Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2011года. Мотивированное решение суда составлено 15.08.2011г. Копия: дело № 2- 166. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Кичменгский Городок 12 августа 2011 года Судья Кичменгско – Городецкого районного суда Вологодской области Неронова В.В., с участием заместителя прокурора Кичменгско – Городецкого района Екимовской Н.А. при секретаре Седовой М.В., с участием представителей ответчиков – администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района - Григорьева Н.К., администрации сельского поселения Шонгское – Падериной С.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кичменгско – Городецкого района к администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района, администрации сельского поселения Шонгское о понуждении произвести определенные действия, установил: Прокуратурой района совместно с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области проверка соблюдения администрацией сельского поселения Шонгское законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения в части сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования сельское поселение Шонгское. Решением Совета сельского поселения Шонгское от 31.03.2011 г. №10 утверждены Правила организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории сельского поселения Шонгское (далее по тексту - Правила). Пунктами 2.1-2.2 Правил установлено, что работу по организации сбора твердых бытовых отходов на территории сельского поселения осуществляет администрация сельского поселения Шонгское, которая определяет места для размещения контейнерных площадок по согласованию с жителями частного сектора, обеспечивает установку контейнеров и ведет их учет, определяет места для временного сбора твердых бытовых отходов. Согласно п.4.1 Правил вывоз твердых бытовых отходов осуществляет специализированная организация на основе заключенных договоров. На территории сельского поселения Шонгское не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки, отсутствует специализированная организация по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, не имеется специальной техники, не отведен земельный участок под размещение твердых бытовых отходов, складирование их ведется беспорядочно, контроль за организацией сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории сельского поселения Шонгское со стороны администрации сельского поселения Шонгское отсутствует. Администрацией Кичменгско-Городецкого района не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории сельского поселения Шонгское. На территории сельского поселения Шонгское постоянно проживает 1167 человек в 38 населенных пунктах. График сбора и вывоза отходов с территории населенных пунктов поселения Шонгское на 201 1 г. утвержден главой сельского поселения Шонгское Падериной С.Г. В ходе проверки установлено, что сбор отходов населением осуществляется в мешки, которые хранятся на придомовой территории. Вывоз накопленных отходов от населения производится индивидуальными предпринимателями в период проведения двухмесячника по благоустройству, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов поселения (май-июнь) путем поуличного объезда трактора с телегой на свалку, расположенную примерно в 150 м от д.Заболотный Починок по направлению на восток. После проведении двухмесячника в течение года вывоз накопленных отходов производится на основании разовых заявок с привлечением стороннего транспорта или собственными силами. Самостоятельный, бесконтрольный вывоз отходов населением приводит к захламлению территорий мусором. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. И Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно частей 1 и 2 статьи 8 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). Вышеуказанные обстоятельства, то есть непринятие мер к надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрацией сельского поселения Шонгское, утилизации и переработки указанных отходов администрацией Кичменгско-Городецкого района свидетельствуют не только о невыполнении органами местного самоуправления полномочий, возложенных в соответствии с экологическим законодательством, но и создании условий, угрожающих жизни и здоровью граждан, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье и федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Настоящее заявление направляется в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в сельском поселении Шонгское Кичменгско-Городецкого района. На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п. З ст. 35 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 131,206 ГПК РФ, ст. 22 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит: 1. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения 2. Возложить на администрацию сельского поселения Шонгское обязан 3. Возложить на администрацию Кичменгско-Городецкого района обязан В судебном заседании зам. прокурора Екимовская Н.А. исковые требования поддержала за исключением требования о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Шонгское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Ответчик – глава сельского поселения Шонгское Падерина С.Г. с исковыми требованиями прокурора согласен. Пояснила, что работа по сбору и вывозу бытовых отходов в поселении проводится, но выполняемая работа не полностью соответствует предъявленным требованиям в виду отсутствия достаточного финансирования, отсутствия полигона для сбора отходов и мусора и невозможности вывозить отходы на полигон в районный центр, нет лицензии на утилизацию отходов и их перевозку. Советом поселения 31 марта 2011 гда утверждены правила организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории поселения», утвержден график сбора и вывоза отходов. Отходы вывозятся индивидуальным предпринимателем на участки для временного складирования. Администрацией поселения составлен план организационной работы по проведению сбора и вывоза мусора и твердых бытовых отходов на территории поселения также составлен график вывоза твердых бытовых отходов и мусора. Организовать круглогодично и систематически сбор и вывоз мусора невозможно, т.к. деревни разбросаны и проезд не всегда возможен, образуются стихийные захламления территории. Утилизацией отходов должно заниматься специализированное учреждение, которым является ООО «<данные изъяты>», но оно не в состоянии обслуживать все поселения района. Поселением закуплено 15 контейнеров для сбора отходов. С населением проводится работа по заключению договоров на вывоз твердых отходов и мусора. В будущем они будут проводить работу по организации сбора и утилизации твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями, указанными в исковом заявлении, но пока у них нет таковой возможности. Ответчик представитель администрации Кич-Городецкого района - Ггригорьев Н.Д. с исковыми требованиями прокурора согласен, показал, что определенная работа по сбору отходов и мусора в сельском поселении проводится. Сельским поселениям разрешено организовать на своей территории временные пункты хранения бытовых отходов, с условием в дальнейшем их вывоза на полигон для утилизации. В районе имеется единственное предприятие ООО «<данные изъяты>», которое имеет лицензию на утилизацию отходов, но оно не в состоянии организовать сбор и утилизацию отходов с территории всех поселений. Администрация района занимается данным вопросом и планирует в текущем году в нескольких ближайших поселениях организовать сбор и утилизацию отходов и мусора в соответствии с требования ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Заслушав объяснения сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требования, ответчик вправе признать иск. Суд принимает отказ прокурора от исковых требований в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Шонгское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Также суд принимает признание иска ответчиками. Согласно ст. 198 ГПК РФ признание иска ответчиком является достаточным основанием для его удовлетворения. В мотивировочной части решения в случае признания иска ответчиком указывается только на признание иска и принятие его судом. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 206 ГПК РФ, суд решил: Принять отказ прокурора от исковых требований в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Шонгское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Возложить на администрацию Кичменгско-Городецкого района Вологодской области обязанность организовать утилизацию переработку промышленных и бытовых отходов и мусора, вывозимых с территории сельского поселения Шонгское. Возложить на администрацию сельского поселения Шонгское обязанность организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования сельского поселения Шонгское. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кичменгско - Городецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в мотивированном виде. Судья - В.В. Неронова.
Шонгское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с
территории поселения.
ность организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых от
ходов и мусора с территории муниципального образования сельского поселения
Шонгское.
ность организовать утилизацию и переработку промышленных и бытовых отхо-
дов и мусора, вывозимых с территории сельского поселения Шонгское.