Именем Российской Федерации село Верхние Киги 29 мая 2012 года Кигинский районный суд Республики Башкортостан в составе: Председательствующего судьи Корлыханова А.В. С участием помощника прокурора Бабченко В.А. Представителя ответчика директора ООО «Табиб» Рахимова Р.А. Представителя ответчика Мухаметьянова Р.Р. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) При секретаре Галлямовой А.М. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Кигинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Табиб» об обязании создать условия для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кигинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Табиб» об обязании создать условия для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В обоснование своих исковых требований прокурор суду пояснил, что прокуратурой Кигинского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в аптеке ООО «Табиб». Проверкой установлено, что в аптеке ООО «Табиб», расположенной по адресу: <адрес> нарушается законодательство о социальной защите инвалидов. Выявлен факт отсутствия пандуса при наружной и внутренней лестнице либо иных средств подъема маломобильных групп населения, инвалидов, а также факт несоответствия установленным нормативам ширины дверного проема входной двери в аптеку, которая составляет 0,64 м. В частности вход в аптечное учреждение аптеки ООО «Табиб», оборудован лестничными подъемами, которые не имеют пандуса либо иных средств подъема маломобильных групп населения, инвалидов, ширина дверного проема входной двери в аптеку составляет менее 0,9м. Прокурор просит обязать ООО «Табиб» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в аптеку «Табиб» расположенную по адресу: <адрес> являющейся объектом социальной инфраструктуры, и обязать установить в соответствие с ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационное» и СНиП 35-01-2011 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения» утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, средствами, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов (перила, настилы, рельсы, пандусы) к объектом социальной инфраструктуры в двухмесячный срок со дня принятия судебного решения, привести ширину дверного проема входной двери в аптеку в соответствии с нормативами, предусмотренными ГОСТом и СНиПом. В судебном заседании помощник прокурора района Бабченко В.А. полностью поддержал исковые требования по этим основаниям. Представитель ответчика директор ООО «Табиб» Рахимов Р.А. и его представитель Мухаметьянов Р.Р. исковые требования прокурора района не признали, суду показали, что с исковыми требованием прокурора Кигинского района РБ не согласны в полном объеме. Требование прокурора предъявлено по итогам проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры (акт от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п. 2 ст. 21 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проверка прокуратурой была проведена во исполнение задания прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры». В данном случае не говориться о поступившей информации об имеющихся фактах нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры, а также в сфере лицензионной деятельности. Кроме того, в указанном задании прокуратуры Республики Башкортостан, не говорится о проведении проверки исполнения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности. Перед тем как получить лицензию (лицензия выдана ДД.ММ.ГГГГ) на фармацевтическую деятельность помещение аптеки была проверена лицензирующим органом – Минздравом Республики Башкортостан по соблюдению лицензиатом/ возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности (акт от ДД.ММ.ГГГГ), при котором нарушений лицензионных требований, препятствующих выдаче лицензий установлено не было. Также помещение аптеки было введено в эксплуатацию соответствующим актом ввода, от ДД.ММ.ГГГГ, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, а также экспертным заключением № на проект строительства от ДД.ММ.ГГГГ выданного экспертом и главным врачом филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидиемологии в РБ» З.И.М.. В случае нарушения лицензионных требований и не соответствия помещения аптеки установленным нормам и правилам, лицензию бы не выдали. Постановлением Правительства РБ от 28.04.2011 N 130 была утверждена республиканская целевая программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы". Идентичная программа была принята по Кигинскому району постановлением Администрации Кигинского района от ДД.ММ.ГГГГ №. По данным программам, 2011 - 2012 годы, является 1 этапом реализации программы, где проводят нормативную работу, инвентаризацию и паспортизация объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в целях определения степени их доступности для инвалидов и т.п., то есть в этом этапе ведут только подготовительную работу. Во втором этапе – 2013-2015 годы, проводят работу по непосредственной реализации программы, в том числе: реализуются мероприятия по формированию средствами архитектуры и градостроительства условий, обеспечивающих инвалидам доступ к физическому окружению. Государственным и муниципальным органам и учреждениям предоставлена возможность обеспечивать доступность инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в течение 5 (пяти) лет, а прокурор требует у частного предприятия проведения идентичной работы за 2 (два) месяца. ООО «Табиб», физически не успеет за данный срок, заказать и изготовить проект установки пандуса и реконструкции дверных проемов, а затем его исполнить, чтобы эти работы соответствовали нормам ГОСТа и СНИПа. Считают требования прокурора района незаконным и просят суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Кигинского района в полном объеме. Выслушав помощника прокурора, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению. По материалам дела установлено, что в аптеке ООО «Табиб» отсутствует пандус при наружной и внутренней лестнице либо иных средств подъема маломобильных групп населения, инвалидов, не соответствует установленный нормативам ширины дверной проем входной двери в аптеку, которая составляет 0,64 м. Вход в аптечное учреждение аптеки ООО «Табиб», оборудован лестничными подъемами, которые не имеют пандуса либо иных средств подъема маломобильных групп населения, инвалидов. Ширина дверного проема входной двери в аптеку составляет менее 0,9м. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Ст. 15 Федерального закона от 04.11.1995 г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относиться и аптека «Табиб», расположенная по адресу: <адрес> В соответствии с п. 47 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию». Согласно ст.2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа. Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями и лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Согласно подпункта «а» п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006г. № 416 (ред. от 28.07.2011) «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций). В соответствии с подпунктом «г» п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006г. № 416 (ред. от 28.07.2011) «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003г. № 80 (ред. от 18.04.2007г.) «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами. Согласно п.3.1 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств аптечных организациях, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003г. № 80 (ред. от 18.04.2007г.) «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (вместе с ОСТ 91500.05.0007-2003…»). все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарат предусмотрены в СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73. Пунктом 3.9. Строительных норм и правил 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73) установлено, что лестницы должны дублировать пандусами, а при необходимости -другими средствами подъема. В п. 3.23 Строительных норм и правил 35-01-2011 (Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73) закреплено, что ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что аптека «Табиб» расположена по адресу: <адрес> В силу ст.12 ГПК РФ судопроизводство в РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доводы ответчика и его представителя Мухаметьянова Р.Р., о большом сроке, отведенном для приведение в соответствие с требованиями по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения для учреждений и органов государственной власти и местного самоуправления, не исключают обязанность, в частности ответчика по приведению к нормам входной группы аптеки «Табиб» и основаны на требованиях закона. И не может быть основанием для отказа в удовлетворения заявленных требований, по этим основаниям. На основании изложенного, с учетом представленных сторонами доказательств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора района РБ. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требование прокурора Кигинского района, удовлетворить. Обязать ООО «Табиб» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в аптеку «Табиб» расположенную по адресу: <адрес>, являющуюся объектом социальной инфраструктуры, и обязать установить средства предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов (перила, настилы, рельсы, пандусы) к объекту социальной инфраструктуры, а так же привести ширину дверного проема входной двери в аптеку в соответствии с предусмотренными нормативами. Установить для ООО «Табиб» срок для исполнения решения суда в три месяца. Решение может быть обжаловано и принесено представление в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Кигинский районный суд РБ в течение одного месяца. Председательствующий судья: /подпись/ Корлыханов А.В. Копия верна судья: А.В. Корлыханов. Секретарь: А.М. Галлямова.