Решение от 28.03.2011 по иску Котовой Л.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского р-на», департаменту социального развития Тульской обл. об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2011 годаг.Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Петраковского Б.П.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-270/11 по иску Котовой Л.В. к государственному учреждению Тульской области ( ГУ ТО) «Управление социальной защиты населения Кимовского района», департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Котовой Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» ( далее по тексту – ГУ ТО УСЗН Кимовского района) и Департаменту социального развития Тульской области ( далее по тексту – ДСР ТО), в котором просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате и получении справки на льготный проездной билет; обязать ответчика назначить ей с 19 января 2011 года ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет; признать за ней право на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение ( в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление ( теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; обязать ответчика назначить ей с 19 января 2011 года ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение ( в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление ( теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований Котовой Л.В. указала, что она является пенсионером МВД РФ с 26 октября 2010 года на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей», ФЗ РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и согласно ст.7 ФЗ РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда». В силу ст.22 ФЗ РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижению возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда. Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст.1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии со ст.3 указанного Закона меры социальной поддержки по ежемесячной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Порядок назначения и предоставления меры социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Тульской области утвержден постановлением администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года № 201. В соответствии со ст.1, 3, 7 Закона Тульской области № 493 от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ( в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 года №1352-ЗТО) предусмотрено право ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, на меры социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ежемесячную денежную выплату и получение справки на льготный проездной билет. В соответствии с п.п. 15 п. 6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года № 579, департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением данных услуг. О нарушениях своих прав в предоставлении мер социальной поддержки она ( истец) узнала в декабре 2010 года от бывших сослуживцев и обратилась в ГУ ТО УСЗН Кимовского района с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки согласно Закону Тульской области № 493 от 28 декабря 2004 года, однако ей было отказано, поэтому она вынужден обратиться в суд.

Извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела истица Котовой Л.В. в суд не явилась, обратившись с письменным заявлении о рассмотрении дела без ее участия, на удовлетворении иска настаивала по основаниям, указанным в заявлении ( л.д.9).

Представитель ответчика - ГУ ТО УСЗН Кимовского района, по доверенности Новикова Е.В., в судебное заседание не явилась, в представленных возражениях требования истицы не признала, указав, что Котовой Л.В. отказано в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку кроме наличия самого звания «Ветеран труда» необходимо соблюдение еще одного условия – ветеран труда ( женщина) должна достигнуть возраста 55 лет, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что предусмотрено законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 № 493-ЗТО.

Представитель ответчика - Департамента социального развития Тульской области, в судебное заседание не явился, обратившись с письменным заявлением о рассмотрении дела без их участия, вместе с тем в письменном отзыве на исковое заявление Котовой Л.В., заявленные исковые требования не признал по тем же основаниям, что и представитель ГУ ТО УСЗН Кимовского района.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Оценив возражения представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ( в редакции закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров( по состоянию на 31.12.2004 года), а при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 года ( например, - замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

При этом Федеральный закон от 22.08.2004 года №122-ФЗ не содержит предписаний о том, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Из представленного истцом Котовой Л.В. удостоверения № 43/20747, выданного 03 ноября 2010 года УВД Тульской области ( л.д.14), следует, что Котовой Л.В. назначена пенсия за выслугу лет с 26 октября 2010 года, как майору милиции.

Истицей также представлено удостоверение серии В № 5294189 с отметкой «Ветеран труда», выданное 15 декабря 2010 года ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» ( л.д.13), из которого следует, что Котовой Л.В. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

Данные доказательства приводят суд к выводу о том, что по состоянию на 15 декабря 2010 года Котовой Л.В. было присвоено звание «Ветеран труда», и с этого времени она имела право на предоставление льгот, предусмотренных ст.22 закона «О ветеранах».

21.12.2010 года Котовой Л.В. обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки ( л.д.31).

Сообщением № 47 от 19.01.2011 года ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» отказало Котовой Л.В. в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в связи с отсутствием правовых оснований ( л.д.15-17).

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, установлены ст.3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО ( в ред. от 10.11.2010 года), из содержания которой следует, что ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, право ветеранов на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Российской Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста, видом пенсии и ее получением.

Истица Котовой Л.В. с 26.10.2010 года имеет право на пенсию по выслуге лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Право на получение указанной пенсии у неё возникло в соответствии со статьями 2,4,5 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ей на условиях, в порядке и по нормам ( статьи 1,2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Учитывая изложенные обстоятельства, в том числе и тот факт, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов, и нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, суд приходит к выводу, что Котовой Л.В. с 15.12.2010 года имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки, предусмотренных ст.3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО, что не противоречит п.п.19 п.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года № 30 и положениям ч.3 ст.196 ГПК РФ.

Согласно п.п.4 п.1 названного выше Положения предоставление ветеранам труда социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО УСЗН Кимовского района, на которое должна быть возложена обязанность по предоставлению истице указанных мер социальной поддержки.

В статье 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года.

Из этого следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсий.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

В соответствии с п.4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.

Согласно п.8 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплатой считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Котовой Л.В. впервые обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» ( орган социального развития по месту своего жительства) 21 декабря 2010 года, что подтверждается ее заявлением в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района».

Поскольку к моменту подачи указанного заявления Котовой Л.В. имела право на назначение ежемесячных денежных выплат, данные выплаты должны быть назначены с 21 декабря 2011 года.

Данная обязанность должна быть исполнена ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района», поскольку именно территориальные органы Департамента социального развития Тульской области осуществляют предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с Порядком назначения и предоставления денежных выплат отдельных категорий жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 №201.

Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» ( в редакции постановления администрации Тульской области от 03.07.2006г. №311, от 29.03.2008г. №160), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского, пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов ( кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.

Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.

Из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за коммунальные услуги и на приобретение единого месячного льготного проездного билета, послужил тот факт, что Котовой Л.В. не достигла возраста 55 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Проанализировав положения действующего законодательства, дав правовую оценку доводам ответчика, суд приходит к выводу о том, что указанная позиция ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» не согласуется с положениями Закона Тульской области №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает права на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости ( ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Следовательно, требования истицы являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы…

Представителем ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новиковой Е.В. представлено заявление об уменьшении размера взыскиваемой государственной пошлины по делу Котовой Л.В. до десяти рублей, в связи с тем, что ГУ ТО УСЗН Кимовского района является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, не наделено правом коммерческой деятельности, а следовательно собственными денежными средствами не располагает.

Согласно ст.103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истица была освобождена, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Принимая во внимание, что Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» не является коммерческой организацией, находится на бюджетном финансировании, свободных денежных средств не имеет, суд в соответствии с п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ считает необходимым удовлетворить ходатайство представителя ответчика об уменьшении размера государственной пошлины и снизить ее размер до 10 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

признать за Котовой Л.В. право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, получение ежемесячной денежной выплаты и справки на льготный проездной билет.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» назначить Котовой Л.В. с 21.12.2010 года как ветерану труда:

- ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;

- ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, предусмотренную ст.3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;

- ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление ( теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, предусмотренную ст.3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» выдать Котовой Л.В. справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 10 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Кимовский городской суд Тульской области.

Председательствующий: