Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 июня 2012 года город Кимовск Тульской области Кимовский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Бирюковой Ю.В., при секретаре Ананьевой М.В., с участием истца Ульянова О.П., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новиковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кимовского городского суда Тульской области гражданское дело №2-403/12 по иску Ульянова О. П. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» о признании права на получение мер социальной поддержки, у с т а н о в и л: Ульянов О.П. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» о признании права на получение мер социальной поддержки и просил обязать ответчика назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет; назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Свои требования мотивировал тем, что он является ветераном труда, о чем ему выдано соответствующее удостоверение, согласно которому он имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст.ст.22, 23 ФЗ «О ветеранах». Считает, что в силу ст.22 ФЗ РФ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством Российской Федерации. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижению возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда. Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст.1 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии со ст.3 указанного Закона меры социальной поддержки по ежемесячной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Порядок назначения и предоставления меры социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Тульской области утвержден постановлением администрации Тульской области «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года №201. В последующем, в порядке ст.39 ГПК РФ, истец Ульянов О.П. уточнил заявленные им исковые требования, просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ по ежемесячной денежной выплате и на получение справки на льготный проездной билет; на получение мер социальной поддержки по: ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. В судебном заседании истец Ульянов О.П. заявленные исковые требования поддержал с учетом их уточнения, просил их удовлетворить, подтвердив все доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование заявленных требований. Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новикова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Ульянову О.П. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку кроме наличия самого звания «Ветеран труда» необходимо соблюдение еще одного условия, ветеран труда должен достигнуть возраста 60 лет, установленного законом о трудовых пенсиях, что предусмотрено законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО. Поддержала позицию ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», высказанную в адрес суда в виде письменных возражений. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, письменных возражений на иск не представил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Выслушав объяснения истца, мнение представителя ответчика, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п.«ж» ч.1 ст.72 и ст.76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ. Из представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>, что Ульянов О.П. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является сотрудником <данные изъяты>, имеет право на пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, может реализовать свое право на назначение пенсии при обращении в <данные изъяты> при увольнении со службы. Выслуга лет Ульянова О.П. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляет <данные изъяты> в льготном исчислении <данные изъяты>. В выслугу лет для назначения пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включены следующие периоды: <данные изъяты>. Из представленного истцом Ульяновым О.П. удостоверения серии Т-I № с отметкой «Ветеран труда», выданного ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», следует, что Ульянов О.П. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах». Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцу было присвоено звание «Ветеран труда», и с этого времени он имел право на предоставление льгот, предусмотренных ст.22 закона «О ветеранах». Льготы, предоставляемые ветеранам труда, установлены в ст.22 закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ (далее - базовый закон). Статья 22 ранее действовала в редакции закона «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» от 8 августа 2001 года №124, и предусматривала, в частности, оплату в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъектов Российской Федерации, - подпункт 6 п.2 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, - подпункт 7 п.2 данной статьи. Указанные льготы, согласно абз.1 п.2 ст.22 базового закона, должны предоставляться лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то есть условиями предоставления льгот являются: наличие звания «Ветеран труда»; ветерану труда должна быть назначена пенсия по любому основанию, предусмотренному пенсионным законодательством, а не по возрасту (по старости). Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года №340-1 признан утратившим силу в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ. С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируется законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Всеми указанными законами («О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается в зависимости от наличия специального стажа работы (службы) и может быть назначена независимо от возраста, как в данном случае для Ульянова О.