По иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района о понуждении сознать единую дежурно-диспетческую службу муниципального образования



дело № 2-183/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кичменгский Городок 21 сентября 2011 года.

Судья Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области Шемякина Р.В.,

с участием заместителя прокурора района Екимовской Н.А.,

при секретаре: Некипеловой Т.Н.,

с участием представителей ответчика Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Дьякова С.В., Екимова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кичменгско-Городецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района о понуждении создать единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования.

установил:

прокурор Кичменгско-Городецкого района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района о понуждении создать единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования.

В обосновании иска прокурор указывает, что ответчиком не выполняются положения Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Прокуратурой района установлено, что на территории Кичменгско-Городецкого муниципального района не создана единая дежурно-диспетчерская служба, несмотря на то, что на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность создания при органе ГОЧС или органе местного самоуправления единой дежурно-диспетчерской службы. Администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района призна­ется отсутствие ЕДДС по причине отсутствия средств в бюджете района на 2011 год.

По мнению прокурора, бездействие Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района нарушает права и законные интересы граждан в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому просит обязать Администрацию района создать единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования.

В судебном заседании прокурор Екимовская Н.А. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, указанные в заявлении в суд просила обязать ответчика совершить определенные в исковом заявлении действия в срок до 31.12.2012.

Представитель ответчика Администрации Кичменгско-Городецкого района Дьяков С.В. исковые требования прокурора не признал, пояснил, что согласно статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит обязательного требования создания ЕДДС на муниципальном уровне, а лишь определяет объем полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС. Постановление Правительства от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» данного обязательного требования также не содержит, а лишь определяет, что ЕДДС является органом повседневного управления, как и не содержит прямого запрета на возложение функций ЕДДС муниципального района на пожарную часть. Кроме того, согласно Указу Президента РФ от 28.12.2010 № 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" органам местного самоуправления рекомендовано до 31.12.2012 года завершить работу по созданию ЕДДС. Таким образом, требования прокуратуры необоснованны, т.к. срок для создания ЕДДС района, установленный законодательством, не нарушен. Полагает, что прокуратура района преждевременно заявляет исковые требования и подменяет работу законодательных органов.

Представитель ответчика Администрации Кичменгско-Городецкого района Е.А. Екимов в судебном заседании пояснил, что Указ Президента о создании ЕДДС носит рекомендательный характер и полагает, что на территории района нецелесообразно создавать ЕДДС, так как в 2004 году она была создана, а затем передана в пожарную часть. Считает, что ЕДДС будет дублировать диспетчерские службы пожарной части, полиции и скорой помощи. Несмотря на нерациональность создания службы, администрация района в решении данного вопроса не бездействует. В районе проводится работа по созданию ЕДДС, выделено помещение для размещения диспетчеров, но для содержания единой дежурно-диспетчерской службы на территории района в количестве 5 человек необходимо предусмотреть в районном бюджете средства в сумме 1,2 миллиона рублей (денеж­ное содержание работников службы, коммунальные и хозяйственные расходы). Районный бюджет формируется по нормативам. В департаменте финансов согласовываются доходы районного бюджета. Расходная часть бюджета формирует­ся по нормам расходных потребностей. Расходы на содержание ЕДДС должны быть учтены в межбюджетных отношениях при формировании бюджета. В противном случае в районном бюджете данные расходы не предусмотреть, так как отсутствует источник покрытия расходов. В Правительство области им направлено ходатайство о выделении денежных средств размере 1,2 миллиона рублей для содержания единой дежурно-диспетчерской службы в Кичменгско-Городецком муниципальном районе.

Заслушав объяснение представителей ответчиков, заключение прокурора Екимовской Н.А., полагавшей требования подлежащими удовлетворению и исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Настоящий иск направлен в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов, в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статей 20, 35, 41, 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь, право на охрану здоровья, право на благоприятную окру­жающую среду, а также право владеть имуществом.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с последующими изменениями и дополнениями чрезвычайная ситуа­ция - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате ава­рии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здо­ровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и на­рушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных си­туаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направлен­ных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба ок­ружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Таким образом, деятельность, связанная с защи­той граждан от чрезвычайных ситуаций прямо и непосредственно затрагивает ос­новные права граждан.

Частью второй статьи 11 Федерального закона «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» пре­дусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповеще­ние и информирование населения, в том числе с использованием специализиро­ванных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специаль­но уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Постановлением Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года утвер­ждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, согласно пункту 3 которого единая система, состоя­щая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федераль­ном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. В соответствии с пунктом 6 Положения, на каждом уровне единой системы созда­ются координационные органы, постоянно действующие органы управления, ор­ганы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и матери­альных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Пунктом 11 Положения установлено, что органами повседневного управле­ния единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в со­ответствии с законодательством Российской Федерации. Компетенция и полно­мочия органов повседневного управления единой системы определяются соответ­ствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

В соответствии с частью 2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно - диспетчерская
служба. Основные положения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ
от 9 ноября 1999 года № 400-ст, ЕДДС - это орган повседневного управления ме­стной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации дейст­вий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и созда­ваемый при органе управления ГОЧС. В силу п.3.7 данного Государственного
стандарта, в небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган
управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправле­ния. ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа
управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлече­ния на дежурство должностных лиц существующих органов управления). Пунк­тами 3.1-3.5 части 3 ГОСТ Р 22.7.01 - 99 предусмотрены основные задачи ЕДДС.

Таким образом, вышеуказанными нормативными актами на орган местного самоуправления муниципального района возложена обязанность создания при ор­гане управления ГОЧС или при органе местного самоуправления единой дежурно -диспетчерской службы.

В судебном заседании установлено, что в Кичменгско-Городецком районе отсутствует единая дежурно-диспетчерская служба, необходимость её создания определено нормативными актами, поэтому исковые требования прокурора района подлежат удовлетворению. Отсутствие финансирования на указанные цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора удовлетворить:

обязать Администрацию Кичменгско-Городецкого муниципального района в срок до 31 декабря 2012 года создать единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья - Р.В.Шемякина.