о понуждении совершить определенные действия



Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2011года.

Мотивированное решение суда составлено 15.08.2011г.

Копия: дело № 2- 166.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кичменгский Городок 12 августа 2011 года

Судья Кичменгско – Городецкого районного суда Вологодской области Неронова В.В.,

с участием заместителя прокурора Кичменгско – Городецкого района Екимовской Н.А.

при секретаре Седовой М.В.,

с участием представителей ответчиков – администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района - Григорьева Н.К., администрации сельского поселения Шонгское – Падериной С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кичменгско – Городецкого района к администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района, администрации сельского поселения Шонгское о понуждении произвести определенные действия,

установил:

Прокуратурой района совместно с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области проверка соблюдения администра­цией сельского поселения Шонгское законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения в части сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора на территории муниципального образова­ния сельское поселение Шонгское.

Решением Совета сельского поселения Шонгское от 31.03.2011 г. №10 ут­верждены Правила организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на тер­ритории сельского поселения Шонгское (далее по тексту - Правила).

Пунктами 2.1-2.2 Правил установлено, что работу по организации сбора твердых бытовых отходов на территории сельского поселения осуществляет ад­министрация сельского поселения Шонгское, которая определяет места для раз­мещения контейнерных площадок по согласованию с жителями частного сектора, обеспечивает установку контейнеров и ведет их учет, определяет места для вре­менного сбора твердых бытовых отходов. Согласно п.4.1 Правил вывоз твердых бытовых отходов осуществляет специализированная организация на основе за­ключенных договоров.

На территории сельского поселения Шонгское не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки, отсутствует специализированная организация по сбору и вывозу твер­дых бытовых отходов, не имеется специальной техники, не отведен земельный участок под размещение твердых бытовых отходов, складирование их ведется беспорядочно, контроль за организацией сбора и вывоза твердых бытовых отхо­дов на территории сельского поселения Шонгское со стороны администрации сельского поселения Шонгское отсутствует. Администрацией Кичменгско-Городецкого района не организована утилизация и переработка бытовых и про­мышленных отходов, вывозимых с территории сельского поселения Шонгское.

На территории сельского поселения Шонгское постоянно проживает 1167 человек в 38 населенных пунктах. График сбора и вывоза отходов с территории населенных пунктов поселения Шонгское на 201 1 г. утвержден главой сельского поселения Шонгское Падериной С.Г.

В ходе проверки установлено, что сбор отходов населением осуществляется в мешки, которые хранятся на придомовой территории. Вывоз накопленных отхо­дов от населения производится индивидуальными предпринимателями в период проведения двухмесячника по благоустройству, озеленению и санитарной очист­ке населенных пунктов поселения (май-июнь) путем поуличного объезда трактора с телегой на свалку, расположенную примерно в 150 м от д.Заболотный Починок по направлению на восток.

После проведении двухмесячника в течение года вывоз накопленных отхо­дов производится на основании разовых заявок с привлечением стороннего транспорта или собственными силами.

Самостоятельный, бесконтрольный вывоз отходов населением приводит к захламлению территорий мусором.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. И Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной дея­тельностью.

Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышлен­ных отходов.

Согласно частей 1 и 2 статьи 8 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного са­моуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к полномочиям органов местного са­моуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относит­ся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образова­ний подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области об­ращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные прави­ла содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки терри­торий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жи­лых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории насе­ленного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пунк­та. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микро­районные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различ­ных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места об­щественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепрони­цаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена воз­можность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (еже­дневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует при­менять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контей­неры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять дере­вянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2).

Вышеуказанные обстоятельства, то есть непринятие мер к надлежащей ор­ганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрацией сельского поселения Шонгское, утилизации и переработки указанных отходов администра­цией Кичменгско-Городецкого района свидетельствуют не только о невыполне­нии органами местного самоуправления полномочий, возложенных в соответст­вии с экологическим законодательством, но и создании условий, угрожающих жизни и здоровью граждан, что нарушает права граждан на благоприятную окру­жающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и ста­тье и федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей сре­ды».

