Резолютивная часть решения оглашена 22.01.2010г.
Мотивированное решение суда составлено 26.01.2010 года
дело № 2- 2/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кичменгский Городок 22 января 2010 года
Судья Кичменгско – Городецкого районного суд Вологодской области Берсенева Т.В.,
с участием заместителя прокурора Кичменгского – Городецкого района Екимовской Н.А.
при секретаре Некипеловой Т.Н.,
с участием истца – Дресвянкиной Е.А., представителей ответчика - администрации Кичменгско – Городецкого района Вологодской области Дьякова С.В., департамента сельского хозяйства Вологодской области Сапуновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кичменгско – Городецкого района к администрации Кичменгско – Городецкого района, департаменту сельского хозяйства Вологодской области в защиту интересов Дресвянкиной Е.А. о понуждении совершить определённые действия,
установил:
Прокурор района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд к администрации Кичменгско – Городецкого района, департаменту сельского хозяйства Вологодской области в защиту интересов Дресвянкиной Е.А. о понуждении совершить определённые действия.
В обоснование иска указал, что 24 октября 2007 года Дресвянкина Е.А. подала на имя Главы Кичменгско – Городецкого района заявление о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» по категории «граждане, проживающие в сельской местности», 15 сентября 2008 года по просьбе работников комиссии в связи с изменением формы заявления подала аналогичное заявление для участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года».
Формированием списков граждан на получение субсидии по указанной программе осуществляется на территории Кичменгско – Городецкого района Комиссией по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», уполномоченным государственным органом на территории Вологодской области, утверждающим сводные списки граждан на получении субсидии по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» осуществляет Департамент сельского хозяйства Вологодской области.
С момента подачи заявления Дресвянкиной Е.А. о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и до конца 2007 года решения по её заявлению ответчиками не было принято, письменного ответа о рассмотрении заявления Дресвянкиной Е.А. не направлялось.
Решением комиссии 17 сентября 2008 года Дресвянкина Е.А. была включена в дополнительный список граждан – получателей субсидий на 2008 год, финансирование которого производится в случае поступления дополнительных средств из бюджета сверх установленных ранее лимитов.
В 2009 году Дресвянкина Е.А. была включена в резервный список граждан – получателей субсидии, и вновь не включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы.
По мнению прокурора, невключение в 2009 году Дресвянкиной Е.А. комиссией в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы является незаконным, поскольку оснований для невключения в данный список не имелось.
В связи с тем, что лимиты на улучшение жилищных условий гражданами в 2009 году использованы, прокурор просит: обязать администрацию Кичменгско – Городецкого района включить Дресвянкину Е.А. в список участников мероприятий – получателей социальных выплат на строительство жилья в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на 2010 год, присвоив порядковый номер с учетом даты подачи заявления, и направить соответствующие документы в Департамент сельского хозяйства Вологодской области; обязать Департамент сельского хозяйства Вологодской области при наличии лимитов бюджетных обязательств включить гражданку Дресвянкину Е.А. в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на 2010 год.
Заместитель прокурора Екимовская Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что с момента подачи заявления и в настоящее время Дресвянкина Е.А. имеет право на участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», так как она работает педагогическим работником, постоянно работает и проживает в сельской местности. В вышеуказанной программе не предусмотрено преимущественного права для участия в ней какой – либо определенной категории граждан. Дресвянкина Е.А. имела право на участие в программе в 2009 году, однако в нарушение её права сведений о включении либо об отказе на включение в список участников программы ей не было направлено. Считает, что в связи с данным нарушением, требования следует удовлетворить в полном объёме.
Истец Дресвянкина Е.А. поддержала исковые требования прокурора, просила их удовлетворить, пояснила, что первоначальное заявление она подала 24 октября 2007 года с необходимыми документами, получила устный ответ, что заявление будет рассмотрено на комиссии. 15 сентября 2008 года по просьбе секретаря комиссии ФИО1 заявление переписала. Периодически узнавала в комиссии, когда может получить субсидию, получала устный ответ, что она первая в очереди на получение субсидии. Какого – либо письменного ответа она не получала. В июле 2009 года из устного ответа ФИО1 узнала, что включена в резервный список на 2009 год. После этого стала обращаться за разъяснениями, почему не включена в список и включена в резервный список, в Управление сельского хозяйства Кичменгско - Городецкого района, в администрацию Кичменгско – Городецкого района, согласно ответам, которых соответственно от 28 сентября 2009 года и 02 ноября 2009 года было сообщено, что лимиты, выделенные на 2009 год, были израсходованы на исполнение решений суда, резервный список будет профинансирован при наличии лимитов в 2009 - 2010 году. Считает, что имела право на включение в список, поэтому данным действием нарушено её право на включение в список участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Считает невключение её в список на 2009 год незаконным.
Представитель ответчика администрации Кичменгско – Городецкого района – Дьяков С.В., суду пояснил, что исковые требования не признаёт. Дресвянкина Е.А. включена в резервный список участников мероприятий – получателей социальных выплат на 2009 год в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Считает решение комиссии в отношении Дресвянкиной обоснованным, просит в иске отказать.
Представитель ответчика Департамента сельского хозяйства Вологодской области – Сапунова Т. А. суду пояснила, что с иском не согласна, считает, что муниципальным образованием – Комиссией на территории Кичменгско – Городецкого района по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в соответствие с пунктами 2.2. – 2.4 Положения о порядке формирования и утверждения списков граждан – участников мероприятий и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2008 г. № 1734, Дресвянкина Е.А. включена в дополнительный список, в резервный список претендентов на получение социальных выплат в 2009 году и в список на 2010 год, при поступлении документов в департамент сельского хозяйства Вологодской области и при наличии лимитов бюджетных обязательств, выделенных Кичменгско – Городецкому муниципальному району, будет включена в сводный список участников мероприятий согласно дате, указанной в её заявлении, поэтому считает, что права и законные интересы Дресвянкиной Е.А. не нарушены, со стороны Департамента сельского хозяйства нет препятствий к осуществлению Дресвянкиной Е.А. её прав, в удовлетворении иска просит отказать. Указала, что сводный список составляется с учетом преимущественного права граждан, работающих непосредственно в сельском хозяйстве, поскольку названная программа является ведомственной, хотя прямо об этом в программе не определено. Также просит оставить заявление без рассмотрения, поскольку прокурор вышел за пределы полномочий, предоставленные ему ст. 45 ГПК РФ, так как вышеуказанная программа не является мерой социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение.
Свидетель ФИО2 суду показал, что является председателем комиссии на территории Кичменгско – Городецкого района по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Дресвянкина Е.А. в октябре 2007 года, 15 сентября 2008 года подавала заявление с необходимыми документами о включении её в состав в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках данной программы. В связи с тем, что на 2007 год лимиты были израсходованы, решения по данному заявлению комиссия в 2007 году не принимала, заявление перешло на следующий год. В 2008 году Дресвянкина Е.А. была включена в дополнительный список на случай дополнительного финансирования программы. В 2008 году дополнительных денежных средств не поступило, и заявление Дресвянкиной Е.А. переходило в список на 2009 год. Однако поступившие в 2009 году лимиты ушли на исполнение решений суда, поэтому Дресвянкина Е.А. была включена в резервный список на 2009 год. Дресвянкина Е.А. включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы на 2010 год за номером 4. Список граждан - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках названной программы на 2010 год сформирован в первую очередь из граждан – погорельцев, затем с учетом преимущественного права из граждан, работающих непосредственно в аграрно-промышленном комплексе, затем все остальные граждане. Письменного ответа гражданам, обращающимся с заявлением о включении в программу, в том числе и Дресвянкиной Е.А., о своих решениях комиссия не направляла.
Свидетель ФИО1 суду пояснила, что является секретарем комиссии по реализации программы «Социальное развитие села до 2012 года». Комиссия проводит заседания по мере поступления лимитов на район, составляется список при наличии лимитов, заявления граждан которые не попадают в список, переходят на следующий год. Дресвянкина Е.А. с заявлением о включении в список участников мероприятий данной программы подавала в 2007 году, по её просьбе в 2008 году переоформила, в связи с изменением формы заявления. Заявление было подано со всеми необходимыми документами. В 2007 году Дресвянкина Е.А. в список не была включена, не было лимитов. В 2008 году была включена в дополнительный список, на случай дополнительного финансирования. Предполагалось, что она будет включена в список на 2009 год, но лимиты были израсходованы на исполнение решений суда, поэтому она была включена в резервный список. В 2010 году Дресвянкина Е.А. включена в список, порядковый номер 4. Граждане, указанные в данном списке под номером 2 - ФИО3 и под номером 3 - ФИО4 подали заявления для участия в программе позднее Дресвянкиной Е.А.. Список сформирован в первую очередь из гражданина – погорельца, затем с учетом преимущественного права из граждан, работающих непосредственно в аграрно-промышленном комплексе, затем Дресвянкина Е.А. и остальные граждане. Письменного ответа Дресвянкиной о решениях, принятых по её заявлению, комиссия не направляла. После обращения Дресвянкиной за разъяснением ей был направлен письменный ответ.
Заслушав стороны, объяснения свидетелей, прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора законны и обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение;
Оснований для оставления заявления без рассмотрения, что прокурор вышел за пределы полномочий, предоставленных ему ст. 45 ГПК РФ, суд не находит.
Понятие защита социальная включает в себя совокупность принимаемых государством мер по социальной защите и поддержке населения. В Типовом положении о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 1 приложения № 16 ФЦП» Социальное развитие села до 2012 года», далее – Типовое положение) в пункте 2 указано, что социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Несмотря на то, что Дресвянкина Е.А. о нарушении своего права узнала в июле 2009 года, предусмотренный в соответствии с частью 1 ст. 256 Гражданско-процессуального кодекса РФ трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод, не нарушен, поскольку она обращалась за разъяснением причин нарушения своего права, получила ответ Управления сельского хозяйства Кич- Городецкого района 28 сентября 2009 года, а заявление поступило в суд 15 декабря 2009 года.
В соответствии с пунктом 14 и 15 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. Уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
"Положением о порядке формирования и утверждения списков граждан
участников мероприятий и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности" (Приложение № 1 к Правилам предоставления и расходования субсидии на реализацию программы мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" и долгосрочной целевой программы " Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы " на территории Вологодской области (в ред. Постановления Правительства Вологодской области от 17.08.2009 N 1734, действовавшей до 31 октября 2009 года) в пунктах 2.3, 2.4, 2.5 предусмотрено, что муниципальные образования формируют списки участников мероприятий в соответствии с пунктами 4 и 12 Типового положения.
Уполномоченный орган: а) формирует сводный список участников мероприятий с учетом сведений о предварительных размерах социальных выплат;
б) утверждает сводные списки участников мероприятий по форме согласно приложению N 3 к Типовому положению;
в) уведомляет муниципальные образования о принятом решении в 3-дневный срок.
Органы местного самоуправления в течение 3 дней после получения уведомления доводят до сведения граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение Уполномоченного органа о включении их в списки участников мероприятий и заключают с участником мероприятий договор по форме согласно приложению 2 к Областному положению.
Дресвянкина Е.А. в сводный список от 25 июня 2009 года л.д.24 – 26) не включена. Поскольку формирование резервного списка на 2009 год, в который Дресвянкина Е.А. включена в июне 2009 года л.д. 27 – 29) не было предусмотрено вышеназванным Положением до 31 октября 2009 года, свидетели ФИО2, ФИО1 подтвердили, что у Дресвянкиной имелись все основания для включения в список на 2009 год, что с момента подачи заявления Дресвянкиной Е.А. и в 2009 году комиссией на территории Кичменгско – Городецкого района по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», Департаментом сельского хозяйства Вологодской области письменного ответа по заявлению Дресвянкиной не направлялось, суд приходит к выводу, что данными действиями ответчиков было нарушено право Дресвянкиной Е.А. на участие в программе, суд считает, что невключение Дресвянкиной Е.А. в список участников мероприятий на 2009 год незаконно.
Доводы представителя ответчика Сапуновой Т.А. в части, что со стороны Департамента сельского хозяйства нет препятствий к осуществлению Дресвянкиной Е.А. её прав, несостоятельны, поскольку из объяснений представителя в судебном заседании следует, что департаменту было известно, что Дресвянкина не включена в список, и была включена в 2008 году в дополнительный список, в 2009 году в резервный список.
Из пункта 4 и абзаца второго пункта 5 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 1 приложения № 16 ФЦП» Социальное развитие села до 2012 года») следует, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.
Таким образом, Дресвянкина Е.А. имеет преимущественное право на получение социальной выплаты, как и другие граждане - участники, поскольку работает по трудовому договору в сельской местности, которую избрала для постоянного места жительства, ответчики в судебном заседании не указывали, что истец Дресвянкина не имеет права на участие в программе, из объяснений свидетелей ФИО2, ФИО1 следует, что Дресвянкина Е.А. подала заявление с необходимыми документами.
Суд, приходит к выводу, что Дресвянкина Е.А. должна быть включена в список согласно дате подачи заявления на участие в программе, в частности ранее по очередности граждан ФИО3, ФИО4, поскольку свидетель ФИО1 пояснила, что в список участников мероприятий по программе на 2010 год включены под № 2 - ФИО3 и под № 3 - ФИО4, ранее Дресвянкиной Е.А. по очередности, поскольку имеют преимущественное право на включение, так как работают в аграрно-промышленном комплексе, заявления для участия в программе они подавали позднее Дресвянкиной.
В силу пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.01.2009 N 83) перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования законны и обоснованны, подлежат удовлетворению в полном объёме при наличии лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.
На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора удовлетворить:
Обязать администрацию Кичменгско - Городецкого района Вологодской области включить Дресвянкиной Е.А. в список участников мероприятий – получателей социальных выплат на строительство жилья в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на 2010 год, присвоив порядковый номер с учетом даты подачи заявления, и направить соответствующие документы в департамент сельского хозяйства Вологодской области.
Обязать департамент сельского хозяйства Вологодской области при наличии лимитов бюджетных обязательств включить Дресвянкиной Е.А. в число участников целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» на 2010 год.
Взыскать с администрации Кичменгско - Городецкого района Вологодской области, департамента сельского хозяйства Вологодской области по 50 (пятьдесят) рублей в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Кичменгско - Городецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в мотивированном виде.
Судья Т.В. Берсенева