П., который проходит службу в <данные изъяты>. Согласно ст.22 базового закона в редакции закона от 22 августа 2004 №122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Данная норма вступила в действие с 1 января 2005 года, в силу ст.155 закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, прежний порядок предоставления льгот, предусмотренных ст.22 базового закона, сохранялся до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В Тульской области новый порядок предоставления указанных льгот установлен законом Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Согласно ст.3 данного закона, ветераны труда, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, п.1 данной статьи; оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, п.2 данной статьи, то есть условия предоставления данных мер социальной поддержки точно совпадают с условиями предоставления соответствующих льгот, установленных в базовом (Федеральном) законе, за исключением указания на факт достижения возраста, дающего право на назначение пенсии. Такое дополнительное условие, влекущее ограничение круга лиц категории «Ветеран труда», имеющих право на предоставление аналогичных льгот, по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации противоречит положениям ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ. В соответствии с п.1 данной статьи, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральном законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права. Согласно п.2 данной статьи, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации не могут быть ниже тех, которые предоставлялись соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, а условия предоставления льгот в натуральной форме не могут быть ухудшены. В соответствии с Федеральным законом, данное право не может быть ограничено законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае законом Тульской области. В силу пп.2 п.1 ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО, ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причем в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда». Следовательно, Ульянов О.П. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии законом Тульской области в размере, установленном в пп.2 п.4 указанной статьи. Законом от 31 октября 2009 года №1352-ЗТО в Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО внесены изменения, согласно которым с 1 января 2010 года оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Тульской области, заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую жилого помещения, установленной законодательством Тульской области (площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади п.1 ст.3 закона №493-ЗТО), а льгота по оплате в размере 50% коммунальных услуг заменена на ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение в пределах установленных нормативов (п.2 ст.3 закона №493-ЗТО). Следовательно, Ульянов О.П. с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на указанные денежные выплаты. ДД.ММ.ГГГГ Ульянов О.П. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки. Сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <адрес>» отказало Ульянову О.П. в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в связи с отсутствием правовых оснований. Согласно сообщению ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» № от ДД.ММ.ГГГГ Ульянов О.П. не является инвалидом. ДД.ММ.ГГГГ Ульянову О.П. выдано удостоверение «Ветеран труда». Ульянов О.П. является <данные изъяты>, ему предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты расходов за жилое помещение ежемесячно (л.д.30). Из сообщения Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кимовске и Кимовском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Ульянов О.П. состоит на учете и получает ЕДВ за проживание в Чернобыльской зоне и как <данные изъяты>, от мер социальной поддержки отказался ( то есть пользуется денежными средствами ежемесячно), инвалидом не является (л.д.20). Получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Постановлением Администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в ред. Постановлений администрации Тульской области от 3 июля 2006 года №311, от 29 марта 2008 года №160), предусматривается единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для определенных категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Вместе с тем, данная норма закона не содержит ограничений для реализации права на получение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, исходя из возраста получателя. Согласно ст.13 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В соответствии со ст.16 указанного закона Ульянов О.П. как ветеран боевых действий имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Статьей 23.1 данного закона предусмотрено, что право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 11 статьи 3 настоящего Федерального закона. Ульянов О.П. обратился в суд с требованием о признании за ним, как ветераном труда, права на получение мер социальной поддержки в соответствии с законом Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде ежемесячной денежной выплаты, единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяцы платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Частью 4 статьи 8 указанного Закона Тульской области предусмотрено, что, если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, независимо от основания, по которому они установлены (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), действие настоящего Закона на него не распространяется. Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению не признавалась. Анализируя указанные положения закона и установленные по делу обстоятельства, суд признает за Ульяновым О.П. право на получение мер социальной поддержки как за «Ветераном труда». В целях реализации закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года №201 был утвержден Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельных категорий жителей Тульской области (далее - порядок). В соответствии с п.4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства. Согласно п.8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплатой считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами. Ульянов О.П. впервые обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» ДД.ММ.ГГГГ, к моменту подачи указанного искового заявления Ульянов О.П. имел право на назначение ежемесячных денежных выплат (удостоверение о присвоении звания «Ветеран труда» выдано ДД.ММ.ГГГГ), у ответчика не было оснований для отказа Ульянову О.П. в предоставлении указанных льгот, следовательно, данные выплаты должны быть назначены со дня обращения с заявлением о назначении мер социальной поддержки, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В тоже время суд обращает внимание ответчика, что при обращении Ульянова О.П. с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в соответствии с законом Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» должно руководствоваться частью 4 статьи 8 указанного Закона Тульской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Ульянова О. П. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить. Признать за Ульяновым О. П. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» для ветеранов труда в виде ежемесячной денежной выплаты, единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяцы платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий