Об оспаривании решения ГУ Управление Пенсионного фонда на отказ в назначении досрочной труд. пенсии



Резолютивная часть решения оглашена 06.09.2010г.

Мотивированное решение изготовлено 07.09.2010г.

дело № 2-154/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кичменгский Городок 06 сентября 2010 года

Судья Кичменгско – Городецкого районного суда Вологодской области Берсенева Т.В.,

при секретаре Седовой М.В.,

с участием истца Митеневой Т.Н., представителя ответчика – Трескиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митеневой Т.Н. об оспаривании решения ГУ Управления пенсионного фонда РФ в К.районе на отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Истец Митенева Т.Н. обратилась в суд с иском об оспаривании решения ГУ Управления пенсионного фонда РФ в К.районе, которым ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что с Дата обезличена 1988 года работает на различных медицинских должностях в учреждениях здравоохранения К.района, расположенных в сельской местности, то есть занимается лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и её медицинский стаж свыше 25 лет, поэтому она вправе рассчитывать на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

Дата обезличена 2010 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

ГУ Управление Пенсионного фонда в К. районе Дата обезличена 2010 года вынесло решение, которым ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Истец не согласна с решением в части: исключения из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с Дата обезличена года по Дата обезличена года (01 месяц 25 дней); с Дата обезличена года по Дата обезличена года (02 месяца 24 дня); исчисления в календарном порядке её отпусков: по беременности и родам (декретные отпуска) с Дата обезличена года по Дата обезличена года (03 месяца 01 день) и с Дата обезличена года по Дата обезличена года (03 месяца 23 дня); отпуска по уходу за ребёнком до 1, 5 лет с Дата обезличена года по Дата обезличена года (04 месяца 06 дней) и с Дата обезличена года по Дата обезличена года (09 месяцев 27 дней).

На курсы повышения квалификации истец направлялась работодателем в служебные командировки, в эти периоды работы за ней в соответствии с трудовым законодательством сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы, поэтому считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж. Время нахождения в отпусках по беременности и родам (декретные отпуска) и в отпусках по уходу за ребёнком до 1, 5 лет в период их использования действовавшим на тот момент законодательством включалось в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца.

Просит суд признать решение Пенсионного фонда недействительным, непорождающим правовых последствий с момента его принятия, обязать ответчика зачесть в специальный стаж в календарном исчислении - курсы повышения квалификации и в льготном исчислении отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением, то есть с Дата обезличена 2010 года.

Истец Митенева Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении и в установочной части решения, просила требования удовлетворить.

Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в К. районе Трескина Е.И. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что принятое решение обосновано тем, что у истца на дату обращения отсутствовал требуемый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, они не предусмотрены. Согласно постановления Правления Пенсионного фонда России от 21.10.2002 года № 122п периоды отпусков Митиневой засчитаны в специальный стаж календарно. Периоды нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком до 1, 5 лет исчислены календарно в соответствии с п. 21 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ…..». Льготный стаж истца на дату обращения составлял 24 года 02 месяца 12 дней. В удовлетворении иска просят отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требования Митеневой Т.Н. законны и обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Каждому согласно статье 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 названного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п.п. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что медицинский стаж Митеневой Т.Н. связан только с сельской местностью, поэтому для наступления права на досрочную трудовую пенсию по старости необходим медицинский стаж не менее 25 лет.

Пункт 2 статьи 27 указанного Закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 12 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение в отношении застрахованных лиц, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим законом, но не позднее 01 января 2011 года. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Реализуя выше изложенное положение, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определении от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Истец Митенева Т.Н. находилась в отпусках по беременности и родам (декретные отпуска) с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года; в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в период с Дата обезличена по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Данные периоды включены ответчиком в стаж лечебной деятельности истицы в календарном порядке.

В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

В период отпусков истца по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

Так, п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца. Данный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности действовал до 01 ноября 1999 года.

Поскольку периоды отпусков по беременности и родам, а также отпусков по уходу за ребенком до 1,5 лет, имели место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, то на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, периоды нахождения Митеневой Т.Н. в отпусках по беременности и родам (декретные отпуска)- с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года; в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Довод представителя ответчика о не включении в стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии периодов Митеневой Т.Н. на курсах повышения квалификации, суд считает необоснованным, поскольку в указанный период согласно ст. 122 КЗоТ РСФСР, ст. 187 ТК РФ за ней сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, что в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, является основанием для включения в стаж. Указанные Правила не содержат исключения периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Факт направления истца на курсы повышения квалификации, о выплаченной в эти периоды заработной плате подтверждается выписками из приказов главного врача Б. (приказы Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года), справками бухгалтерии на основании лицевых счетов за 2001 год, 2007 год (от Дата обезличенаг. и Номер обезличен от Дата обезличенаг.). Поэтому периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года (1 месяц 25 дней), с Дата обезличена года по Дата обезличена года (2 месяца 24 дня) следует зачесть в медицинский стаж в календарном порядке.

Таким образом, медицинский стаж Митеневой Т.Н. на дату обращения в Пенсионный фонд составлял 25 лет 10 дней (сумма засчитанного стажа Пенсионным фондом 24 года 02 месяцев 12 дней, курсов повышения квалификации 04 месяца 19 дней, отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет (разница между льготным исчислением и зачтенным календарно) – 05 месяцев 09 дней), поэтому она вправе рассчитывать на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым относится, в том числе государственная пошлина.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Митеневой Т.Н. удовлетворить.

Решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в К. районе области от Дата обезличена2010 года за № Номер обезличен в отношении Митеневой Т.Н. в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать недействительным, не порождающим правовых последствий.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... зачесть в медицинский стаж Митеневой Т.Н.:

в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца следующие периоды:

с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года - отпуска по беременности и родам (декретные отпуска),

с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года - отпуска по уходу за ребёнком до 1, 5 лет;

календарно периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в ... назначить Митеневой Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 13 августа 2010 года.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... в пользу Митеневой Т.Н. 200 рублей — возврат уплаченной госпошлины.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кичменгско – Городецкий районный суд в течение 10 дней с момента его изготовления в мотивированном виде.

Судья Т.В. Берсенева