Решение от 08.04.2011 иску Трубкина А.Д. к ГУ «Управление социальной защиты населения Кимовского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2011 года г. Кимовск

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Калачева В.В.,

при секретаре Масловой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-241 по иску Трубкина А.Д. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Трубкин А.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области (далее ГУ ТО) «Управление социальной защиты населения Кимовского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки и просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; признать за ним право на получение мер социальной поддержки по ежемесячной компенсации и на получение справки на льготный проездной билет; обязать ответчика назначить ему с 13 января 2011 года ежемесячную денежную выплату и выдать справку на льготный проездной билет; обязать ответчика назначить ему с 13 января 2011 года ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья; ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указал, что он (истец) является пенсионером МВД РФ с 18.03.2003 на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей», ФЗ РФ от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и согласно ст. 7 ФЗ РФ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда». В силу ст. 22 ФЗ РФ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижению возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда. Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п. 2 ст. 1 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии со ст. 3 указанного Закона меры социальной поддержки по ежемесячной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на пенсию в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Порядок назначения и предоставления меры социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Тульской области утвержден постановлением администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года №201. В соответствии со ст. 1.3.7 Закона Тульской области №493 от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 №1352-ЗТО) предусмотрено право ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, на меры социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ежемесячную денежную выплату и получение справки на льготный проездной билет.

В соответствии с п.п. 15 п. 6 Положения о Департаменте социального развития Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года №579, департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и возмещению организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением данных услуг. О нарушениях своих прав в предоставлении мер социальной поддержки он (истец) узнал в декабре 2010 года от бывших сослуживцев и обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки согласно Закону Тульской области №493 от 28 декабря 2004 года, однако ему было отказано, поэтому он вынужден обратиться в суд.

Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства истец Трубкин А.Д. в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении данного гражданского дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Новикова Е.В. в судебное заседание не явилась, представив в суд заявление о рассмотрении данного гражданского дела в её отсутствие. Исковые требования не признала и просила учесть ранее представленные возражения относительно заявленных Трубкиным А.Д.требований.

Представитель третьего лица департамента социального развития Тульской области в суд не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования Трубкина А.Д. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Истец Трубкин А.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет. Также, он является ветераном труда, о чем имеется выданное ему 02.12.2003 г. удостоверение серии В № 662995, согласно которому он имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах». 6.07.2010 г. Государственным учреждением Тульской области «Управлением социальной защиты населения Кимовского района» Трубкину А.Д. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, ежемесячных денежных выплатах на оплату жилья и коммунальных услуг, а также в выдаче справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета со ссылкой на то, что он является получателем пенсии за выслугу лет и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что является необоснованным.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

В силу статей 20 и 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определены в статье 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

В силу ст. 3 данного Закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области,

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Статьей 7 вышеуказанного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Правовой анализ ст. 27 п. 1 и ст.ст. 4,2,5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» свидетельствует о том, что всем категориям пенсионеров, указанным в ст. 4 Закона, с 1.01.2002 г. пенсии пересчитываются по нормам, предусмотренным данным Законом. Следовательно, в настоящее время на Трубкина А.Д. также распространяются правоотношения действующего ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», согласно которому право на пенсию имеют лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, а назначается она в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

Также суд учитывает, что положения ст. 3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин, поэтому ответчик неправильно истолковал правовые нормы этой статьи, ограничив круг лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда, в связи с чем, довод о том, что в отношении Трубкина А.Д. не выполняется требуемое в законе Тульской области условие - достижение возраста 60 лет является неправомерным.

Кроме того, как ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет) в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан; возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4469-1 назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из ст. 2 ФЗ №166-ФЗ от 15.12.2001 года, в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Назначение пенсии за выслугу лет таким гражданам независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Принимая во внимание, что пенсия истцу назначена, т.е. он достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с ФЗ №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», кроме того, он является ветераном труда, следовательно, он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 ода. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением от 15 марта 2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами. Судом установлено, что Трубкин А.Д. 13.01.2011 года в установленном порядке обратился в орган социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты и других льгот, предоставив копии пенсионного удостоверения, удостоверения ветерана труда. Данное обстоятельство никем не оспаривалось.

Учитывая изложенное, исходя из указанных выше правовых норм, суд считает, что Трубкин А.Д. приобрел право на получение ежемесячной денежной выплаты, как и денежных выплат на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, что подтверждает его доводы об отсутствии у ответчика оснований для отказа в предоставлении указанных льгот. Помимо этого истец приобрел право на предоставление справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета. Получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 г. №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в ред. Постановлений администрации Тульской области от 03.07.2006 № 311, от 29.03.2008 № 160), предусматривается единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для определенных категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Вместе с тем данная норма закона не содержит ограничений для реализации права на получение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, исходя из возраста получателя. В соответствии с п. 4 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30, денежная выплата предоставляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения.

Согласно ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Принимая во внимание, что Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» не является коммерческой организацией, находится на бюджетном финансировании, свободных денежных средств не имеет, суд в соответствии с п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ считает необходимым удовлетворить ходатайство представителя ответчика об уменьшении размера государственной пошлины и снизить ее размер до 10 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

признать за Трубкиным А.Д. право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, получение ежемесячной денежной выплаты и справки на льготный проездной билет.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» назначить Трубкину А.Д. с 13.01.2011 г. как ветерану труда:

- ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;

- ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, предусмотренную ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;

- ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, предусмотренную ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»;

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» выдать Трубкину А.Д. справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Кимовский городской суд Тульской области.

Председательствующий: