о понуждении совершить определенные действия



Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2011года.

Мотивированное решение суда составлено 15.08.2011г.

Копия: дело № 2- 164.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кичменгский Городок 12 августа 2011 года

Судья Кичменгско – Городецкого районного суда Вологодской области Неронова В.В.,

с участием заместителя прокурора Кичменгско – Городецкого района Екимовской Н.А.,

при секретаре Седовой М.В.,

с участием представителей ответчиков: – администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района Григорьева Н.К.,

администрации сельского поселения Сараевское – Пьянкова А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кичменгско – Городецкого района к администрации Кичменгско – Городецкого муниципального района, администрации сельского поселения Сараевское о понуждении произвести определенные действия,

установил:

Прокуратурой района проведена совместная с Департаментом природных ре­сурсов и охраны окружающей среды области проверка соблюдения администра­цией сельского поселения Сараевское законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения в части сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора на территории муниципального образова­ния сельское поселение Сараевское.

Решением Совета сельского поселения Сараевское от 29.06.2011 г. №21 ут­верждены Правила организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на тер­ритории сельского поселения Сараевское

Пунктами 2.1-2.2 Правил установлено, что работу по организации сбора твердых бытовых отходов на территории сельского поселения осуществляет ад­министрация сельского поселения Сараевское, которая определяет места для раз­мещения контейнерных площадок по согласованию с жителями частного сектора, обеспечивает установку контейнеров и ведет их учет, определяет места для вре­менного сбора твердых бытовых отходов. Согласно п.4.1 Правил вывоз твердых бытовых отходов осуществляет специализированная организация на основе за­ключенных договоров.

На территории сельского поселения Сараевское не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки, отсутствует специализированная организация по сбору и вывозу твер­дых бытовых отходов, не имеется специальной техники, не отведен земельный участок под размещение твердых бытовых отходов, складирование их ведется беспорядочно, контроль за организацией сбора и вывоза твердых бытовых отхо­дов на территории сельского поселения Сараевское со стороны администрации сельского поселения Сараевское отсутствует. Администрацией Кичменгско-Городецкого района не организована утилизация и переработка бытовых и про­мышленных отходов, вывозимых с территории сельского поселения Сараев­ское.

На территории сельского поселения Сараевское в 309 домохозяйствах по­стоянно проживает 660 человек в 22 населенных пунктах. Основная часть населе­ния проживает в д<данные изъяты> - 99 человек (49 домохозяйств) д. <данные изъяты> – 72, человека (28 домохозяйств), <адрес> - 67 человек (34 домохозяйства), д<данные изъяты> - 65 человек (22 домохозяйства), д. <данные изъяты> - 52 человека (21 домохозяйство), д.Наволок - 44 человека (18 домохозяйств).

Распоряжением администрации сельского поселения Сараевское от 25.04.2011 №7 утвержден график сбора и вывоза отходов с территории 12 насе­ленных пунктов поселения (1 раз в месяц из каждого населенного пункта). Ука­занный график доведен до сведения населения через старост населенных пунктов и депутатов Совета сельского поселения Сараевское, однако схема вывоза отхо­дов разработана только в д. <данные изъяты>.

Проверкой установлено, что услуга по сбору и вывозу отходов в соответст­вии с утвержденным графиком предоставляется только в четырех населенных пунктах:

в д. <данные изъяты>, на территории которых проживает 19 процентов населения поселения, сбор и вывоз отходов осуществляет <данные изъяты> Д.Н.И. путем объезда трактора с телегой на основании дого­вора с администрацией сельского поселения Сараевское. Вывоз осуществляется в карьер, расположенный в д. <данные изъяты>;

в <адрес> и в д. <данные изъяты>, на территории которых проживает 20 процентов населения поселения, услуги по сбору и вывозу отходов оказывает <данные изъяты> В.Т.А. путем объезда трактора с телегой на основании договора с администрацией сельского поселения Сараев­ское. Вывоз осуществляется в карьер «<данные изъяты>».

Услуга указанными индивидуальными предпринимателями осуществляется в период с весны по осень на безвозмездной основе.

В остальных населенных пунктах поселения, на территории которых про­живает 61 процент населения, систематическое предоставление услуги по сбору и вывозу отходов не организовано. Вывоз накопленных отходов от населения про­изводится силами индивидуальных предпринимателей и физических лиц в период двухмесячника по благоустройству, озеленению и санитарной очистке населен­ных пунктов поселения (май-июнь) путем поуличного объезда трактора с телегой.

После проведении двухмесячника в течение года вывоз накопленных от­ходов производится на основании разовых заявок с привлечением стороннего транспорта или собственными силами.

Самостоятельный, бесконтрольный вывоз отходов населением приводит к захламлению территорий мусором.

При обследовании территории сельского поселения Сараевское выявлены стихийные свалки твердых бытовых отходов.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. И Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной дея­тельностью.

Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышлен­ных отходов.

Согласно частей 1 и 2 статьи 8 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного са­моуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к полномочиям органов местного са­моуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относит­ся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образова­ний подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области об­ращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные прави­ла содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки терри­торий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жи­лых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории насе­ленного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пунк­та. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микро­районные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различ­ных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места об­щественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепрони­цаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена воз­можность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (еже­дневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует при­менять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контей­неры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять дере­вянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2).

Вышеуказанные обстоятельства, то есть непринятие мер к надлежащей ор­ганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрацией сельского поселения Сараевское, утилизации и переработки указанных отходов админист­рацией Кичменгско-Городецкого района свидетельствуют не только о невыпол­нении органами местного самоуправления полномочий, возложенных в соответ­ствии с экологическим законодательством, но и создании условий, угрожающих жизни и здоровью граждан, что нарушает права граждан на благоприятную окру­жающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и ста­тье 11 федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей сре­ды».

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопреде­ленного круга лиц.

Настоящее заявление направляется в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в сельском поселе­нии Сараевское Кичменгско-Городецкого района.

На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.З ст. 35 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неоп­ределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Прокурор просит:

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сараевское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Возложить на администрацию сельского поселения Сараевское обязан­ность организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых от­ходов и мусора с территории муниципального образования сельского поселения
Сараевское.

Возложить на администрацию Кичменгско-Городецкого района обязан­ность организовать утилизацию и переработку промышленных и бытовых отхо­дов и мусора, вывозимых с территории сельского поселения Сараевское.

В судебном заседании зам. прокурора Екимовская Н.А. исковые требования поддержала за исключением требования о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Сараевское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Ответчик – глава сельского поселения Сараевское – Пьянов А.И. с исковыми требованиями прокурора согласен. Пояснил, что работа по сбору и вывозу бытовых отходов в поселении проводится, но выполняемая работа не полностью соответствует предъявленным требованиям в виду отсутствия достаточного финансирования, отсутствия полигона для сбора отходов и мусора и невозможности вывозить отходы на полигон в районный центр. В поселении созданы пункты временного хранения отходов, заключен договор с индивидуальными предпринимателями на вывоз отходов на пункт временного хранения, в населенных пунктах поставлены железные бочки и контейнера для сбора мусора, с населением проведены сходы по вопросам организации сбора и вывоз отходов и мусора, на территории поселения утвержден Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Организовать круглогодично и систематически сбор и вывоз мусора невозможно, т.к. деревни разбросаны и проезд не всегда возможен, образуются стихийные захламления территории. Утилизацией отходов должно заниматься специализированное учреждение, которым является МУП «Муниципальное имущество».

Ответчик представитель администрации Кич-Городецкого района - Ггригорьев Н.Д. с исковыми требованиями прокурора согласен, показал, что определенная работа по сбору отходов и мусора в сельском поселении проводится. Сельским поселениям разрешено организовать на своей территории временные пункты хранения бытовых отходов, с условием в дальнейшем их вывоза на полигон для утилизации. В районе имеется единственное предприятие ООО «Комсервиз», которое имеет лицензию на утилизацию отходов, но оно не в состоянии организовать сбор и утилизацию отходов с территории всех поселений. Администрация района занимается данным вопросом и планирует в текущем году в нескольких ближайших поселениях организовать сбор и утилизацию отходов и мусора в соответствии с требования ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Заслушав объяснения сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требования, ответчик вправе признать иск.

Суд принимает отказ прокурора от исковых требований в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Сараевское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Также суд принимает признание иска ответчиками.

Согласно ст. 198 ГПК РФ признание иска ответчиком является достаточным основанием для его удовлетворения. В мотивировочной части решения в случае признания иска ответчиком указывается только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Принять отказ прокурора от исковых требований в части признания незаконным бездействие администрации сельского поселения Сараевское по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Возложить на администрацию Кичменгско-Городецкого района Вологодской области обязанность организовать утилизацию переработку промышленных и бытовых отходов и мусора, вывозимых с территории сельского поселения Сараевское.

Возложить на администрацию сельского поселения Сараевское обязанность организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования сельского поселения Сараевское.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кичменгско - Городецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления его в мотивированном виде.

Подлинник за надлежащей подписью.

Копия верна: судья - В.В. Неронова.