О понуждении произвести определенные действия (по свалке)



Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2010г.

Мотивированное решение суда составлено 09.11.2010г.

дело № 2- 165/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кичменгский Городок 08 ноября 2010 года

Судья Кичменгско – Городецкого районного суда Вологодской области Берсенева Т.В.,

с участием заместителя прокурора Кичменгско – Городецкого района Екимовской Н.А.

при секретаре Некипеловой Т.Н.,

с участием представителей ответчика – администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района Дьякова С.В., Григорьева Н.К., администрации сельского поселения Городецкое Петряшова Г.Н., муниципального унитарного предприятия «Кичменгско – Городецкое муниципальное имущество» Цыпилевой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кичменгско – Городецкого района к администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района, муниципальному унитарному предприятию «Кичменгско – Городецкое муниципальное имущество», администрации сельского поселения Городецкое о понуждении произвести определенные действия,

установил:

Прокурор Кичменгско – Городецкого района в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района Вологодской области, муниципальному унитарному предприятию «Кичменгско – Городецкое муниципальное имущество», администрации сельского поселения Городецкое о понуждении произвести определенные действия.

В обоснование иска указал, что по заявлению территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по В. в В., К. и Н. районах была проведена проверка исполнения природоохранного и санитарного законодательства об отсутствии разрешительной документации на несанкционированную свалку твердых бытовых отходов. В результате которой, было установлено, что на протяжении ряда лет и до настоящего времени примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на север от границ населенного пункта с. <адрес> с левой стороны от автодороги с. К. - с. С. функционирует несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Земельный участок под свалку предоставлен постановлением администрации Кичменгско – Городецкого района администрации Городецкого сельского поселения на праве постоянного (бессрочного) пользования. Площадь свалки <данные изъяты> га, размещение отходов осуществляется навалом с последующим разравниванием и уплотнением. На свалке допускаются факты возгорания отходов, которые влекут за собой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данная несанкционированная свалка не соответствует требованиям действующего законодательства, разрешительная документация на безопасную экологическую деятельность свалки, отсутствует. Эксплуатирующая организация за свалкой не закреплена. Утилизацию отходов на свалке осуществляет МУП «Кичменгско – Городецкое муниципальное имущество», которое не имеет лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению опасных отходов, эксплуатирует свалку без проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не соблюдая экологические, санитарные и иные требования в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. На несанкционированную свалку не имеется: санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка, на котором она расположена, санитарным правилам для размещения свалки (полигона) твердых бытовых отходов; проекта санитарно – защитной зоны для свалки; санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарных правил; регламента и режима работы свалки (полигона); инструкции по приёму твердых бытовых отходов; не обеспечен технологический цикл по изоляции отходов; допускается сжигание твердых бытовых отходов; не осуществляется производственный контроль за качеством подземных вод, атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния свалки; отсутствует освещение; территория свалки огорожена частично. Администрация района самоустранилась от контроля за надлежащим использованием земельного участка, предоставленного под свалку.

Объект размещения отходов (несанкционированная свалка) создан без разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, и не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.

По мнению прокурора, бездействие ответчиков по получению разрешительной документации на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов, эксплуатация свалки с нарушением природоохранного и санитарного законодательства создает угрозу причинения вреда окружающей среде, угрозу нарушения субъективного права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи, с чем дальнейшая эксплуатация несанкционированной свалки должна быть прекращена, поэтому просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по сохранению почв и их плодородию, защите земельного участка от захламления отходами производства и потребления, занятого несанкционированной свалкой.

Поскольку распоряжается земельным участком администрация Кичменгско – Городецкого муниципального района Вологодской области, муниципальное унитарное предприятие «Кичменгско – Городецкое муниципальное имущество» является эксплуатирующей организацией, поэтому прокурор просит обязать их ликвидировать данную несанкционированную свалку путем утилизации отходов с рекультивацией земельного участка в срок до 01 сентября 2011 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Екимовская Н.А. исковые требования поддержала в полном объёме, просила удовлетворить, в дополнение пояснила, что в соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда. Вследствие несоблюдения природоохранных требований, допускаются факты возгорания отходов, расположенных на свалке, влекущие за собой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате горения образуются формальдегиды и углерода оксид — ядовитые газы, предельно допустимые концентрации в воздухе этих газов нарушены. Согласно розы ветров, составленной автономной некоммерческой организацией Северное гидрометеорологическое агентство, в 2009 г. преобладало юго-восточное направление ветра, за период с 01.01.2010 по 28.10.2010 г. - юго-западное направление ветра. Опасные для здоровья человека газы с ветром перемещались в сторону села <адрес>. Анализ почв, проведенный аккредитованным испытательным лабораторным центром филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в В. области в городе В.», показал, что по степени эпидемической опасности почвы почва на территории свалки является опасной, поскольку индекс БГКП превысил 110 единиц.

Представитель ответчика администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района Вологодской области Дьяков С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, считает их необоснованными, суду пояснил, что данная свалка действует с ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому на неё в соответствии со ст. 4 ГК РФ не могут распространяться нормы природоохранного и санитарного законодательства, принятого позднее, поэтому свалка санкционированная. Согласно Постановления Правительства Вологодской области от 31.07.2006 N 733 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" указывается свалка (старая), землепользователь МП ЖКХ, указана площадь и кадастровая стоимость. Земельный участок, на котором находится свалка, передан администрации сельского посления Городецкое постановлением администрации от 02.03.2006 г. № 128, которое законно и обоснованно. Анализы почвы, воздуха были взяты непосредственно на территории свалки, а не в населенном упнкте, поэтому считает их ненадлежащим доказательством.

Представитель ответчика администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района Вологодской области Григорьев Н.Д. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что превышения допустимых концентраций опасных веществ по почве не превышено. Пробы почвы, воздуха для испытаний нужно было брать в населенном пункте, а не на территории свалки. Свалка действует с ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому на неё не могут распространяться нормы действующего законодательства, принятого позднее. Рекультивация на свалке периодически проводится. Самовозгорания на ней были летом 2010 года 3 раза из – за действий неустановленных лиц, занимающихся сбором металлолома. Поскольку свалка старая, то технологический процесс в соотвествии с действующим законодательством выполнить невозможно. По розе ветром направление ветра указано не на с. <адрес>.

Представитель ответчика администрации Городецкого сельского поселения Петряшов Г.Н. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что собственником земельного участка, расположенного под свалкой, является администрация района. Сведений о получении постановления администрации района от 02.03.2006 г. № 128 о передаче земельного участка поселению не имеется, заявления о его передаче поселение в администрацию района не направляло, документов на свалку не передавалось, кадастровый номер земельного участка не указан. Полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора поселением выполняются, организация утилицации относится к полномочиям района.

Представитель ответчика муниципального унитарного предприятия «Кичменгско – Городецкое муниципальное имущество» Цыпилева М.П. в судебном заседании исковые требования признала частично, суду пояснила, что предприятие принимает твердо - бытовые отходы от жилых домов и жидкие нечистоты и размещает на данной свалке с 2007 года по устному распоряжению администрации района. Документально объект не передавался. Лицензия на данный вид деятельности отсутствует. Рекультивация на свалке проводится 3 раза в год. Разрешительных документов на деятельность свалки не имеется. Поскольку свалка старая, то требования действующего законодательства, принятого позднее образования свалки, не могут распространяться на указанную свалку. Очаги возгорания возникают по вине сборщиков металлолома. Производственный контроль за качеством подземных вод, качеством атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния свалки не проводится в течение 1 года.

Представитель комитета по управлению имуществом администрации Кичменгско – Городецкого района Чистякова В.В. суду пояснила, что как объекта свалки, расположенной примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на север от границ населенного пункта с. К. с левой стороны от автодороги с. К. - с. С., не существует. Земельный участок находится в государственной неразграниченной собственности, на кадастровом учете не состоит, межевание не проведено, постановлением администрации района от 02.03.2006 г. № 128 передано сельскому поселению Городецкое. Заявления от поселения на предоставление земельного участка не поступало, однако возражений по названному постановлению поселение также не предъявляло. Год ввода свалки указан по свидетельским показаниям.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

В судебном заседании установлено, что примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на север от границ населенного пункта с. К. с левой стороны от автодороги с. К. - с. С. функционирует на протяжении нескольких лет и до настоящего времени несанкционированная свалка, площадью <данные изъяты> га. Данная несанкционированная свалка не соответствует требованиям действующего законодательства, разрешительная документация на безопасную экологическую деятельность свалки, отсутствует.

Со стороны ответчиков в нарушение ст. 11, 12, 20, 22, 24, 40 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200 – 03 «Санитарно – защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СП 2.1.7.1038 – 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на несанкционированную свалку не имеется: санитарно – эпидемиологического заключения о соответствие земельного участка, на котором она расположена, санитарным правилам для размещения свалки (полигона) твердых бытовых отходов; проекта санитарно – защитной зоны для свалки; санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарных правил; регламента и режима работы свалки (полигона); инструкции по приёму твердых бытовых отходов; не обеспечен технологический цикл по изоляции отходов; допускается сжигание твердых бытовых отходов; не осуществляется производственный контроль за качеством подземных вод, качеством атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния свалки; также территория свалки огорожена частично; отсутствует освещение.

Факт несанкционированной свалки, не соответствующей требованиям действующего законодательства, и отсутствие разрешительной документации на безопасную экологическую деятельность свалки, в названном месте подтверждается частично пояснениями ответчиков в судебном заседании, также полностью материалами дела, в частности письмом от 28 июля 2010 года прокурору Кичменгско – Городецкого района для принятия мер (л.д.8) и актом проверки № 358 от 20 июля 2010 года (л.д.11-12) территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по В. области в В., К. и Н. районах, в которых указаны установленные выше нарушения; сообщением администрации сельского поселения Городецкое л.д. (13) об отсутствии разрешительной документации на деятельность свалки; информацией МУП «Кичменгско – Городецкое муниципальное имущество» от 07 сентября 2010 года (л.д.59) об отсутствии лицензии по сбору, вывозу и размещению отходов, санитарно – эпидемиологического заключения по земельному участку, проекта санитарно – защитной зоны, рабочих карт складирования отходов.

На баланс и на обслуживание какому – либо предприятию свалка не передавалась. Эксплуатирующая организация за свалкой документально не закреплена. Однако размещение и утилизацию отходов на свалке фактически осуществляет МУП «Кичменгско – Городецкое муниципальное имущество», что подтверждается приказом № 12 от 13 мая 2009 года о приеме на работу сторожа свалки (л.д.60), договором о предоставлении услуг по размещению твердо – бытовых отходов от 01 июля 2010 года, от 16 апреля 2010 года(л.д. 61-62) и от 29 июня 2010 года. В судебном заседании установлено, что МУП «Кичменгско – Городецкое муниципальное имущество» осуществляет названную деятельность в нарушение п.74 ч.1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.ст. 9, 11 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»» без лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению опасных отходов, без разрешительной документации на безопасную экологическую деятельность свалки.

Ссылка ответчиков на ст. 4 ГК РФ, что свалка эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому на неё не могут распространяться нормы природоохранного и санитарного законодательства, принятого позднее, несостоятельна. Так, из пояснений представителя комитета по управлению имуществом администрации Кичменгско – Городецкого района Чистяковой В.В. следует, что документы о вводе свалки в эксплуатацию отсуствуют, год ввода указан пояснениями свидетелей. Также постановлением администрации района земельный участок, на котором расположена свалка, был предоставлен администрации сельского поселения Городецкое в постоянное (бессрочное) пользование, только 02 марта 2006 года, что свидетельствует о возникновении отношений с указанного времени. В Постановлении Правительства Вологодской области от 31.07.2006 N 733 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" точное местонахождение свалки не указано.

Судом установлено, что земельный участок, площадью <данные изъяты> га, на котором расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, на протяжении длительного времени находится в бесхозном состоянии, никаких мер по сохранению почв и их плодородия, и защите земельного участка от захламления отходами производства и потребления не предпринимается. Данный факт подтверждается актом проверки № 358 от 20 июля 2010 года Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (л.д.38), из которого следует, что земельный участок находится в бесхозном состоянии, используется под свалку, на него вывозятся и складируются твердые бытовые отходы, жидкие бытовые отходы и мусор населения, выявлены факты нарушения санитарно законодательства. Также из протокола лабораторных исследований почвы № 32 от 11 октября 2010 года, проведенного аккредитованным испытательным лабораторным центром филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в В. области в г. В.», следует, что по степени эпидемической опасности почвы почва на территории свалки является опасной, поскольку индекс БГКП превысил 110 единиц.

Сведений о принятии ответчиками: администрацией Кичменгско – Городецкого муниципального района, муниципальным унитарным предприятием «Кичменгско – Городецкое муниципальное имущество», администрацией сельского поселения Городецкое, мер по получению разрешительной документации на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов и жидких нечистот, мер по сохранению почв и их плодородия, и защите земельного участка от захламления отходами производства и потребления, суду не представлено.

Поскольку постановление главы района от 02 марта 2006 года, которым земельным участок, расположенный под свалкой, был предоставлен администрации сельского поселения Городецкое в постоянное (бессрочное) пользование, как земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного значения (л.д. 38), до настоящего времени никем не обжаловано, то есть является законным и обоснованным, поэтому администрация сельского поселения Городецкое является ответчиком по данному иску.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, прекратить соответствующую деятельность.

Согласно части 1 статьи 13 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В нарушение требований ст. 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды», предусматривающей при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязывающей соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов загрязняющих веществ, вследствие несоблюдения вышеназванных природоохранных требований ответчиками, допускаются факты возгорания отходов, расположенных на свалке, влекущие за собой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается пояснениями представителей ответчика Григорьева Н.Д., Цыпилевой М.П., а также актом проверки № 358 от 20 июля 2010 года Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по В. области (л.д.38). В результате горения образуются формальдегиды и углерода оксид - ядовитые газы, с превышением предельно допустимых концентрации этих газов в воздухе, что подтверждается протоколом лабораторных исследований атмосферного воздуха № 9785 от 01 октября 2010 года, составленным испытательным лабораторным центром филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в В. области в городе В.» (л.д. 85-89). Согласно розы ветров, составленной автономной некоммерческой организацией Северное гидрометеорологическое агентство, в 2009 г. преобладало юго-восточное направление ветра, за период с 01.01.2010 по 28.10.2010 г. - юго-западное направление ветра, то есть, опасные для здоровья человека газы с ветром перемещались в сторону села <адрес>, находящегося примерно в 340 метрах по направлению на юг от несанкционированной свалки, поскольку свалка находится по направлению на север от села <адрес>.

Оснований не доверять розе ветров, составленной автономной некоммерческой организацией Северное гидрометеорологическое агентство, имеющей лицензию на данный вид деятельности, у суда не имеется.

Ссылка представителей ответчика, что пробы почвы, воздуха необходимо было осуществить в населенном пункте, несостоятельны, поскольку вопрос о причинении вреда гражданам, проживающим в населенном пункте, в судебном заседании не рассматривался. Исследования почвы, воздуха проведены аккредитованным испытательным лабораторным центром филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> области в городе <адрес>», оснований не доверять данному доказательству у суда не имеется.

В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» обязанность по проведению мероприятий по восстановлению природной среды и рекульти­вации земель возложена на юридические и физические лица, осуществляющих эксплуатацию объектов.

Земельный участок, на котором расположена свалка, на кадастровом учете не состоит (л.д. 9), в Реестре муниципальной собственности Кичменгско – Городецкого района не значится (л.д. 58), предоставлен администрации Кичменгско-Городецкого района администрации Городецкого сельского поселения в постоянное (бессрочное) пользование постановлением главы района от 02.03.2006 № 128, что свидетельствует о том, что администрация района распоряжается данным земельным участком. Таким образом, ликвидацию указанной свалки и проведение работ по восстановлению нарушенных земель следует возложить на администрацию Кичменгско-Городецкого района, которая распоряжается земельным участком, и МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество» как эксплуатирующую организацию.

Бездействие администрации Кичменгско-Городецкого муниципального рай­она, администрации сельского поселения Городецкое, МУП «Кичменгско-Городецкое муниципальное имущество», выразившееся в непринятии мер по сохранению почв и их плодородию, защите земельного участка от захламления отходами производства и потребления, в получении разрешительной докумен­тации на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов, эксплуатация свалки с нарушением приро­доохранным и санитарным законодательством Российской Федерации создает уг­розу причинения вреда окружающей среде, угрозу нарушения субъективного права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Принимая во внимание, объём твердобытовых отходов на свалке и площадь, подлежащую очистке, суд считает обязать администрацию Кичменгско - Городецкого района Вологодской области, муниципальное унитарное предприятие «Кичменгско - Городецкое имущество» ликвидировать несанкционированную свалку в срок до 01 сентября 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района, администрации сельского поселения Городецкое, муниципального унитарного предприятия «Кичменгско _ Городецкое имущество», выразившееся в непринятии мер по сохранению почв и их плодородию, защите земельного участка от захламления отходами производства и потребления, расположенного на расстоянии примерно в <данные изъяты> метрах от границ села К. по направлению на север с левой стороны от автодороги с. К. – с. С..

Обязать администрацию Кичменгско - Городецкого района Вологодской области, муниципальное унитарное предприятие «Кичменгско - Городецкое имущество» ликвидировать несанкционированную свалку расположенную на расстоянии примерно в <данные изъяты> метрах от границ села К. по направлению на север с левой стороны от автодороги с. К. – с. С., путём утилизации отходов с рекультивацией земельного участка в срок до 01 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кичменгско - Городецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в мотивированном виде.

Судья Т.В. Берсенева