Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2011года. Мотивированное решение суда составлено 15.08.2011г. Копия: дело № 2- 164. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Кичменгский Городок 12 августа 2011 года Судья Кичменгско – Городецкого районного суда Вологодской области Неронова В.В., с участием заместителя прокурора Кичменгско – Городецкого района Екимовской Н.А., при секретаре Седовой М.В., с участием представителей ответчиков: – администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района Григорьева Н.К., администрации сельского поселения Сараевское – Пьянкова А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кичменгско – Городецкого района к администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района, администрации сельского поселения Сараевское о понуждении произвести определенные действия, установил: Прокуратурой района проведена совместная с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области проверка соблюдения администрацией сельского поселения Сараевское законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения в части сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования сельское поселение Сараевское. Решением Совета сельского поселения Сараевское от 29.06.2011 г. №21 утверждены Правила организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории сельского поселения Сараевское Пунктами 2.1-2.2 Правил установлено, что работу по организации сбора твердых бытовых отходов на территории сельского поселения осуществляет администрация сельского поселения Сараевское, которая определяет места для размещения контейнерных площадок по согласованию с жителями частного сектора, обеспечивает установку контейнеров и ведет их учет, определяет места для временного сбора твердых бытовых отходов. Согласно п.4.1 Правил вывоз твердых бытовых отходов осуществляет специализированная организация на основе заключенных договоров. На территории сельского поселения Сараевское не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки, отсутствует специализированная организация по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, не имеется специальной техники, не отведен земельный участок под размещение твердых бытовых отходов, складирование их ведется беспорядочно, контроль за организацией сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории сельского поселения Сараевское со стороны администрации сельского поселения Сараевское отсутствует. Администрацией Кичменгско-Городецкого района не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории сельского поселения Сараевское. На территории сельского поселения Сараевское в 309 домохозяйствах постоянно проживает 660 человек в 22 населенных пунктах. Основная часть населения проживает в д<данные изъяты> - 99 человек (49 домохозяйств) д. <данные изъяты> – 72, человека (28 домохозяйств), <адрес> - 67 человек (34 домохозяйства), д<данные изъяты> - 65 человек (22 домохозяйства), д. <данные изъяты> - 52 человека (21 домохозяйство), д.Наволок - 44 человека (18 домохозяйств). Распоряжением администрации сельского поселения Сараевское от 25.04.2011 №7 утвержден график сбора и вывоза отходов с территории 12 населенных пунктов поселения (1 раз в месяц из каждого населенного пункта). Указанный график доведен до сведения населения через старост населенных пунктов и депутатов Совета сельского поселения Сараевское, однако схема вывоза отходов разработана только в д. <данные изъяты>. Проверкой установлено, что услуга по сбору и вывозу отходов в соответствии с утвержденным графиком предоставляется только в четырех населенных пунктах: в д. <данные изъяты>, на территории которых проживает 19 процентов населения поселения, сбор и вывоз отходов осуществляет <данные изъяты> Д.Н.И. путем объезда трактора с телегой на основании договора с администрацией сельского поселения Сараевское. Вывоз осуществляется в карьер, расположенный в д. <данные изъяты>; в <адрес> и в д. <данные изъяты>, на территории которых проживает 20 процентов населения поселения, услуги по сбору и вывозу отходов оказывает <данные изъяты> В.Т.А. путем объезда трактора с телегой на основании договора с администрацией сельского поселения Сараевское. Вывоз осуществляется в карьер «<данные изъяты>». Услуга указанными индивидуальными предпринимателями осуществляется в период с весны по осень на безвозмездной основе. В остальных населенных пунктах поселения, на территории которых проживает 61 процент населения, систематическое предоставление услуги по сбору и вывозу отходов не организовано. Вывоз накопленных отходов от населения производится силами индивидуальных предпринимателей и физических лиц в период двухмесячника по благоустройству, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов поселения (май-июнь) путем поуличного объезда трактора с телегой. После проведении двухмесячника в течение года вывоз накопленных отходов производится на основании разовых заявок с привлечением стороннего транспорта или собственными силами. Самостоятельный, бесконтрольный вывоз отходов населением приводит к захламлению территорий мусором. При обследовании территории сельского поселения Сараевское выявлены стихийные свалки твердых бытовых отходов. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. И Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно частей 1 и 2 статьи 8 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). Вышеуказанные обстоятельства, то есть непринятие мер к надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрацией сельского поселения Сараевское, утилизации и переработки указанных отходов администрацией Кичменгско-Городецкого района свидетельствуют не только о невыполнении органами местного самоуправления полномочий, возложенных в соответствии с экологическим законодательством, но и создании условий, угрожающих жизни и здоровью граждан, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Настоящее заявление направляется в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в сельском поселении Сараевское Кичменгско-Городецкого района. На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.З ст. 35 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Прокурор просит: Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сараевское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Возложить на администрацию сельского поселения Сараевское обязанность организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования сельского поселения Возложить на администрацию Кичменгско-Городецкого района обязанность организовать утилизацию и переработку промышленных и бытовых отходов и мусора, вывозимых с территории сельского поселения Сараевское. В судебном заседании зам. прокурора Екимовская Н.А. исковые требования поддержала за исключением требования о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Сараевское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Ответчик – глава сельского поселения Сараевское – Пьянов А.И. с исковыми требованиями прокурора согласен. Пояснил, что работа по сбору и вывозу бытовых отходов в поселении проводится, но выполняемая работа не полностью соответствует предъявленным требованиям в виду отсутствия достаточного финансирования, отсутствия полигона для сбора отходов и мусора и невозможности вывозить отходы на полигон в районный центр. В поселении созданы пункты временного хранения отходов, заключен договор с индивидуальными предпринимателями на вывоз отходов на пункт временного хранения, в населенных пунктах поставлены железные бочки и контейнера для сбора мусора, с населением проведены сходы по вопросам организации сбора и вывоз отходов и мусора, на территории поселения утвержден Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Организовать круглогодично и систематически сбор и вывоз мусора невозможно, т.к. деревни разбросаны и проезд не всегда возможен, образуются стихийные захламления территории. Утилизацией отходов должно заниматься специализированное учреждение, которым является МУП «Муниципальное имущество». Ответчик представитель администрации Кич-Городецкого района - Ггригорьев Н.Д. с исковыми требованиями прокурора согласен, показал, что определенная работа по сбору отходов и мусора в сельском поселении проводится. Сельским поселениям разрешено организовать на своей территории временные пункты хранения бытовых отходов, с условием в дальнейшем их вывоза на полигон для утилизации. В районе имеется единственное предприятие ООО «Комсервиз», которое имеет лицензию на утилизацию отходов, но оно не в состоянии организовать сбор и утилизацию отходов с территории всех поселений. Администрация района занимается данным вопросом и планирует в текущем году в нескольких ближайших поселениях организовать сбор и утилизацию отходов и мусора в соответствии с требования ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Заслушав объяснения сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требования, ответчик вправе признать иск. Суд принимает отказ прокурора от исковых требований в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Сараевское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Также суд принимает признание иска ответчиками. Согласно ст. 198 ГПК РФ признание иска ответчиком является достаточным основанием для его удовлетворения. В мотивировочной части решения в случае признания иска ответчиком указывается только на признание иска и принятие его судом. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 206 ГПК РФ, суд решил: Принять отказ прокурора от исковых требований в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Сараевское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Возложить на администрацию Кичменгско-Городецкого района Вологодской области обязанность организовать утилизацию переработку промышленных и бытовых отходов и мусора, вывозимых с территории сельского поселения Сараевское. Возложить на администрацию сельского поселения Сараевское обязанность организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования сельского поселения Сараевское. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кичменгско - Городецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в мотивированном виде. Подлинник за надлежащей подписью. Копия верна: судья - В.В. Неронова.
Сараевское.