Черникова А.В. земельный участок был поставлен на кадастровый учет с номером <данные изъяты>, а кадастровый паспорт 14 апреля 2009 года был предоставлен в администрацию МО Кимовский район для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка. Из сведений, содержащихся в сообщении заместителя директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области» от 27.02.2012 года № заявителю стало известно, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> снят с государственного кадастрового учета (далее по тексту – ГКУ) 29.12.2010 года. Ссылаясь на требования части 4 ст.24 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», заявитель считает, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области» вопреки положениям упомянутой нормы после снятия земельного участка с ГКУ не направил в его (Черникова А.В.) адрес копию решения о снятии земельного участка с ГКУ вместе с копией заявления и прилагаемыми документами, которые были основанием для постановки того же земельного участка на учет в 2009 году. Указанным бездействием, как считает Черников А.В., было нарушено его право на последующее обращение в суд.
В судебном заседании представители заявителя согласно доверенности ФИО5 и допущенный к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Соловов В.М. на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, изложенным в тексте поданного в суд заявления. При этом, ссылаясь на незаконность бездействия органа кадастрового учета, представители просили в целях восстановления нарушенных прав Черникова А.В. обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области» исполнить предусмотренную ч.4 ст.24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» обязанность и направить в адрес лица, по инициативе которого земельный участок был поставлен на ГКУ, копию заявления о постановке участка на кадастровый учет с прилагаемыми документами и копию решения органа кадастрового учета о снятии того же земельного участка с ГКУ.
Представитель заинтересованного лица – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области» в судебное заседание не явился, обратившись с ходатайством о рассмотрении дела без его участия с учетом возражений, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был снят с кадастрового учета на основании заявления о снятии с ГКУ, о чем ранее сообщалось заявителю в письме от 27.02.2012 года. В данной ситуации органом кадастрового учета была применена норма ч. 5 ст. 24 Закона о кадастре, согласно которой в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. Таким образом, поскольку в соответствии с Законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ» земельными участками не разграниченной собственности, то есть не предоставленными физическим или юридическим лицам, распоряжаются органы местного самоуправления, то в результате рассмотрения заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка <данные изъяты>, поданного ФИО7, который согласно представленному Распоряжению №-р от ДД.ММ.ГГГГ является председателем Комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами районной администрации, земельный участок был снят с кадастрового учета. В соответствии с указанным порядком снятия с кадастрового учета земельного участка документы, на основании которых была произведена постановка на кадастровый учет земельного участка, не возвращаются заявителям, а формируются в кадастровое дело. Направление решения о снятии с кадастрового учета в данном случае также не предусмотрено. Вместе с тем, ссылки заявителя на нарушение его прав являются необоснованными в связи с тем, что он имеет возможность в установленном порядке путем направления запроса установленной формы получить в органе кадастрового учета необходимые ему сведения.
Исследовав и оценив доказательства по данному делу в их совокупности, суд считает заявление Черникова А.В. не подлежащим удовлетворению в силу ч.4 ст.258 ГПК РФ.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
По данному делу установлено, что в октябре 2008 года Черников А. В., проживающий по адресу: <адрес>, обратился в Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Кимовский район с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного в с.<данные изъяты> Кимовского района Тульской области в 150 метрах к северо-западу от дома №, для ведения личного подсобного хозяйства. Ему было предложено изготовить за свой счет схему расположения границ этого участка и представить ее для рассмотрения в администрацию муниципального образования Кимовский район, что он и сделал. После рассмотрения заявления Черникова А.В. главой администрации было вынесено постановление от 9.12.2008 года № «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории Черникова А.В.», которым заявителю было разрешено проведение кадастровых работ по формированию земельного участка. Черников А.В. обеспечил выполнение за свой счет кадастровых работ, участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым №. В период временного характера учета рассматриваемого земельного участка, когда сведения о правообладателе в кадастре недвижимости отсутствовали, в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области» с заявлением № о снятии с кадастрового учета земельного участка № обратился председатель Комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Кимовский район ФИО7, подтвердивший свои полномочия представлять имущественные интересы органа местного самоуправления копией распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении его на муниципальную должность. Решением от 29.12.2010 года уполномоченного должностного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области» земельный участок № был снят с ГКУ.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании из объяснений представителей заявителя, из возражений представителя заинтересованного лица, из исследованных копий документов: копии сообщения о рассмотрении заявления (л.д.10-11), копии возражений (л.д.14-16), копии решения от 29.12.2010 года о снятии земельного участка с ГКУ (л.д.18), копии распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО7 на муниципальную должность (л.д.19), копии заявления о снятии земельного участка с ГКУ (л.д.20-21).
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2011 года (с последующими изменениями) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что земли, собственность на которые не разграничена между государством, субъектом РФ, а также не предоставленные в собственность физическим или юридическим лицам, находятся в ведении соответствующего муниципального образования, то есть относятся к муниципальной собственности. Именно этим обстоятельством объясняется и тот факт, что Черников А.В. в 2009 году обратился с заявлением в администрацию муниципального образования Кимовский район о предоставлении ему в аренду земельного участка из муниципального земельного фонда. Таким образом, вопреки доводам представителей заявителя о том, что председатель Комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Кимовский район ФИО7 не является представителем собственника земельного участка, в отношении которого рассматривается законность порядка его снятия с ГКУ, суд считает, что указанное должностное лицо, подтвердив свои полномочия (л.д.19), обратилось в орган кадастрового учета именно в порядке части 5 ст.24 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года (с последующими изменениями) «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон о кадастре) с заявлением (л.д.20-21) о снятии с ГКУ объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, состоящем на временном учете. Сопоставив предусмотренный ч.5 ст.24 Закона о кадастре порядок действий органа кадастрового учета с осуществленными филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области» действиями по снятию земельного участка с ГКУ, суд не находит каких-либо нарушений действующего законодательства. Указанная норма Закона о кадастре, вопреки мнению заявителя и его представителей, не предусматривает обязанность филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области» после снятия земельного участка с кадастрового учета направить соответствующее решение и заявление с прилагаемыми к нему документами, на основании которых участок был поставлен на учет, лицу, который обращался с таким заявлением. Суд считает, что заявитель его представители, ссылаясь на нарушение заинтересованным лицом требований ч.4 ст.24 Закона о кадастре, ошибочно применяют указанную правовую норму, поскольку фактические обстоятельства соответствуют требованиям именно части 5 ст.24 Закона о кадастре.
Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области» не допустил противозаконного бездействия при снятии с ГКУ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Черникова А. В. о признании незаконным бездействия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области», выразившегося в не направлении Черникову А.В. решения от 29.12.2010 года о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а также заявления Черникова А.В. от 17.02.2009 года № о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и приложенных к нему документов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: