Решение от 18.05.2012 по иску Гришиной М.А.и Гришина Э.В.к АМО Кимовский район,АМО Новольвовское Кимовского района об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение и заключить договор социального найма жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2012 года              г.Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Сысоевой В.В.,

при секретаре Гусевой В.П.,

с участием

истца Гришиной М.А. и ее представителя по доверенности Мартынова Н.П.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионовой Т.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района - главы администрации Михайлина О.П.,

представителя соответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района по доверенности Ванина В.И.,

представителя 3-го лица ЗАО «Жилсервис», по доверенности Грачевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-279 по иску Гришиной М. А. и Гришина Э. В. к администрации муниципального образования Кимовский район, администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение и заключить договор социального найма жилого помещения,

установил:

Истцы Гришина М.А. и Гришин Э.В. обратились в суд с иском, впоследствии уточненным (л.д.120-121), к администрации муниципального образования Кимовский район и администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории г.Кимовска Тульской области, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, и заключить соответствующий договор социального найма жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указали, что их семья в составе 2-х человек на основании постановления главы Новольвовской поселковой администрации от 26.05.2003 г. №13 была принята на учет на улучшение жилищных условий, как проживающая в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям. Право пользования истцов этим жилым помещением подтверждается решением Кимовского городского суда Тульской области от 19.07.2011 г. и договором социального найма жилого помещения от 21.09.2011 г., вместе с тем оно находится в аварийном состоянии, что подтверждается экспертным заключением от 14.02.2012 г.

Указанное, по мнению истцов, подтверждает их право на предоставление жилого помещения вне очереди. В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.» Кимовскому району выделяются денежные средства для строительства многоквартирных жилых домов в г.Кимовске, однако заявка от администрации муниципального образования Кимовский район на 2012 г. не поступала. Подобное бездействие ответчиков незаконно и нарушает право истцов на жилище, гарантированное ст.40 Конституции РФ.

Поскольку предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает определенную процедуру, для проведения которой требуются совместные действия муниципальных администраций Кимовский район и Новольвовское, обязанность по предоставлению истцам благоустроенного жилого помещения необходимо возложить на обоих ответчиков. В то же время постоянное проживание истцов в п. Новольвовск Кимовского района не лишает их права на предоставление такого жилья в г. Кимовске.

В судебном заседании истица Гришина М.А. и ее представитель по доверенности Мартынов Н.П. настаивали на удовлетворении уточненного искового заявления по приведенным в нем доводам. Также они пояснили, что поскольку строительство жилья в п. Новольвовске Кимовского района не осуществляется, свободного вторичного жилого фонда в нем не имеется, благоустроенная квартира должна быть предоставлена истцам в г. Кимовске Тульской области. Помещение, в котором они проживают, в настоящее время непригодно для постоянного проживания, оно является неблагоустроенным, имеет печное отопление, из-за ветхости здания температура воздуха в квартире в зимнее время опускается до нуля градусов, водоснабжение, канализация отсутствуют. Они добросовестно исполняют обязанности по договору социального найма. С момента возведения жилого дома в 1953 г. капитального ремонта в нем не было, а в силу ветхости и разрушения основных конструкций проводимый ими поддерживающий ремонт не может обеспечить благоустроенность жилого помещения, которое остается непригодным для постоянного проживания, что подтверждено экспертным заключением. Истец Гришин Э.В. имеет хроническое заболевание, проживание в неблагоприятных условиях осложняет состояние его здоровья. Другого жилого помещения в собственности, пользовании истцы не имеют.

Надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания истец Гришин Э.В. в суд не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил удовлетворить иск. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел гражданское дело в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Ларионова Т.В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что жилой дом по ул.<данные изъяты> в п. Новольвовск Кимовского района был построен в 1953 г. предприятием угольной промышленности «Красноармейскуголь». До 1995 г. дом относился к ведомственному жилищному фонду и обслуживался коммунальным предприятием УЖКХ «Тулауголь». Соответственно, производить капитальные и текущие ремонты обязано было предприятие, а не муниципалитет. В 1995 г. жилфонд «Тулауголь», находящийся в ветхом состоянии, был передан в собственность муниципального образования г.Кимовск и Кимовский район. В целях решения жилищной проблемы в шахтерских городах и поселках, ликвидации ветхого жилья в 2000 г. была принята федеральная целевая программа «Жилище». В Тульской области была утверждена областная программа на 2002-2008гг., целью которой было переселение граждан из ветхих и аварийных домов в шахтерских городах и поселках. Финансирование строительства осуществлялось из средств областного бюджета. Спорный жилой дом был признан ветхим с процентом износа 66 % и включен в утвержденный постановлением главы Кимовского муниципального образования от 14.09.2001 № 720 перечень домов, признанных непригодными для проживания на территории Кимовского района, куда вошли дома, признанные непригодными по состоянию на 1.01.2002 г. Всего по Кимовскому району общая площадь таких домов составляла 148,7 тыс. кв.м. Указанный перечень домов и площадь жилья, необходимого для строительства, были предусмотрены в программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы", утвержденного Законом Тульской области от 5.11.2002 г. №341-ЗТО, по которой было построено 7 жилых домов, и затем в долгосрочной целевой программе «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы", утвержденного постановлением администрации Тульской области от 24.09.2008 г. №588. Участником данной программы является муниципальное образование Кимовский район. По этой программе в г. Кимовске был построен один жилой дом на ул. <данные изъяты>, д. . Переселение граждан осуществлялось в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 г. №150 "Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде", который устанавливает порядок, определяет единые условия предоставления благоустроенных жилых помещений гражданам, переселяемым в рамках Программы из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания. Основанием для переселения граждан в рамках Программы является правовой акт органа местного самоуправления Тульской области о признании его по состоянию на 1.01.2002 г. непригодным для постоянного проживания в установленном порядке. Очередность предоставления благоустроенного жилья гражданам, проживающим в жилых помещениях по договорам социального найма, определяется очередностью отселения жилого дома, в котором они проживают, установленной муниципальной программой. Перечень домов, подлежащих переселению в дом на ул. <данные изъяты>, , был определен постановлением главы администрации муниципального образования Кимовский район от 17.07.2007 г. №816 в редакции от 1.02.2011 г. При сборе документов для переселения список домов был скорректирован, в него вошло 6 домов п. Новольвовск, которые были названы администрацией муниципального образования рабочий поселок Новольвовск и обследованы комиссионно, как наиболее худшие. Другого финансирования по данной программе на Кимовский район не предусмотрено. На текущий момент это единственная Программа, участником которой является муниципальное образование Кимовский район и в рамках которой оно могло предоставлять гражданам жилые помещения. В силу этого исковые требования к муниципальному образованию Кимовский район являются необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению. ФЗ от 21.07.2010 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки. Фонд предоставляет финансовую поддержку при соблюдении 12 условий, указанных в ст.14 Закона. Заявки на получение финансовой поддержки Фонда подаются муниципальными образованиями поселения, а не муниципального района. Муниципальное образование г.Кимовск Кимовского района подавало заявки и получило финансовую помощь на переселение граждан из аварийного жилфонда на 2009,2011 гг. Каждое поселение, как выполнение одного из условий, принимает муниципальную адресную программу по переселению из аварийного жилфонда на территории своего поселения. Муниципальное образование Новольвовское может подать заявку и получить финансовую помощь Фонда только в случае выполнения 12 условий, приняв также свою адресную программу, осуществив строительство жилья на территории п. Новольвовска и переселив туда граждан, однако такими возможностями оно не обладает. Заключение Тульской торгово-промышленной палаты о непригодности спорного жилого помещения для проживания представитель ответчика Ларионова Т.В. полагала недопустимым доказательством, поскольку признание жилого помещения таковым относится к компетенции межведомственной комиссии, в которую истцы для установления технического состояния квартиры не обращались. Согласно техническому паспорту процент износа квартиры составляет 62%. Наличие или отсутствие в доме центрального водоснабжения, канализации, отопления не является основанием для признания дома непригодным для проживания. Поддержание квартиры в надлежащем состоянии, ее текущий ремонт являются обязанностями нанимателя Гришиной М.А., что предусмотрено и договором социального найма. С вопросом о проведении капитального ремонта жилого дома Гришина М.А. в управляющую организацию ЗАО «Жилсервис» или в администрацию муниципального образования Новольвовское не обращалась. Кроме того, истцы необоснованно претендуют на предоставление им жилого помещения в г. Кимовске, поскольку в силу ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, находиться в границах данного населенного пункта. Лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом, предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Таким федеральным законом является ФЗ от 21.07.2010 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Данная правовая норма предусматривает инициативу органа власти, принимающего решение о предоставлении жилого помещения в границах другого населенного пункта и получение согласия или отказа гражданина от этого варианта предоставления жилья. Так как истцы проживают в п. Новольвовске и право пользования жилым помещением именно в этом населенном пункте признано за ними судебным решением, их требование о предоставлении жилого помещения в г. Кимовске является необоснованным и незаконным. В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории Кимовского района были созданы муниципальные образования - городские и сельские поселения. Согласно п.6 ч.1 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения поселения, в данном случае муниципального образования Новольвовское Кимовского района. Согласно ч.3 ст.17 ФЗ № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. В целях исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст.14 Закона, муниципальное образование Кимовский район передало в безвозмездное пользование муниципальному образованию Новольвовское Кимовского района необходимое имущество, в том числе муниципальный жилищный фонд, находящийся на территории п. Новольвовск. С учетом этого представитель Ларионова Т.В. полагала администрацию муниципального образования Кимовский район ненадлежащим ответчиком.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района, глава администрации Михайлин О.П. против удовлетворения иска Гришиных возражал, поддержав доводы представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район. Также он пояснил, что свободного жилого фонда в п. Новольвовск не имеется, строительство не ведется и не планируется. По программе переселения жилые помещения были предоставлены гражданам, проживающим в более ветхих жилых помещениях в случаях обрушения кровли, разрушения жилища вследствие пожара и т.д. В данный список жилой дом, в котором проживают истцы, не был включен. Постановлением главы Кимовского муниципального образования от 14.09.2001 № 720 был утвержден перечень домов, признанных непригодными для проживания на территории Кимовского района, куда вошел и спорный жилой дом. Выводы о ветхости жилых домов и непригодности для проживания были сделаны на основании акта обследования технического состояния этих домов, проведенного межведомственной комиссией в 2001 г. Согласно этому акту спорный жилой дом признан аварийным с процентом износа более 75 % и непригодным для проживания. После этого все граждане, зарегистрированные в указанных домах, были автоматически поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данный акт не отменялся. В то же время в период судебного разбирательства проведено текущее обследование технического состояния жилого дома, в котором проживают истцы, с участием представителей администрации и управляющей компании ЗАО «Жилсервис», при этом было установлено, что квартира находится в удовлетворительном состоянии и пригодна для проживания. С учетом этого Михайлин О.П. просил в иске отказать.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве соответчика администрации муниципального образования г.Кимовск Кимовского района, по доверенности Ванин В.И. также возразил против удовлетворения иска. Он пояснил, что администрация муниципального образования г. Кимовск Кимовского района является ненадлежащим ответчиком по делу. Он сослался на ч.5 ст.57 ЖК РФ, согласно которой по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта, которым является п. Новольвовск, а не г.Кимовск.

Представитель третьего лица ЗАО «Жилсервис», по доверенности Грачева О.А. исковые требования не поддержала. Она пояснила, что истцы в ЗАО «Жилсервис» по вопросу проведения в спорном жилом помещении текущего ремонта не обращались. После вступления в законную силу решения Кимовского городского суда от 19.07.2011 г. о признании за Гришиной М.А. и Гришиным Э.В. с 1992 г. права пользования жилым помещением по договору социального найма, 21.09.2011 г. с нанимателем Гришиной М.А. был заключен договор социального найма в соответствии с договором поручения от 10.01.2012 г. №2, заключенным между ЗАО «Жилсервис» и администрацией муниципального образования Новольвовское Кимовского района.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает уточненное исковое заявление Гришиной М.А. и Гришина Э.В. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

На основании п.3 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

По данному делу установлено, что истцы Гришина М.А. и Гришин Э.В. на основании договора социального найма жилого помещения с 21.09.1992 г. проживают и зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Жилой дом, в котором расположена данная квартира, числится в реестре муниципального имущества муниципального образования Кимовский район и на основании договора передачи от 25.03.2008 г. передан в безвозмездное пользование муниципальному образованию рабочий поселок Новольвовск Кимовского района (в настоящее время муниципальное образование Новольвовское Кимовского района) (л.д.90-99).

21.09.2011 г. между уполномоченным представителем собственника ЗАО «Жилсервис» и нанимателем Гришиной М.А. заключен договор социального найма спорного жилого помещения, в котором истец Гришин Э.В. указан как член семьи нанимателя (л.д.28-29).

Жилой дом, в котором проживают истцы Гришиных, в 2001 г. был признан аварийным с процентом износа более 75 %, не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, признан непригодным для проживания, что подтверждается соответствующим актом межведомственной комиссии, которая пришла к выводу о необходимости переселения проживающих в доме граждан и сносе дома (л.д.177-181).

Указанный акт утвержден постановлением главы Кимовского муниципального образования от 18.11.2002 г. №924 «Об утверждении актов технического состояния домов в г. Кимовске и районе» (л.д.84), которым спорный жилой дом включен в список ветхого и аварийного жилого фонда.

В соответствии с Постановлением главы Кимовского муниципального образования №720 от 14.09.2001 (в ред. от 20.05.2008) «Об утверждении перечня ветхого непригодного для проживания жилищного фонда по муниципальному образованию Кимовский район» дом по ул. <данные изъяты> пос. <данные изъяты> Кимовского района Тульской области включен в перечень ветхого непригодного для проживания жилищного фонда по муниципальному образованию Кимовский район Тульской области (л.д.166-172).

В связи с проживанием в ветхом жилом доме, на основании постановления от 26.05.2003 г. №13 и.о. главы Новольвовской поселковой администрации истица Гришина М.А. в составе семьи 2 человека принята в порядке общей очереди на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.30-33).

Переселение истцов Гришиных из указанного ветхого жилья в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009 - 2012 годы", утвержденного постановлением администрации Тульской области от 24.09.2008 г. №588, не предусмотрено (л.д.173-176).

Постановлением главы муниципального образования Новольвовское Кимовского района от 24.04.2012 г. №25 утверждена очередность отселения из домов, признанных непригодными для проживания. Данным постановлением предусмотрено также переселение жильцов дома по ул. <данные изъяты> пос. <данные изъяты> Кимовского района, в котором проживают истцы, порядковый номер их очереди - .

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании из пояснений сторон и их представителей, показаний свидетелей ФИО10, ФИО11, а также исследованных письменных доказательств: копии технического паспорта жилого помещения от 30.12.2002г. (л.д.10-15), копии технического паспорта на жилой дом от 16.01.1992 г. (л.д.16-25), копии выписки из похозяйственной книги (л.д.26-27), копии договора социального найма жилого помещения от 21.09.2011 г. (л.д.28-29), копии постановления № 13 от 26.05.2003 г. «О принятии на учет на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ветхих жилых домах по Новольвовской поселковой администрации» (л.д.30-33), копии справки о постановке на учет (л.д.34), копии паспорта Гришиной М.А. (л.д.35), копии свидетельства о рождении Гришиной М.А. (л.д.36), копии свидетельства о рождении Гришина Э.В. (л.д.37), копии акта экспертизы № 050-03-00046 от 14.02.2012г. (л.д.38-50), копии справки из МУЗ «Кимовская ЦРБ» (л.д.51), выписки из лицевого счета на 17.04.2012г. (л.д.57), копии поквартирной карточки (л.д.58), выписок из похозяйственной книги (л.д.59-60), справки администрации МО Новольвовское Кимовского района (л.д.61), копии паспорта Гришина Э.В. (л.д.62-63), копии письма из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (л.д.72-73), копии решения Кимовского городского суда Тульской области от 19.07.2011 г. (л.д.75-78), списка граждан, принятых на учет на улучшение жилищных условий по Новольвовской поселковой администрации по состоянию на 26.05.2003г. (л.д.80-82), копии решения Собрания депутатов МО Новольвовское Кимовского района 1-его созыва №2-5 от 16.12.2011г. (л.д.83), копии постановления МО г.Кимовск Кимовского района №924 от 18.11.2002 г. (л.д.84), копии акта обследования технического состояния жилых домов в пос. Новольвовск Кимовского района (л.д.85-88), выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования Кимовский район по состоянию на 17.04.2012 г. (л.д.89), копии договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом (л.д.90-99), копий уведомлений из Управления Росреестра по Тульской области об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.109-110), копии письма Тульского филиала Кимовского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о предоставлении сведений (л.д.114-15), копии свидетельства о государственной регистрации Устава МО (л.д.122), выписки из Устава МО Новольвовское Кимовского района (л.д.123138), акта осмотра жилого дома от 4.05.2012 г. с копиями фотоснимков (л.д.139-146), копий договоров поручения от 1.06.2011г. и от 10.01.2012г. (л.д.147-152), копии постановления главы МО Новольвовское Кимовского района об утверждении очередности отселения из домов, признанных непригодными для проживания (л.д.163-165), копии постановления и.о. главы Кимовского муниципального образования от 14.09.2001 г. №720 в последующей редакции (л.д.166-172), копии постановления главы администрации МО Кимовский район об утверждении списков домов, планируемых к переселению в дома-новостройки в г. Кимовске (л.д.173-176), копии акта межведомственной комиссии от 2001 г. (л.д.177-181).

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае признания данного жилого помещения непригодным для проживания.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным Правительством РФ.

В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.

Из акта межведомственной комиссии от 2001 г. (л.д.177-181) следует, что жилой дом по улице <данные изъяты> в поселке <данные изъяты> Кимовского района является неблагоустроенным, имеет общий процент износа 76%. Комиссия признала данный жилой дом аварийным, не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания. По выводам комиссии вышеуказанный дом подлежит сносу, а жильцы – переселению в жилые помещения, соответствующие санитарным и техническим требованиям.

Данный акт в установленном законом порядке недействительным не признавался.

Содержащиеся в акте межведомственной комиссии сведения, на основании которых сделан вывод об аварийности дома, подтверждены и экспертным заключением, выполненным накануне судебного разбирательства экспертом в области проектирования и строительства отдела экспертиз Тульской торгово-промышленной палаты. Согласно акту экспертизы (л.д.38-50) в жилом доме, в котором проживают истцы, никакой ремонт в течение всего эксплуатационного периода, составляющего 59 лет, не производился. Поскольку прошло более двадцати сроков постановки на текущий ремонт и более четырех – на капитальный, фактический износ основных несущих и ограждающих конструкций в целом превысил 90 %, капитальный ремонт дома экономически нецелесообразен. Дом имеет аварийное техническое состояние, здание в целом полностью непригодно для проживания, так как не отвечает нормативным требованиям СНиП, СанПиН и других регламентирующих документов, требуется немедленная разгрузка конструкций и устройство временных креплений, замена аварийных конструкций.

Несмотря на то, что эксперт, сделавший вышеуказанное заключение, не является лицом (органом), уполномоченным на признание помещения непригодным для проживания граждан в порядке, установленном Правительством РФ, в то же время, вопреки доводам стороны ответчика, его заключение нельзя признать недопустимым и неотносимым доказательством, поскольку оно в полной мере соответствует выводам межведомственной комиссии, сделанным в 2001 г., а также другим установленным по делу доказательствам. Более того, оно содержит объективную характеристику технического состояния жилого дома на текущий момент. Какого-либо опровержения данного факта стороной ответчика не представлено. В этой связи суд считает несостоятельными доводы стороны ответчика о том, что дом, в котором проживают истцы, находится в удовлетворительном состоянии и пригоден для проживания, так как эти выводы сделаны на основании визуального осмотра жилого дома комиссией, состоящей в основном из представителей администрации муниципального образования Новольвовское (л.д.139), которые, в отличие от эксперта, не обладают специальными познаниями в области строительства и архитектуры, и не могут опровергать как заключение эксперта, так и выводы межведомственной комиссии. Более того, данный акт осмотра противоречит постановлению главы администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района от 24.04.2012 г. №25, в соответствии с которым спорный жилой дом включен в перечень домов, признанных непригодными для проживания, и установлена очередность их отселения (л.д.163)

Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Вместе с тем указанное жилое помещение не может быть предоставлено Гришиных в г. Кимовске.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам, в том числе истцам Гришиной М.А. и Гришину Э.В. в связи с переселением из непригодного для проживания дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Кроме того, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В рассматриваемом случае по данным технической инвентаризации занимаемая истцами Гришиных квартира состоит из двух жилых комнат площадью 19,8 кв.м и 7,7 кв.м, имеет общую площадь 43,1 кв.м.

Данная квартира расположена в поселке Новольвовск Кимовского района, который является местом постоянного жительства истцов. На учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в порядке переселения из ветхого жилого фонда, истцы состоят также по месту жительства в администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района.

В связи с этим необходимо соблюдать предусмотренные ст.89 ЖК РФ требования о том, что предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и находиться в черте данного населенного пункта (в данном случае п. Новольвовск Кимовского района).

При этом суд учитывает, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью этого является не улучшение жилищных условий, а сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем, недопустимость ущемления прав граждан при выселении, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности проживания.

С учетом этого, а также требований ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии со ст.ст.7,9 Устава муниципального образования Новольвовское Кимовского района обеспечение граждан жилыми помещениями является обязанностью администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района. В силу этого в иске к администрации муниципального образования Кимовский район и администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района должно быть отказано.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

уточненные исковые требования Гришиной М. А. и Гришина Э. В. удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района предоставить Гришиной М. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Гришину Э. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее <данные изъяты> кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах поселка <данные изъяты> Кимовского района Тульской области.

В удовлетворении остальной части исковых требований Гришиной М.А. и Гришина Э.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: