РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 августа 2012 года город Кимовск Кимовский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Петраковского Б.П., при секретаре Здоровой Н.В., а также с участием представителя истца – Управления Роспотребнадзора по Тульской области, согласно доверенности Каткова В.П., представителя ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Ресурс» по доверенности Булдаковой О.В., представителя соответчика – администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района по доверенности Ванина В.И., представителя 3-его лица – закрытого акционерного общества «Жилсервис» по доверенности Грачевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-456/2012 по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс» и администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района об обязании ответчиков прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по оказанию жилищно – коммунальной услуги – подаче питьевой воды, не соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов и условиям договора, установил: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (Управление Роспотребнадзора по ТО) обратилось в суд с иском к ООО «Ресурс» и администрации муниципального образования (далее по тексту – АМО) город Кимовск Кимовского района (соответчик привлечен к участию в деле в порядке ст.40 ГПК РФ, л.д.199) и просит с учетом уточнений (л.д.229) ответчиков прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по оказанию жилищно – коммунальной услуги – подаче питьевой воды, не соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов и условиям договора, путем возложения обязанности провести необходимые мероприятия по улучшению качества подаваемой населению питьевой воды, а именно: 1. Провести инженерно-геодезические изыскания по водно-насосной станции (ВСН) № 3 по ул. Заводской в городе Кимовске, заключив договор с подрядной организацией в срок до конца 2012 года. 2. Заключить договор с подрядной организацией по проведению проектно – изыскательских работ по установке оборудования для очистки воды на ВНС № 3 по ул. Заводская в городе Кимовске и поселке Новый в срок до конца 2012 года. 3. Предусмотреть финансирование на 2013 год для приобретения оборудования и установке локальных систем очистки воды на ВНС № 3 по ул. Заводская города Кимовска и пос. Новый. Исковые требования обоснованы тем, что в июне-августе 2011 года и марте 2012 года в территориальный отдел Управления Роспортебнадзора по Тульской области в Новомосковском районе, г. Донском, Кимовском и Узловском районах обратились с заявлениями граждане, проживающие по адресам: Тульская область, г. Кимовск, пос. Сельхозтехника, д.6, ул. Пушкина, д.20, 22, 26, 28а, 28, 32, 34, ул. 4-ая Луговая, д.2, кв.2, в которых содержались жалобы на нарушения условий их проживания в связи с неудовлетворительным качеством подаваемой ООО «Ресурс» питьевой воды. По указанным обращениям граждан были проведены проверки на основании определений о возбуждении административных расследований в связи с необходимостью лабораторных исследований качества воды. В результате проверок 15.06.2011 года, 24.08.2011 года и 21.03.2012 года по результатам лабораторных исследований было установлено (в каждом из указанных случаев) превышение нормативов по запаху, привкусу, мутности, цветности, а также превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) железа, что свидетельствует об обоснованности жалоб граждан – жителей г. Кимовска на неудовлетворительное качество воды и несоответствии её требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Ссылаясь на положения Устава ООО «Ресурс», выполняющего обязанности ресурсоснабжающей организации и использующего при этом имущество (здания, строения, сооружения и оборудование, предназначенное для добычи пресных подземных вод, передачи их потребителям на территории МО город Кимовск Кимовского района), переданное ему на основании договора № 15-к от 4.12.2009 года аренды, заключенного между АМО город Кимовск Кимовского района и ООО «Ресурс», истец считает, что ответчики несут ответственность за качество подаваемой населению питьевой воды и обязаны предоставлять потребителям услуги надлежащего качества, безопасные для жизни и здоровья. С учетом указанных обстоятельств, Управление Роспотребнадзора по ТО просит обязать ответчиков провести необходимые мероприятия, направленные на улучшение качества подаваемой населению питьевой воды. В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по ТО, согласно доверенности (л.д.206) заместитель начальника территориального отдела Управления Роспортебнадзора по Тульской области в Новомосковском районе, г. Донском, Кимовском и Узловском районах Катков В.П., на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений настаивал, пояснив, что прекращение противоправных действий ответчиков по подаче питьевой воды ненадлежащего качества заключается, как считает истец, в возложении на администрацию МО город Кимовск Кимовского района обязанности провести инженерно-геодезические изыскания по водно-насосной станции (ВСН) № 3 по ул. Заводской в городе Кимовске, заключив договор с подрядной организацией в срок до конца 2012 года, а также в возложении обязанности заключить договор с подрядной организацией по проведению проектно – изыскательских работ по установке оборудования для очистки воды на ВНС № 3 по ул. Заводская в городе Кимовске и поселке Новый в срок до конца 2012 года. Для этого необходимо с учетом механизма бюджетного финансирования обязать АМО город Кимовск Кимовского района внести в представительный орган местного самоуправления при формировании бюджета на 2013 год вопрос о финансировании приобретения оборудования и установки локальных систем очистки воды на ВНС № 3 по ул. Заводская города Кимовска и пос. Новый. Требуемые мероприятия позволят нормализовать качество подаваемой населению питьевой воды. При этом ООО «Ресурс», обладая сведениями о технической возможности действующего оборудования и о потребностях водопотребления должно принять участие в проектно – изыскательских работах. Представитель ответчика – администрации МО город Кимовск Кимовского района (привлеченной к участию в деле в порядке ст.40 ГПК РФ л.д.198) согласно доверенности (л.д.230) Ванин В.И. возражений по существу уточненных исковых требований не высказал, согласившись с тем, что иск является обоснованным, пояснив при этом, что качество питьевой воды на территории муниципального образования действительно не соответствует нормативам, данный факт является предметом обсуждения на соответствующих совещаниях и рабочих встречах. Однако, из-за недостатка финансирования невозможно предпринять быстрые и исчерпывающие меры по устранению недостатков. В этой связи поэтапное решение вопроса, на котором настаивает представитель истца, вероятно позволит снять существующую напряженность. Представитель ответчика – ООО «Ресурс», согласно доверенности (л.д.205) Булдакова О.В., возражений по существу уточненных исковых требований не высказала, пояснив, что представляемое ею предприятие использует для осуществления своей деятельности по водоснабжению населения города муниципальное имущество по договору аренды, при этом и капитальный ремонт, и капитальное строительство нового оборудования для повышения качества воды не входит в круг обязанностей ООО «Ресурс». Добываемая из подземных источников Пронского месторождения вода изначально имеет повышенное содержание железа, а существующее оборудование не предусмотрено для качественной водоочистки. Тем не менее, использование предприятием накопительных резервуаров по пути транспортировки воды от места добычи до потребителей улучшает её качество. ООО «Ресурс» при проведении мероприятий, направленных на улучшение качества подаваемой населению воды, готово оказать содействие проектным и подрядным организациям путем предоставления необходимой информации по техническому состоянию существующего оборудования и потребностям водопотребления, однако финансирование этих мероприятий целиком и полностью находится в ведении администрации МО город Кимовск Кимовского района. Представитель 3-его лица – ЗАО «Жилсервис» согласно доверенности (л.д.194) Грачева О.А. в судебном заседании возражений по существу уточненных исковых требований не высказала. Исследовав и оценив доказательства, представленные сторонами по данному делу, в их совокупности, суд пришел к следующему. В июне-августе 2011 года и марте 2012 года в территориальный отдел Управления Роспортебнадзора по Тульской области в Новомосковском районе, г. Донском, Кимовском и Узловском районах обратились с заявлениями граждане, проживающие по адресам: Тульская область, г. Кимовск, пос. Сельхозтехника, д.6, ул. Пушкина, д.20, 22, 26, 28а, 28, 32, 34, ул. 4-ая Луговая, д.2, кв.2, в которых содержались жалобы на нарушения условий их проживания в связи с неудовлетворительным качеством подаваемой ООО «Ресурс» питьевой воды (л.д.14,15, 46, 82-83). По указанным обращениям на основании определений о возбуждении дел об административных правонарушениях: № 80 от 07.06.2011г.; № 122 от 26.08.2011 г.; № 13 от 20.03.2012 г. были проведены административные расследования в связи с необходимостью проведения лабораторных исследований качества воды, подаваемой ООО «Ресурс» (л.д.16,71,84). При проведении проверки 15 июня 2011 г. специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области в г.Новомосковске» были взяты пробы из скважины № 3 г.Кимовск, ул.Заводская (ВСН №3); колонки по ул.Вокзальная; водопровода в кв.№ 3 гр.ФИО8 <адрес>; водопровода в кв.№ гр.ФИО9 <адрес>; насосной станции 3-го подъема по ул.Коммунистическая, д.3а для исследований по санитарно - химическим показателям. По результатам экспертизы (экспертное заключение № 779 от 21.06.2011 г.) качество питьевой воды централизованного водоснабжения ООО «Ресурс» г.Кимовск, отобранной из вышеуказанных точек не соответствует требованиям п.3.4, 3.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно - химическим показателям, а именно установлено превышения нормы: - в скважине: запах, привкус - в 2,0 раза; мутность - в 8,9 раз; цветность - более 4 раз; железо - до 13 ПДК; жесткость -1,1 ПДК; - в насосной станции: запах, привкус - в 1,5 раза; мутность - в 4 раза; цветность - более 4 раз; железо - до 13 ПДК; жесткость - 1,1 ПДК; - разводящей сети (квартира кв.№ гр.ФИО8 и кв.№ гр.ФИО9 <адрес>) - запах, привкус - в 2,5 раза; мутность - в 8,9 раз; цветность - более 4 раз; железо - до 16,7 ПДК; жесткость - 1,1 ПДК; - разводящей сети (колонка) - запах, привкус - в 1,5 раза; мутность - в 3,1 раза; цветность - более 2,7 раз; железо - до 3,5 ПДК; жесткость - 1,1 ПДК (л.д.21-45). При проведении проверки 24 августа 2011 г. специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области в г.Новомосковске» были взяты пробы из разводящих сетей по адресам: Тульская обл., г.Кимовск, ул.Пушкина, д.20, 24, 26, 28, 28а, 32, 34 для исследований по санитарно - химическим показателям. По результатам экспертизы (экспертное заключение № 1102 от 26.08.2011 г.) качество питьевой воды централизованного водоснабжения ООО «Ресурс» г.Кимовск, отобранной из вышеуказанных точек не соответствует требованиям п.3.4, 3.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно - химическим показателям, а именно установлено превышения нормы : - разводящая сеть в доме 20: запах, привкус - в 2,0 раза; мутность - в 13,4 раз; цветность - в 4 раза; железо - на 11,7 ПДК; - разводящая сеть в доме 24: запах, привкус - в 2,0 раза; мутность – в 13,4 раз; цветность - в 4,0 раза; железо - на 12,1 ПДК; - разводящая сеть в доме 26: запах, привкус - в 2,0 раза; мутность - в 15,6 раз; цветность - в 4,0 раза; железо - на 14 ПДК; - разводящая сеть в доме 28: запах, привкус - в 2,0 раза; мутность – в 6 раз; цветность - в 4,0 раза; железо - на 12,3 ПДК; - разводящая сеть в доме 28а: запах, привкус - в 2,0 раза; мутность -в 6 раз; цветность - в 4 раза; железо - на 12,3 ПДК; - разводящая сеть в доме 32: запах, привкус - в 2,0 раза; мутность - в 3,7 раз; цветность - в 4,0 раза; железо - на 12,3 ПДК; - разводящая сеть в доме 28: запах, привкус - в 2,0 раза; мутность - в 8,9 раз; цветность - в 4,0 раза; железо - на 14,6 ПДК (л.д.48-70). При проведении проверки 21 марта 2012 г. специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области в г.Новомосковске» были взяты пробы из разводящих сетей по адресам: Тульская обл., г.Кимовск, ул. 4-я Луговая, д.2, кв.2; д.4, кв.1, насосной станции 3-го подъема по ул.Коммунистическая, д.3а для исследований по санитарно - химическим показателям. По результатам экспертизы (экспертное заключение № 266 от 23.03.2012 г.) качество питьевой воды централизованного водоснабжения ООО «Ресурс» г.Кимовск, отобранной из вышеуказанных точек, не соответствует требованиям п.3.4, 3.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно - химическим показателям, а именно установлено превышения нормы: - разводящая сеть в кв.№: запах, привкус - в 1,5 раза; мутность - в 1,6 раз; цветность - в 1,74 раза; железо - на 4,0 ПДК; жесткость - на 1,2 ПДК; - разводящая сеть в кв.№: запах, привкус - в 1,5 раза; мутность - в 1,1 раз; цветность - в 1,2 раза; железо - на 2,3 ПДК; жесткость - на 1,2 ПДК; - насосная станция 3-го подъема: железо - до 1,3 ПДК; жесткость - 1,2 ПДК (л.д.92-108). Таким образом, результаты исследований подтвердили обоснованность жалоб жителей г.Кимовска на неудовлетворительное качество воды и свидетельствуют о несоответствии ее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». В соответствии с п.п. 2.2 Устава (л.д.103) ООО «Ресурс» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества являются: - водозабор из подземных источников, подготовка и транспортировка воды к месту потребления; - текущий ремонт инженерных коммуникаций; - прием платежей от населения и предприятий за услуги по водоснабжению. В соответствии с п.2.5 Устава (л.д.103) «Общество осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещенных законодательством, операций, в том числе путем проведения работ и оказания услуг по заказам юридических лиц и граждан, как в России, так и за рубежом на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон.» Согласно договору № 15-к аренды имущества от 04.12.2009 г.(л.д.125-135), заключенному между администрацией муниципального образования г.Кимовск Кимовского района и ООО «Ресурс», арендодатель передал арендатору муниципальное имущество - здания, сооружения и оборудование, предназначенное для осуществления добычи пресных подземных вод, передачи их потребителям на территории муниципального образования г.Кимовск Кимовского района, указанное в Приложении № 1. Согласно договору на холодное водоснабжение № 57 от 25.05.2009 г.(л.д.38-44), заключенному между управляющей компанией ЗАО «Жилсервис» и ресурсоснабжающей организацией ООО «Ресурс», предметом настоящего договора является обеспечение Ресурсоснабжающим предприятием потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилые дома, указанные в Приложении № 1. В силу п. 1.4 вышеуказанного договора «Качество подаваемой питьевой воды на границе эксплуатационной ответственности - питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, должна соответствовать параметрам потребительских свойств воды». Жителями, проживающими по адресам: ул.Пушкина, д.26, д.28а, д.28, д.32, д.34, д.24, д.20, д.22, непосредственно заключены договоры на приобретение холодной питьевой водой с ООО «Ресурс», таким образом ООО «Ресурс» кроме того является и прямым исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению. На основании ст.42 Конституции РФ «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В соответствии со ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства». Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям». На основании п.3.1 и 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 г. «Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети». В соответствии с п.1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее Правила) Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Абзацами 1,3 п.3 Правил предусмотрено, что: "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; «исполнителем» является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в том числе, товарищество собственников жилья, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Согласно п.7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В соответствии с 5 Правил Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя не только перед собственниками жилых помещений, но и перед всеми потребителями. Из п. 49 Правил следует, что Исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. Наряду с ресурсоснабжающей организацией предусмотренную законом и санитарными правилами ответственность за ненадлежащее качество подаваемой населению питьевой воды несет орган местного самоуправления в лице администрации МО город Кимовск Кимовского района, поскольку пунктом 4 части 1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 года (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Данному требованию федерального закона соответствуют условия договора аренды № 15-к от 4.12.2009 года (л.д.125-135), пунктом 3.2.4 предусмотрена обязанность арендодателя (АМО город Кимовск Кимовского района) производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества для устранения недостатков его нормального использования. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что ответчики по данному делу обязаны осуществить мероприятия, указанные истцом, выполнение которых направлено на улучшение качества подаваемой населению города Кимовска питьевой воды. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс» и администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района об обязании ответчиков прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по оказанию жилищно – коммунальной услуги – подаче питьевой воды, не соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов и условиям договора – удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Город Кимовск Кимовского района» провести необходимые мероприятия по улучшению качества подаваемой населению питьевой воды, а именно: 1. Провести инженерно-геодезические изыскания по водно-насосной станции (ВСН) № 3 по ул. Заводской в городе Кимовске, заключив договор с подрядной организацией в срок до конца 2012 года. 2. Заключить договор с подрядной организацией по проведению проектно – изыскательских работ по установке оборудования для очистки воды на ВНС № 3 по ул. Заводская в городе Кимовске и поселке Новый в срок до конца 2012 года. 3. Возложить на администрацию муниципального образования город Кимовск Кимовского района обязанность внести на рассмотрение представительного органа муниципального образования город Кимовск Кимовского района при формировании бюджета на 2013 год вопрос о финансировании проектно – изыскательских работ, а также закупке и установке оборудования локальных систем очистки воды на ВНС № 3 по ул. Заводская города Кимовска и пос. Новый. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» принять участие в проектно – изыскательских работах по установке оборудования для очистки воды на ВНС № 3 по ул. Заводская в городе Кимовске и поселке Новый путем предоставления по запросам заинтересованных лиц необходимой информации об имеющихся технических возможностях и потребностях водопотребления. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кимовский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме. Председательствующий: