умышленное причинение смерти человеку



Дело № 1-38/2010

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кичменгский Городок 17 июня 2010 года.

Судья Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области Шемякина Р.В.,

с участием государственного обвинителя, и.о. прокурора района Жаравиной Г.П.,

подсудимого Киркина С.В.,

защитника, адвоката Чешкова А.Н., предъявившего удостоверение № 580 и ордер № 23,

при секретаре Седовой М.В.,

а также потерпевшей К.М.И.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Киркина С.В. – Дата обезличена года рождения, уроженца и жителя ... ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., содержащегося под стражей с 09 мая 2010 года,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.105 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Киркин С.В. умышленно причинил смерть отцу К.В.И. – Дата обезличена года рождения. Преступление совершено при следующих обстоятельствах:

08 мая 2010 года, около 12 часов Киркин С.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в своем доме, расположенном по адресу: ..., в ходе ссоры, нанес своему отцу К.В.И. несколько ударов руками по телу, затем уронил его на пол, после чего на почве личных неприязненных отношений, действуя умышленно, с целью причинения смерти, нанес два удара деревянным поленом в область жизненно важного органа – головы, причинив ему тяжелую закрытую черепно-мозговую травму: ушиб головного мозга тяжелой степени, субараханоидальное кровоизлияние, кровоизлияния в желудочки мозга, от которых К.В.И. скончался в тот же день на месте происшествия.

Подсудимый Киркин С.В. вину в совершении преступления признал, в суде показал, что 08 мая 2010 года он с утра распивал спиртные напитки вместе с отцом. Мать выпила немного и ушла на улицу заниматься домашними делами. В ходе распития спиртного, около 12 часов, с отцом произошла ссора по поводу того, что отец посылал его в магазин за спиртным, а он отказывался. В ходе ссоры отец на него закричал и он из-за этого разозлился на него. Он встал из-за стола, подошел к отцу, который сидел за столом, схватил его руками за одежду и рывком уронил его на пол. После этого он навалился на отца сверху и стал его удерживать и душить. Во время этой возни отец вырвался, схватил его руками за шею и также стал его душить. Поскольку он сильнее отца, он быстро освободился от захвата, снова повалил отца на пол и стал душить за шею. После чего он встал подошел к печке, взял из стопки деревянное полено, снова подошел к отцу, который пытался встать и нанес ему два удара в область затылочной части головы. Во время потасовки с отцом в доме находилась мать и все видела. Полено, которым ударил отца, выбросил в печь и вышел на улицу. Согласен с тем, что именно от двух ударов поленом наступила смерть отца. В момент нанесения ударов он действительно хотел причинить смерть отцу, так как был зол на него из-за того, что всю жизнь чувствовал, что отец его не любил, в детстве его бил и выгонял из дома, в результате чего с 4–х летнего возраста и до 20 лет он был вынужден проживать у бабушки. В настоящее время он искренне раскаивается в содеянном, сожалеет о случившемся и жалеет отца.

Вина Киркина С.В. подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так потерпевшая К.М.И. суду пояснила, что 8 мая 2010 года сыновья И. и А. около 8 часов ушли на реку, а сын С. остался дома и стал распивать спиртные напитки с отцом. Она выпила вместе с ними немного спиртного и ушла на улицу заниматься домашними делами. Около 12 часов она услышала, что в доме муж и сын ругаются между собой. Она зашла в дом и увидела, что С. схватил мужа за рубашку и уронил на пол, после чего стал душить его руками за шею. Муж в какой-то момент вывернулся, уронил С. на пол и также стал его душить. Она попыталась их разнять, но не смогла. Так как С. физически сильнее мужа, он быстро снова повалил на пол В. и вновь стал его душить. Когда В. сильно захрипел, С. рукой взял из стопки дров полено и нанес ему два удара по голове. При этом С. кричал: «На получай! Я тебя все равно убью и сам удавлюсь! Больше жить ты не будешь!» От ударов у мужа потекла кровь из носа, рта, ушей. Увидев это, С. бросил полено в печь и выбежал на улицу. Она сразу побежала за медиком и когда вместе с ним вернулась в дом, то увидела, что муж лежит на кровати, хрипит и жалуется на головную боль. С. в это время лежал на другой кровати. Медик ФИО1 обработала раны у В и ушла домой. Через некоторое время она обнаружила, что муж умер. Подтверждает, что действительно муж плохо относился к С., по сравнению с другими детьми, не любил его. Когда дети были маленькими, часто выгонял всех из дома, пил и около 19 лет нигде не работал. Когда имелись деньги, она всей семьей распивали спиртные напитки, когда не было – не пили. С., когда находился в трезвом состоянии, больше всех из пятерых детей помогал ей по хозяйству и к ней всегда относился хорошо, поэтому она очень его жалеет. Просит сына не наказывать.

Свидетель ФИО1 – фельдшер, суду показала, что к ней домой 8 мая 2010 года в 13 часу прибежала К.М.И., которая была взволнована и сообщила, что ее сын С. наверное убил мужа. Когда она прошла в дом к Киркиным, то обнаружила, что К.В.И. лежит на кровати, находиться в сильной степени опьянения, но в сознании. На лице, над правой бровью у него имелась гематома, ссадина на левой ушной раковине и две ссадины на затылочной части головы. Она стала обрабатывать раны, но К.В.И., просил не трогать раны в области головы и жаловался на сильную головную боль. На соседней кровати в комнате лежал С., который на ее вопрос о том, зачем он отца избил, ответил, что он хотел отца убить, просто полено оказалось слабое и что он все равно убьет отца. Она провела беседы с ними и ушла. Около 16 часов к ней пришел И., который также находился в сильной степени опьянения и сообщил, что его отец умер. Она вновь прошла в дом к Киркиным, констатировала смерть К.В.И. и о случившемся сообщила в милицию. Со слов жителей деревни ей известно, что К.В.И. не любил С., но по какой причине ей не известно и что ранее в их семье было рукоприкладство, но В. никуда не жаловался. В тоже время односельчане больше осуждают В., а жалеют С.

Свидетель ФИО2 суду пояснил, что 08 мая 2010 года с утра он находился в ..., где распивал спиртные напитки. Когда днем он пришел домой, то увидел, что на кровати спит пьяный С. На соседней кровати лежал отец, а рядом с кроватью на стуле сидела мать и громко рыдала. При этом мать ему пояснила, что С. убил отца, в ходе конфликта уронил отца на пол и два раза ударил деревянным поленом по голове. Раньше по пьянке между отцом и братом С. часто возникали скандалы, которые доходили до драк. Когда он с братом А. бывал дома, то они не давали им драться. С., находясь в состоянии опьянения становился агрессивным и говорил, что убьет отца.

Свидетель ФИО3 суду показал, что 08 мая 2010 года по дороге из ... его брат И. сообщил, что их отец умер. Когда он пришел домой, то увидел, что отец лежит на кровати и что он мертв. С. в это время спал на соседней кровати. Позднее ему мать рассказала, что С. нанес отцу два удара поленом по голове. Отношения между отцом и С. были напряженными, особенно когда оба распивали спиртные напитки и С. часто бил отца.

Из показаний свидетеля ФИО4 л.д.91-92), оглашенных в суде в соответствии с ч.1 ст. 281 УПК РФ следует, что между К.В.И. и ее внуком С. давно сложились неприязненные отношения и еще более усложнились тем, что К.В.И. по пьяни вновь стал выгонять С. из дома. После обеда 8 мая 2010 года к ней пришла дочь К.М.И. и сказала, что В. умер. Когда она пришла в дом Киркина С.В., там находилась медик, которая осматривала К.В.И., С., который лежал на кровати. На лице у К.В.И. была видна кровь, он находился в сознании, но молчал и с кровати не вставал. Ближе к вечеру она вновь пришла в дом к Киркиным, когда В. умер. Вся семья Киркиных злоупотребляла спиртными напитками.

Из оглашенных согласно ч.1 ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО5л.д.99-100) видно, что он проживает по соседству с семьей Киркиных в .... 8 мая 2010 года в начале 13 часа, проходя мимо дома Киркиных он увидел, что из дома вышел как обычно спокойный С., но очень сильно пьяный. Его мать К.М.И. была заревана, продолжала плакать и побежала в сторону дома медика. Он спросил у С., что случилось. С. ответил ему: «Я батьку убил. Я его поленом по голове ударил!»

Протоколом осмотра места происшествия л.д. 3-16) установлено, что на кровати в доме Киркиных в ... обнаружен труп К.В.И. На полу между сервантом и кухонным столом обнаружены многочисленные пятна красно-бурого цвета, похожие на кровь. В печи обнаружено полено, которое имеет вытянутую форму с достаточно острыми краями и пятна бурого цвета, похожие на кровь. В судебном заседании Киркин С.В. подтвердил, что именно этим поленом он нанес два удара. В ходе осмотра жилого дома изъяты полено, вата, тряпка, отщепы с пола, испачканные жидкостью темно-бурого цвета, похожие на кровь.

Протоколом осмотра трупа л.д.28-34) установлено, что у К.В.И. имеются видимые телесные повреждения: ссадины над правой бровью, след от удара в области левой ушной раковины, два кровоподтека в затылочной части головы справа и слева, кровоподтеки под веками в области правого глаза. В ходе осмотра с трупа изъяты образцы крови на марлевый тампон.

16 мая 2010 года у Киркина С.В. изъята одежда: толстовка, камуфляжные куртка и брюки, в которых он находился в момент убийства. л.д.122-123). Изъятые в ходе осмотра места происшествия и одежда К.В.И. осмотрены л.д.179-196) и признаны вещественными доказательствами по делу л.д.197).

17 мая 2010 года Киркин С.В. при проверке показаний на месте л.д.130-141) показал механизм нанесения им ударов деревянным поленом по голове своему отцу.

По заключению судебно-медицинского эксперта л.д. 144-146) у Киркина С.В. не обнаружено каких-либо телесных повреждений, свидетельствующих о попытке удушья.

По заключению судебно-медицинской экспертизы л.д.150-153) у К.В.И. обнаружены следующие телесные повреждения: тяжелая закрытая черепно-мозговая травма: ушиб головного мозга тяжелой степени, субарахноилаьное кровотечение, кровоизлияния в желудочки мозга, носовое кровотечение, которые явились причиной его смерти. Кроме того обнаружены ссадины над правой бровью, в области левой ушной раковины и кровоподтеки в затылочной области справа и слева и под веками в области правого глаза. Телесные повреждения могли образоваться в результате ударов твердого тупого предмета и после причинения телесных повреждений потерпевший мог в течение нескольких часов совершать ограниченные активные действия.

По заключению эксперта л.д.158-160) на отщепах с досок пола кухни, вате из кухни дома, полене из русской печи, свитере-толстовке Киркина С.В. обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключается от подсудимого и потерпевшего, так как их кровь относиться к одной группе.

В явке с повинной л.д. 81) Киркин С.В. указывает, что 08 мая 2010 года в ходе драки он два раза ударил поленом по голове своего отца К.В.И., после чего тот умер.

По заключению судебно-психиатрической экспертизы л.д.166-169) Киркин С.В. страдает психическим расстройством – легкое конгнитивное расстройство. Однако указанное психическое расстройство не лишало способности Киркина С.В. в момент совершения инкриминируемого деяния и не лишает в настоящее время осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. В принудительных мерах медицинского характера Киркин С.В. не нуждается. С учетом поведения в ходе следствия и в судебном заседании Киркина С.В. следует признать вменяемым.

С учетом приведенных доказательств, суд находит вину Киркина С.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ, доказанной полностью, поскольку он умышленно причинил смерть К.В.И.

Как установлено в судебном заседании Киркин С.В. причинил телесные повреждения К.В.И. 08 мая 2010 года около 12 часов.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновного, который характеризуется в быту удовлетворительно л.д.208, 217), обстоятельства, смягчающие наказание, и влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Киркина С.В. являются: явка с повинной (ч.2 ст. 61 УК РФ).

Наказание Киркину С.В. следует назначить по правилам ч.1 ст. 62 УК РФ.

Учитывая повышенную общественную опасность содеянного и наступившие последствия, суд не находит оснований для применения в отношении Киркина С.В. ст. 73 УК РФ – условного осуждения и не усматривает в действиях погибшего К.В.И.такого неправомерного поведения, которое могло быть поводом для совершения убийства 08 мая 2010 года.

При назначении срока лишения свободы, суд учитывает: условия воспитания подсудимого, который длительное время не проживал вместе с семьей, на протяжении всей жизни был обделен отцовской любовью; наличие психического расстройства, мнение потерпевшей К.М.И., которая просила освободить сына от ответственности, отсутствие по делу отягчающих наказание обстоятельств и то, что Киркин С.В. к уголовной ответственности привлекается впервые, поэтому суд считает возможным назначить наказание Киркину С.В. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 105 УК РФ.

В целях исполнения приговора, меру пресечения до вступления приговора в законную силу в отношении Киркина С.В. следует оставить прежнюю – заключение под стражей.

На основании ст.ст. 1064, 1081 ГК РФ гражданский иск, заявленный прокурором о взыскании средств, выплаченных из областного бюджета в виде пособия на погребение К.В.И.., следует удовлетворить в полном размере.

Вещественные доказательства по делу: камуфляжные рабочие куртка-пиджак и брюки, свитер-толстовку следует возвратить Киркину С.В.; деревянное полено со следами жидкости красно-бурого цвета, отщепы, фрагмент тряпки, кусок ваты, со следами жидкости, похожей на кровь, образцы крови на марлевом тампоне Киркина С.В. и К.В.И. – уничтожить.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л:

Киркина С.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ и назначить ему наказание в виде ­­шести лет лишения свободы, с отбывание в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения до вступления приговора в законную силу Киркину С.В. оставить без изменения – заключение под стражу.

Срок отбытия наказания исчислять с 17 июня 2010 года, зачесть в срок отбытия наказания время заключения под стражу с 09 мая 2010 года по 16 июня 2010 года.

Гражданский иск прокурора удовлетворить: взыскать с Киркина С.В. в пользу субъекта РФ – Вологодской области, с зачислением в доход областного бюджета 4600 рублей.

Вещественные доказательства по делу: камуфляжные рабочие куртка-пиджак и брюки, свитер-толстовку следует возвратить Киркину С.В.; деревянное полено со следами жидкости красно-бурого цвета, отщепы, фрагмент тряпки, кусок ваты, со следами жидкости, похожей на кровь, образцы крови на марлевом тампоне Киркина С.В. и К.В.И. – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Вологодского областного суда через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение 10 дней, а осужденным Киркиным С.В. - в тот же срок с момента вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе: ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции; пригласить защитника для участия в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника в кассационной инстанции.

Судья - Р.В.Шемякина.