Решение от 18.07.2012 по исковому заявлению Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АМО Новольвовское Кимовского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2012 года г.Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Останиной Е.А.

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

с участием старшего помощника Кимовского межрайпрокурора Зиновьева Ф.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц,

представителя ответчика администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области – главы администрации Михайлина О.П.,

представителя третьего лица администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Пахрина В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-452/12 по исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, признании недвижимой вещи – очистных сооружений в п.Новольвовск бесхозяйной, обязании обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества,

у с т а н о в и л:

Кимовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил признать бездействие органа местного самоуправления незаконным, недвижимую вещь – очистные сооружения в п.Новольвовск Кимовского района Тульской области, бесхозяйной; обязать администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района Тульской области обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – очистные сооружения в п.Новольвовск Кимовского района Тульской области.

В обоснование заявленных требований указал, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о собственности. Установлено, что муниципальным образованием Новольвовское Кимовского района не принимаются меры к постановке на регистрационный учет объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, являющихся бесхозяйными. Согласно сведениям главы администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района на территории муниципального образования Новольвовское Кимовского района располагаются объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры, не имеющие собственника и, в том числе – очистные сооружения в п.Новольвовск Кимовского района Тульской области. Как следует из письма начальника Кимовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в Кимовском отделении Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не значатся данные о зарегистрированном праве собственности на очистные сооружения в п.Новольвовск Кимовского района Тульской области. По сведениям отдела регистрации прав по Кимовскому району Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав на очистные сооружения в п.Новольвовск Кимовского района Тульской области. Согласно данным муниципального образования Новольвовское Кимовского района названным органом местного самоуправления не принималось мер к постановке на учет очистных сооружений в п.Новольвовск Кимовского района Тульской области. Таким образом, указанный объект жилищно-коммунальной инфраструктуры не имеет собственника, балансодержателя, эксплуатирующей организации, т.е. является бесхозяйным.

Старший помощник Кимовского межрайпрокурора Зиновьев Ф.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование заявленных требований.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района – глава Михайлин О.П. в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Пахрин В.С. в судебном заседании просил решить поставленный перед судом вопрос в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, в частности, относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее по тексту – Постановление) от 17.09.2003 № 580 принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:

Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;

территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно п.4 Постановления на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пункт 5 Постановления устанавливает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В соответствии с п.7 Постановления документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Судом установлены следующие обстоятельства:

По сведениям Кимовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» до 15.09.1998 отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности за физическими или юридическими лицами на объекты недвижимого имущества, в том числе очистные сооружения в п.Новольвовск (л.д.7-8).

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Тульской области от 30.05.2012 в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества – очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.9).

Из сообщения администрации муниципального образования Новольвовское от 29.05.2012 следует в том числе, что очистные сооружения в п.Новольвовск не эксплуатируются с ДД.ММ.ГГГГ разрушены и разобраны, постановка их на учет не представляется возможным. В регистрационный орган и в суд администрация муниципального образования Новольвовское Кимовского района по указанному объекту не обращалась (л.д.12).

По сведениям Кимовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 27.06.2012 Кимовское отделение не имеет возможности предоставить документы, содержащие описание и план объекта недвижимого имущества, в том числе очистных сооружений в п.Новольвовск Кимовского района в виду того, что никто не заказывал проведения технической инвентаризации, при выполнении которой готовится и план объекта и его описание (л.д.20).

Согласно справке администрации муниципального образования Новольвовское от 27.06.2012 объект - очистные сооружения в реестре муниципального имущества не значится (л.д.38).

Из выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования Кимовский район по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимого имущества (сооружение) - очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности муниципального образования Кимовский район не числится (л.д.45).

Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район №2505 от 07.12.2011 (с учетом постановления №223 от 01.02.2012) утвержден график проведения инвентаризации бесхозяйных объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей, находящихся на территории муниципального образования Кимовский район, согласно которому срок проведения инвентаризации объекта – очистные сооружения для поселения МО р.п.Новольвовск (п.Новольвовск) установлен в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-54).

25.03.2008 между Комитетом по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Кимовский район в лице председателя комитета ФИО1 с одной стороны и муниципальным образованием рабочий поселок Новольвовск Кимовского района в лице главы администрации муниципального образования Михайлина О.П. с другой стороны был заключен договор безвозмездного пользования (л.д.69-78), согласно которому ссудодатель передает ссудополучателю во временное владение и пользование муниципальное имущество, а ссудополучатель обязуется вернуть имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа и произведенных улучшений (п.1.1). Имущество находится в муниципальной собственности муниципального образования Кимовский район (п.1.2). Договором определено, что ссудодатель обязан соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию нежилыми помещениями, эксплуатировать имущество в соответствии с пинятыми нормами эксплуатации (п.3.1.2). Содержать имущество в полной исправности до передачи ссудодателю (п.3.1.3). За свой счет производить текущий и капитальный ремонт имущества (п.3.1.4). Обеспечить сохранность имущества и за счет своих средств возмещать ссудодателю нанесенный ему ущерб от порчи принятого в безвозмездное пользование имущества (п.3.1.6).

На основании постановления главы муниципального образования муниципального образования Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ постановлено передать в безвозмездное пользование объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Кимовский район, муниципальному образованию рабочий поселок Новольвовск Кимовского района до принятия нормативного акта, обеспечивающего реализацию закона Тульской области от 09.06.2008 №1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» (л.д.55).

Во исполнение данного постановления было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об изменении и дополнении договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был дополнен перечень передаваемого муниципального имущества муниципального образования Кимовский район в безвозмездное пользование муниципальному образованию р.п.Новольвовск Кимовского района, в том числе были переданы: колодец и биофильтр (л.д.56-59).

Согласно п.4 ч.1 ст.7 устава муниципального образования Новольвовское Кимовского района к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (л.д.24-37).

В судебном заседании из объяснений представителя ответчика установлено, что колодец и биофильтр являются неотъемлемой частью очистных сооружений, в тоже время в состав очистных сооружений входит и канализационная трасса, при этом представитель ответчика указал, что очистные сооружения, расположенные на территории п.Новольвоск Кимовского района, как объект имущества инвентаризации не подвергались, в связи с чем попали в график проведения инвентаризации бесхозяйных объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей, находящихся на территории муниципального образования Кимовский район, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом постановления от ДД.ММ.ГГГГ), на 3 квартал 2015 года (л.д.46-54).

Согласно ст.689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 ГК РФ.

На основании ст.616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Анализируя и оценивая все изложенное в совокупности, суд приходит к выводу объект имущества – очистные сооружения, находящийся на территории п.Новольвовск Кимовского района Тульской области, по данным технической инвентаризации не значится, кроме того отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный объект как за физическими, так и за юридическими лицами. Следовательно, очистные сооружения в силу положений ст.225 ГК РФ являются бесхозяйной является вещью, и орган местного самоуправления, на территории которого находятся очистные сооружения должен обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки объекта на учет. Однако до настоящего времени администрация муниципального образования Новольвовское ни в регистрационный орган, ни в суд по указанному объекту не обращалась, при этом документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, у администрации муниципального образования Новольвовское отсутствуют.

Поскольку к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, администрация муниципального образования Новольвовское должна, не принимая во внимание график проведения инвентаризации бесхозяйных объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей, находящихся на территории муниципального образования Кимовский район, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом постановления от ДД.ММ.ГГГГ), обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – очистных сооружений в п.Новольвовск Кимовского района Тульской области, после чего в соответствии с действующим законодательством установить право муниципальной собственности на объект нежилого назначения, содержать указанное имущество в надлежащем состоянии и использовать по назначению.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить полностью.

Признать бездействие органа местного самоуправления незаконным, недвижимую вещь – очистные сооружения в п.Новольвовск Кимовского района Тульской области, бесхозяйной.

Обязать администрацию муниципального образования Новольвовское Кимовского района обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – очистных сооружений в п.Новольвовск Кимовского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200