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопреде­ленного круга лиц.

Настоящее заявление направляется в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в сельском поселе­нии Шонгское Кичменгско-Городецкого района.

На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п. З ст. 35 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неоп­ределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 131,206 ГПК РФ, ст. 22 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит:

1.         Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения
Шонгское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с
территории поселения.

2.         Возложить на администрацию сельского поселения Шонгское обязан­
ность организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых от­
ходов и мусора с территории муниципального образования сельского поселения
Шонгское.

3.         Возложить на администрацию Кичменгско-Городецкого района обязан­
ность организовать утилизацию и переработку промышленных и бытовых отхо-­
дов и мусора, вывозимых с территории сельского поселения Шонгское.

В судебном заседании зам. прокурора Екимовская Н.А. исковые требования поддержала за исключением требования о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Шонгское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Ответчик – глава сельского поселения Шонгское Падерина С.Г. с исковыми требованиями прокурора согласен. Пояснила, что работа по сбору и вывозу бытовых отходов в поселении проводится, но выполняемая работа не полностью соответствует предъявленным требованиям в виду отсутствия достаточного финансирования, отсутствия полигона для сбора отходов и мусора и невозможности вывозить отходы на полигон в районный центр, нет лицензии на утилизацию отходов и их перевозку. Советом поселения 31 марта 2011 гда утверждены правила организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории поселения», утвержден график сбора и вывоза отходов. Отходы вывозятся индивидуальным предпринимателем на участки для временного складирования. Администрацией поселения составлен план организационной работы по проведению сбора и вывоза мусора и твердых бытовых отходов на территории поселения также составлен график вывоза твердых бытовых отходов и мусора. Организовать круглогодично и систематически сбор и вывоз мусора невозможно, т.к. деревни разбросаны и проезд не всегда возможен, образуются стихийные захламления территории. Утилизацией отходов должно заниматься специализированное учреждение, которым является ООО «<данные изъяты>», но оно не в состоянии обслуживать все поселения района. Поселением закуплено 15 контейнеров для сбора отходов. С населением проводится работа по заключению договоров на вывоз твердых отходов и мусора. В будущем они будут проводить работу по организации сбора и утилизации твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями, указанными в исковом заявлении, но пока у них нет таковой возможности.

Ответчик представитель администрации Кич-Городецкого района - Ггригорьев Н.Д. с исковыми требованиями прокурора согласен, показал, что определенная работа по сбору отходов и мусора в сельском поселении проводится. Сельским поселениям разрешено организовать на своей территории временные пункты хранения бытовых отходов, с условием в дальнейшем их вывоза на полигон для утилизации. В районе имеется единственное предприятие ООО «<данные изъяты>», которое имеет лицензию на утилизацию отходов, но оно не в состоянии организовать сбор и утилизацию отходов с территории всех поселений. Администрация района занимается данным вопросом и планирует в текущем году в нескольких ближайших поселениях организовать сбор и утилизацию отходов и мусора в соответствии с требования ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Заслушав объяснения сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требования, ответчик вправе признать иск.

Суд принимает отказ прокурора от исковых требований в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Шонгское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Также суд принимает признание иска ответчиками.

Согласно ст. 198 ГПК РФ признание иска ответчиком является достаточным основанием для его удовлетворения. В мотивировочной части решения в случае признания иска ответчиком указывается только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Принять отказ прокурора от исковых требований в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Шонгское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Возложить на администрацию Кичменгско-Городецкого района Вологодской области обязанность организовать утилизацию переработку промышленных и бытовых отходов и мусора, вывозимых с территории сельского поселения Шонгское.

Возложить на администрацию сельского поселения Шонгское обязанность организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования сельского поселения Шонгское.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кичменгско - Городецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в мотивированном виде.

Судья - В.В. Неронова.