По иску прокурора района в защиту неопределеного круга лиц к администрации муниципального района о понуждении произвести определенные действия (паспортизация дорог)



дело № 2-263

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С. Кичменгский Городок 21 ноября 2011 года

Судья Кич-Городецкого районного суда Вологодской области Неронова В.В.

С участием заместителя прокурора района Екимовской Н.А.

При секретаре Некипеловой Т.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района о понуждении произвести определенные действия

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой Кичменгско-Городецкого района проведена проверка исполнения на территории Кичменгско-Городецкого муниципального района законодательства о безопасности дорожного движения.

Установлено, что постановлением администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района от 30.01.2007 №51 (в редакции постановления
администрации района от 26.05.2011 №249) утвержден реестр объектов
недвижимости (муниципальные дороги) Кичменгско-Городецкого муниципального района.

Однако до настоящего времени администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района не проведена паспортизация автомобильной дороги «Россоулинская-Воронинская», включенной в Реестр объектов недвижимости (муниципальные дороги) Кичменгско-Городецкого муниципального района, чем нарушаются требования Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства.

В соответствии со статьями 17, 20, 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно положений статьи 45 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ определено, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В статьях 5 и 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ приведен перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения, которые не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти (подчинения), характерные для административных правоотношений.

В силу части 10 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ), к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с частью 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ и статьи 4 Устава Кичменгско-Городецкого муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом под дорожной деятельностью в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ понимается, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог.

Согласно части 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 ВСН 1 - 83).

Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Указанные положения также определены Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденными письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис.

Инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Структуру органов местного самоуправления Кичменгско-Городецкого муниципального района составляет, в том числе, администрация Кичменгско-Городецкого муниципального района (статья 19 Устава Кичменгско-Городецкого муниципального района).

В соответствии со статьей 33 Устава Кичменгско-Городецкого муниципального района, администрация Кичменгско-Городецкого муниципального района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района, наделенный Уставом Кичменгско-Городецкого муниципального района полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Вологодской области.

Таким образом, паспортизацию автомобильной дороги общего пользования «Россоулинская-Воронинская» должна осуществлять администрация Кичменгско-Городецкого муниципального района как орган местного самоуправления района.

Доводы администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района о недостаточности финансирования не являются основанием для освобождения от возложенных законом обязанностей, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом в силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, которые являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Не принятие до настоящего времени администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части паспортизации автомобильных дорог общего пользования Кичменгско-Городецкого муниципального района, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения на автодорогах и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Состояние автомобильных дорог напрямую связано с безопасностью всех участников дорожного движения.

При таких обстоятельствах, бездействие администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района противоречит действующему законодательству, что в свою очередь также может привести к нарушениям в области дорожного движения.

Нарушение Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, соответственно влечет нарушение, прав и законных интересов граждан, то есть неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно, в связи с чем прокурор Кичменгско-Городецкого района обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора Екимовская Н.А. поддержала исковое заявление и просила суд признать незаконным бездействие администрации Кич-Городецкого района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части паспортизации автомобильной дороги общего пользования «Воронинская-Россоулинская».

Обязать администрацию Кич-Городецкого муниципального района произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования «Воронинская-Россоулинская. Также дополнила, что технический паспорт необходим для последующей регистрации указанной дороги в установленном законом порядке.

Представитель ответчика – Ботвина Ю.Н. с иском не согласна.

В судебном заседании показала, что обязанность ведения технических паспортов на автомобильные дороги органами местного самоуправления законом не предусмотрена. По её мнению паспортизация дорог должна проводится дорожными службами. Согласна, что автомобильная дорога общего пользования «Воронинская-Россоулинская» находится в муниципальной собственности. Для проведения паспортизации дорог требуются большие финансовые затраты, которые в бюджете района не заложены.

Третье лицо - председатель комитета по управлению имуществом Чистякова В.В. показала, что в реестре муниципальной собственности автомобильная дорога общего пользования «Воронинская-Россоулинская» не значится. Для включения указанной дороги в реестр муниципальной собственности необходимо распоряжение главы администрации района. Дороги, относящиеся к собственности сельских поселений паспортизированы, денежные средства были выделены из областного бюджета. Паспортизация выше указанной дороги может быть произведена при наличии финансирования. Вначале необходимо подготовить техническую документацию, затем объявляются торги на составление паспортов.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, третьего лица и прокурора, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 10 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257 ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствие с ч.10 ст. 5 ФЗ от 08.11.2007 г. автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных дорог. Автомобильная дорога общего пользования «Воронинская-Россоулинская» является собственностью муниципального района, что ответчиком не оспаривается. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления района. Постановлением администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района от 26 мая 2011 года № 249 утвержден реестр муниципальных дорог Кичменгско-Городецкого района. Произведено разграничение автомобильных дорог общего пользования местного значения между дорогами местного значения поселений и района. Паспортизация дорог общего пользования местного значения поселений произведена.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Данной инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1,4,5, 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативно правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Из материалов дела следует, что паспортизация автомобильной дороги «Воронинская-Россоулинская» не проводилась, технический паспорт на эту дорогу отсутствует.

В соответствии со ст.33 Устава Кичменгско-Городецкого муниципального района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления муниципального района федеральными законами и Законами Вологодской области.

Согласно п.5 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 года № 131-ФЗ и ст.4 Устава Ки-Городецкого муниципального района относятся, в том числе дорожная деятельность, в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 г. № 160 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подпункте 4 п. 15 классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог входит в работы по содержанию дорог.

Поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, работы по паспортизации дороги «Воронинская-Россоулинская» должны производиться администрацией муниципального района.

Кроме этого, согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дороги местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и ее содержание.

Доводы администрации муниципального района о том, что паспортизацией дорог должны заниматься дорожные службы и о недостаточности финансирования не могут быть приняты. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Не принятие до настоящего времени администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части паспортизации автомобильной дороги общего пользования отрицательно влияет на безопасность дорожного движения на автодорогах и создает опасность причинения вреда жизни и здоровья граждан.

Исходя из изложенного, иск прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Срок для проведения паспортизации указанной автомобильной дороги общего пользования, о котором просит прокурор, суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, ФЗ «О безопасности дорожного движения», руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

1. Признать незаконным бездействие администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части паспортизации автомобильной дороги общего пользования «Россоулинская-Воронинская».

2. Обязать администрацию Кичменгско-Городецкого муниципального
района в срок не позднее 30.06.2012 произвести паспортизацию автомобильной
дороги общего пользования «Россоулинская-Воронинская» Кичменгско-
Городецкого муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через районный суд течение 10 дней.

Судья - В.В. Неронова.