Решение по заявлению Фахретдинова В.В. о признании незаконным решения Совета СП Арсланвоский сельсовет от 09.12.2011г. о досрочном прекращении полномочий главы СП Арслановский сельсовет МР Кигинский район РБ в связи с удалением в отставку



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Верхние Киги 20 января 2012 года

Кигинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Корлыханова А.В.

При секретаре Хурматуллиной В.А.,

С участием прокурора Шарафутдинова М.Р.

заявителя Фахретдинова В.В.,

главы СП Арслановский сельсовет МР Кигинский район РБ К.Р.М.,

представителя администрации МР <адрес> РБ М.Р.Р.,

председателя Совета муниципального района Кигинский район РБ К.Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фахретдинова В.В. о признании незаконным решения Совета сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> <данные изъяты> в связи с удалением в отставку,

у с т а н о в и л:

Фахретдинов В.В. обратился в суд с заявлением в котором просит признать незаконным и отменить решение Совета сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о его досрочном прекращении полномочий как главы сельского поселения <данные изъяты> по тем основаниям, что удаление главы администрации муниципального образования регулируется нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В решении от ДД.ММ.ГГГГ не указано не одно из оснований предусмотренных ч. 2 ст. 74.1 данного Закона, протокол заседания Совета так же не содержит данных оснований, как не указаны они и в обращении депутатов. При рассмотрении и принятии решения не был заблаговременно ознакомлен с обращением депутатов и с проектом решения об удалении в отставку, в связи с чем не мог надлежаще подготовиться и дать объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием для принятия данного решения. Кроме того указывает, что в силу требований вышеуказанного Закона решение об удалении в отставку может быть принято только с согласия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но такого согласия не было. Считает свое досрочное отстранение от должности незаконным, нарушающим его права.

Заявитель Фахретдинов В.В. в суде свои заявленные требования поддержал по этим же основаниям, изложенным в заявлении, показал, что о проведении заседания Совета узнал в 10-м часу утра, в 10.00 часов ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание Совета сельского поселения. С обращением депутатов ознакомлен не был, проекта решения не было, обо всем узнал только на заседании Совета. Просит признать Решение Совета сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Представитель Совета сельского поселения <данные изъяты> К.Р.М. в судебном заседании заявление не признал. Показал суду, что основаниями для удаление в отставку Фахретдинова В.В. явилось неисполнение в течении трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения ( п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а именно не принимались меры по благоустройству населенных пунктов, не проводятся сходы граждан, не прослеживается реализация муниципального имущества, что порождает недовольство населения. Об обращении депутатов Фахретдинов В.В. был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ управ делами <данные изъяты> Л.Г.Р. На заседании ему была предоставлена возможность дать объяснения по данным обстоятельствам, его доводы были выслушаны. Решение принято большинством голосов. (всего 9 депутатов, за 7, против 1, воздержался 1) Правом на изложение своего особого мнения в письменном виде Фахретдинов не воспользовался. Мнение Президента Республики Башкортостан, как высшего должностного лица Республики Башкортостан до депутатов доведено не было. Проект решения вместе с обращением депутатами подготовлен не был. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Представитель администрации МР Кигинский район РБ М.Р.Р., суду показал, что в целом порядок принятия решения был соблюден, существенных нарушений порядка, определенного Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допущено не было. Просит решения Совета признать законным и обоснованным, а в удовлетворении требований Фахретдинова отказать.

Председатель Совета Муниципального района Кигинский район РБ К.Р.И. привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, суду показал, что принимал участие в качестве приглашенного в заседании Совета СП <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, вместе с главой администрации МР <адрес> РБ Х.Р.Х. Считает, что существенных нарушений порядка проведения заседания и процедуры удаления в отставку главы СП, допущено не было. Утром ДД.ММ.ГГГГ, когда ему из <данные изъяты> сообщили о предстоящем заседании Совета СП и об обращении группы депутатов, он сообщил об этом главе администрации МР Х.Р.Х., и они вместе звонили Президенту Республики, и узнали его мнение по данному вопросу. Оно было положительным. На заседании Совета до депутатов данное мнение было доведено главой администрации, но не сказано что это мнение Президента. Считает, что оснований для признания решения Совета СП от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не имеется. Это решения депутатов, и ни какого давления на них со стороны не было. Данное решение основано на оценке той работы которую проводил бывший глава сельского поселения Фахретдинов. Считает необходимым в удовлетворении заявления отказать.

Прокурор Шарафутдинов М.Р., привлеченный к участию в деле, считает что решение Совета СП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ может быть признано незаконным, т.к. при подготовке заседания Совета и при проведении заседания были допущены нарушения порядка удаления главы муниципального образования в отставку, которые являются существенными. А именно: Фахретдинов В.В. не был заблаговременно уведомлен об обращении депутатов, с ним не был ознакомлен, проекта решения не было, подготовиться к заседании Фахретдинов не мог. Решение принято без учета мнения высшего должностного лица Республики Башкортостан, что предусмотрено нормами Закона и Уставом СП. Просит признать решения Совета СП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Выслушав заявителя, представителя Совета СП <данные изъяты>, представителя администрации МР и председателя Совета МР Кигинский район РБ, прокурора, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно решения Совета сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ досрочно прекращены полномочия главы сельского поселения <данные изъяты> <адрес> РБ Фахретдинова В.В. в связи с удалением главы сельского поселения в отставку с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно обращения инициативной группы депутатов, адресованного совету сельского поселения <данные изъяты> МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, депутаты: ФР.Г., К.Р.М., И.И.А., Х.Р.Х., на основании ст. 74.1 131 Федерального закона просят досрочно прекратить полномочия глав Сельского поселения <данные изъяты> МР <адрес> РБ. Обращение передано в 20.05 часов.

Ответчиком представлены копии решений Совета сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Кигинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ: о секретаре девятого заседания Совета (избран секретарь – Х.С.Ф.); решение о повестке дня заседания Совета (в повестку дня включен вопрос об обращении инициативной группы депутатов Совета «О досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Кигинский район РБ Фахретдинова В.В.»); решение об избрании главы сельского поселения <данные изъяты> МР Кигинский район РБ (избран К.Р.М. – депутат округа ).

В материалах дела имеется копия протокола внеочередного 9 заседания Совета сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Кигинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Из протокола следует, что по включенному в повестку дня вопросу – о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> Фахретдинова В.В., высказалась депутат ФР.Г., глава администрации МР Кигинский район РБ Х.Р.Х.. Затем слово было предоставлено Фахретдинову В.В. Высказывались депутаты С.А.А., Х.Г.Р., И.И.А., Х.С.Ф., С.Ю.З., К.Р.М. Высказывался К.Р.И., который считал необходимым принять решение о прекращении полномочий Фахретдинова В.В. и Х.Р.Х., предложивший оставить Фахретдинова В.В. с испытательным сроком. После чего был поставлен вопрос повестки дня на голосование. Проголосовало: 7 – за, 1 – против, 1 – воздержался. Далее решался вопрос об избрании нового главы сельского поселения <данные изъяты>, - избран К.Р.М. (за – 8, против – нет, 1 – воздержался).

Ф.Р.Г. в судебном заседании показала, что обращение было подготовлено совместно с депутатами К.Р.М., И.И.А. и Х.Г.Х. Основанием послужило то, что Фахретдинова В.В. избрали в марте 2011 года, т.к. знали его с хорошей стороны, но он не оправдал доверия. Его неоднократно предупреждали, но он не занимался благоустройством, на приходил на сходы граждан, продавал имущество, но деньги на счет администрации не поступали. Собрались с вышеуказанными депутатами ДД.ММ.ГГГГ и позвонили в администрацию района, сказали, что хотим обратиться с обращением. Подготовили обращение и И.И.А. передал его управ делами сельсовета Л.Г.Р. О том, что необходимо так же подготовить проект решения не знали. С мнением Президента РБ их не знакомили, не сообщали.

Депутат И.И.А. суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ позвонила Ф.Р.Г. и предложила собрать Совет и решить вопрос об отставке Фахретдинова В.В. Собрались с депутатами и составили обращение. Передал его Л.Г.Р. около ДД.ММ.ГГГГ часов вечера. Утром узнал о заседании Совета. Основанием послужило не надлежащее выполнение Фахретдиновым В.В. обязанностей главы СП, обращения населения. Улицы не чистятся, отсутствует освещение, по бродячим собакам мер не предпринимается. Проект решения не готовили, узнали об этом только ДД.ММ.ГГГГ.

Допрошенная в качестве свидетеля Л.Г.Р., являющаяся управляющей дела администрации СП <данные изъяты>, показала суду, что ей ДД.ММ.ГГГГ вечером, около <данные изъяты> часов, депутат И.И.А. принес обращение, сказал, что пусть будет у Вас. Утром депутаты забрали его и она его получила обратно только после заседания, когда оформляла документацию по проведенному заседанию. О заседании ДД.ММ.ГГГГ ничего не знала, узнала только утром, придя на работу. Никому ничего не сообщала, просто не успела. Проект решения заранее так же не видела.

В соответствии со ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Представительный орган муниципального образования удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 ч. 2 данной статьи предусмотрено, что основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку является, в частности: неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения.

Частью 3 данной норы Закона установлено, что инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 74.1 данного Закона, рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Частью 13 статьи 74.1 предусмотрено, что при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

Кроме того ч. 15 данной статьи Закона предусмотрено, что Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина…

Из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, в частности: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как установлено в суде, обращение группы депутатов о досрочном прекращении полномочий главы СП Арслановский сельсовет Фахретдинова В.В., подготовлено ими ДД.ММ.ГГГГ. Вечером (<данные изъяты> часов) передано управ делами сельсовета Л.Г.Р., которая утром ДД.ММ.ГГГГ пришла на работу и передала его обратно депутатам. Проект решения Совета по данному обращению депутатами подготовлен не был.

Заявитель о поступившем обращении заблаговременно извещен не был, с проектом решения Совета СП не ознакомлен, а с учетом того, что обращение не содержит указания на причины, послужившие основанием для обращения, он не смог бы подготовиться для дачи объяснений по обращению, даже зная о нем заблаговременно.

Из ч. 4 ст. 49 устава СП <данные изъяты> МР Кигинский район РБ следует, что рассмотрение инициативы депутатов Совета об удалении главы СП в отставку осуществляется с учетом мнения Президента Республики Башкортостан. Но из протокола заседания Совета не усматривается того, что решение принято с учетом мнения Президента РБ, что так же подтверждается показаниями депутатов в судебном заседании. Кроме того в нарушение требований ч. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение от 09.12.2011 года не опубликовано в течении 5 дней, как того требует Закон.

Таким образом при вынесении решения Совета сельского поселения <данные изъяты> РБ , о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> МР <адрес> РБ Фахретдинова В.В. в связи с удалением главы сельского поселения в отставку с ДД.ММ.ГГГГ, были допущены нарушения требований ч. 3, 4, 13, 15 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 49 Устава сельског8о поселения <данные изъяты> МР Кигинский район РБ.

Данные нарушения суд считает существенным несоблюдением установленного порядка досрочного удаления главы сельского поселения в отставку и, с учетом представленных сторонами доказательств, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований заявителя Фахретдинова В.В. Суд признает решение Совета сельского поселения <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ за , о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> МР <адрес> РБ Фахретдинова В.В. в связи с удалением главы сельского поселения в отставку с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Требования заявителя в части отмены оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ, не входят в компетенцию суда и находятся в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления, в связи с чем оставляются без рассмотрения.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199, 254, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Фахретдинова В.В. удовлетворить.

Решение Совета сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения <данные изъяты> Фахретдинова В.В., признать незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение тридцати дней со дня принятия через Кигинский районный суд РБ.

Председательствующий судья: Корлыханов А.В.