о понуждении к совершению опредленных действий



Резолютивная часть решения оглашена 27.09.2010г.

Мотивированное решение суда составлено 30.09.2010г.

дело № 2- 155/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кичменгский Городок 27 сентября 2010 года

Судья Кичменгско – Городецкого районного суд Вологодской области Берсенева Т.В.,

с участием заместителя прокурора Кичменгско – Городецкого района Екимовской Н.А.

при секретаре Седовой М.В.,

с участием представителя ответчика - администрации ... – ... ... Дьякова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... к администрации ... – ... ... о понуждении совершить определённые действия,

установил:

Прокурор ... в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ... ... о понуждении произвести определенные действия.

В обоснование иска указал, что ответчиком не выполняются требования земельного законодательства, законодательства об экологической безопасности и охране окружающей среды, а именно: в области обращения с отходами производства и потребления.

Прокуратурой района на расстоянии ... от пересечения ... с автодорогой на деревню ... ... – ... ... по направлению ..., предназначенном для сельскохозяйственного использования, относящемся к землям фонда перераспределения земель, было обнаружено несанкционированное размещение отходов производства и потребления. На несанкционированной свалке размещены отходы лесопиления, бытовые отходы, которые захламляют земельный участок, ухудшают почву, влияют на её плодородие, загрязняют, и причиняют другие негативные (вредные) воздействия, в результате которых происходит деградация земель. Названные отходы лесопиления, бытовые отходы постоянно возгораются, продукты горения отрицательно сказываются на здоровье населения.

Прокурор считает, что у граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности и эксплуатации несанкционированной свалки отходов производства и потребления не будет негативного воздействия на окружающую среду и не возникнет опасность причинения вреда.

На основании ст. 1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, прекратить соответствующую деятельность.

Согласно ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В части 1 статьи 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Вследствие несоблюдения названных природоохранных требований, допускаются факты возгорания отходов, расположенных на несанкционированной свалке, влекущие за собой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ст. 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды». В данной статье обязанность по проведению мероприятий по восстановлению природной среды и рекультивации земель возложена на юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов.

Согласно положениям статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородию, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных «вредных» воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель, рекультивации нарушенных земель.

Распоряжение земельным участком, на котором расположена не санкционированная свалка, и государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», осуществляется органами местного самоуправления муниципального района.

Согласно положениям части 3 статьи 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

По мнению прокурора, со стороны ответчика проявляется бездействие, поскольку не принимаются меры по сохранению почв и их плодородию земельного участка, занятого несанкционированной свалкой, защите его от захламления отходами производства и потребления, утилизации данных отходов.

Бездействие ответчика свидетельствует о невыполнении требований законодательства и о создании условий, угрожающих жизни и здоровью граждан, чем нарушаются права, и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, и о причинении ущерба окружающей среде, поэтому прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика и обязать ответчика ликвидировать названную несанкционированную свалку путём утилизации отходов с рекультивацией земельного участка в срок до 01 декабря 2010 года.

В судебном заседании заместитель прокурора района Екимовская Н.А. поддержала заявленные требования в полном объёме по доводам указанным в заявлении и в описательной части решения, в дополнение пояснила, что на указании срока исполнения решения суда до 01 декабря 2010 года не настаивает.

Представитель ответчика Дьяков С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, считает их неподлежащими удовлетворению, пояснил, что в федеральном законе от 06.10.2003г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится только организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а не обязанность проводить утилизацию. Утилизация в районе организована на имеющейся свалке твердых бытовых отходов. Также согласно данному закону сбор, вывоз бытовых отходов и мусора возложен на органы местного самоуправления поселений. Администрация района собственником земельного участка не является. Распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не включает в себя владение и пользование им, администрация района никоим образом не использует данный земельный участок. Считает, что земельный участок входит в земли лесного фонда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 декабря 2007 года на лесной участок, поскольку суду предоставлены противоречивые сведения, на основании которых невозможно установить, в чьей собственности находится данный земельный участок.

Свидетель К. в судебном заседании суду пояснила, что свалка у ... расположена не на землях лесного фонда, выкопировка, представленная в суд составлена по картам и таксационным описаниям.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 45 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьёй 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьёй 1065 Гражданского кодекса РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В части 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ указано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В судебном заседании установлено, что на расстоянии ... от пересечения ... по направлению на запад на земельном участке, находится несанкционированное размещение отходов производства и потребления, размещены отходы лесопиления, бытовые отходы, которые захламляют земельный участок, ухудшают почву, влияют на её плодородие, загрязняют, и причиняют другие негативные (вредные) воздействия, в результате которых происходит деградация земель.

Данный факт подтверждается: актом проверки отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды ... № 38 от 16 августа 2010 года и прилагаемыми фотографиями, согласно которым на земельном участке обнаружены сваленные опилки в объёме примерно 30 кубометров, мусор твердо-бытовой в объёме 2 – 3 кубометра, над свалкой виден дым л.д. 7-10); актами проверки соблюдения земельного законодательства органом государственного контроля - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 августа 2010 года № 47 и № 46, фотографиями, из которых следует, что выявлено нарушение земельного законодательства, на земельном участке расположена несанкционированная свалка, размещены отходы лесопиления, бытовые отходы, над свалкой виден дым, отходы захламляют земельный участок, ухудшают почву, влияют на её плодородие, загрязняют, и причиняют другие негативные (вредные) воздействия, в результате которых происходит деградация земель, земельный участок из земель фонда перераспределения района, правоустанавливающих документов на использование земельного участка под складирование бытовых отходов и отходов лесопиления не имеется, л.д. 15 – 23, 27 – 42).

Названные отходы лесопиления, бытовые отходы постоянно возгораются, чем влекут выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среды. Факты возгорания отходов лесопиления и бытовых отходов нашли подтверждение в судебном заседании. Так, в рапортах инспектора ОГПН по ...у от 10 мая 2010 года и от 29 июля 2010 года об обнаружении признаков преступления, указывается, что в названные дни произошло возгорание бытового мусора в районе свалки ... л.д. 13 – 14); на приложенных фотографиях видно возгорание отходов лесопиления и бытовых отходов л.д.9, 27 – 28, 40 – 42).

Доводы ответчика о том, что земельный участок входит в земли лесного фонда, поскольку на основании предоставленных сведений невозможно установить, в чьей собственности находится данный земельный участок, суд считает несостоятельными.

Несмотря на отсутствие кадастрового плана земельного участка – лесного участка, указанного в свидетельстве о праве собственности от 21 декабря 2007 года, на которое ссылается ответчик, суд приходит к выводу, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не относится к землям лесного фонда.

Поскольку согласно ответу ... от 14.09.2010г., постановлениям Главы ... № 597 от 15.11.2007 года и № 159 от 20.04.2009 года и постановления администрации ... № 134 от 07.04.2010г. л.д.48 – 53), сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный примерно в ..., отсутствуют; категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, переданного в фонд перераспределения ... района.

Из ответа ... лесхоза – филиала ГУ ВО «...» с выкопировкой от 23 сентября 2010 года, из объяснений свидетеля К., допрошенной в судебном заседании следует, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не входит в земли лесного фонда.

Оснований не доверять предоставленным ответам, показаниям свидетеля у суда не имеется.

Доводы ответчика о том, что администрация района собственником земельного участка не является, распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не включает в себя владение и пользование им, что администрация района никоим образом не использует данный земельный участок, суд также считает несостоятельными.

Пунктом 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 22.07.2010) Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение имуществом включает в себя возможность передачи, продажи, сдачи в аренду, самостоятельного использования имущества. Не использование данной возможности ответчиком не исключает распоряжения земельным участком.

Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Согласно положениям статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородию, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных «вредных» воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель, рекультивации нарушенных земель.

Довод ответчика, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения суд считает несостоятельным, поскольку данного требования прокурором не заявлено.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из дела видно и судом установлено, что со стороны ответчика не принимаются меры по сохранению почв и их плодородию земельного участка, отнесенного к категории земель – сельскохозяйственного назначения, занятого несанкционированной свалкой, защите его от захламления отходами производства и потребления и организации утилизации данных отходов, то есть проявляется бездействие.

Бездействие ответчика свидетельствует о невыполнении требований законодательства, последствием которых послужило образование несанкционированной свалки, то есть условий, угрожающих жизни и здоровью граждан, чем нарушаются права, и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, поэтому суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Поскольку прокурор в судебном заседании на исполнении решения суда в срок до 01 декабря 2010 года не настаивает, определить другой срок для исполнения решения суда не просил, суд приходит к выводу, что необходимости указания срока, в течение которого решение должно быть исполнено, не имеется.

На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора удовлетворить:

Признать незаконным бездействие администрации ..., выразившееся в непринятии мер по сохранению почв и их плодородию, защите земельного участка от захламления отходами производства и потребления, расположенного на расстоянии ...

Обязать администрацию ... - ... ... ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную ... отходов с рекультивацией земельного участка.

Взыскать с администрации ... ... 200 (двести) рублей в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кичменгско - Городецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в мотивированном виде.

Судья Т.В. Берсенева