2-975/2011



Дело № 2-975/11 18 февраля 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Хрулевой Т.Е.,

при секретаре Абросимовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Целицкой Р.Н. о признании незаконным бездействий Администрации Красногвардейского района и Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга,

УСТАНОВИЛ:

18.01.2011г. Целицкая Р.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Красногвардейского района и Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга выразившихся в нарушении положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153, и приведших к невключению в список граждан, изъявивших получить сертификат в 2011году, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вставшей на очередь на получение жилищной субсидии. Просила обязать Администрацию Красногвардейского района и Жилищный комитета Правительства Санкт-Петербурга включить ее в сводный список лиц, изъявивших желание получить сертификат на 2011г., не ухудшая ее очередности; обязать предоставить документ, подтверждающий право на получение жилищных субсидий с указанием очередности и времени обеспечения жильем.

В обоснование заявления указала, что она относится к лицам, выехавшим из районов Крайнего Севера, при признаваемом праве на получение субсидии в рамках закона «О жилищных субсидиях гражданам, выехавшим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002г. №125-ФЗ, подтвержденным включением в очередь на получение жилищных субсидий на 2010г., лицами, чьи действия (бездействия) обжалуются, искусственно созданы условия к невозможности реализации решения жилищного вопроса, а именно, удержание в неведении, непредставлении сведений, непроведения мероприятий способствующих реализации ее жилищных прав, повлекло невключение в список на получение субсидий на 2011г.

Заявитель Целицкая Р.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, просила слушать дело в ее отсутствие, направила представителя.

Представитель Целицкой Р.Н.- Рахматуллин Д.Т.в судебное заседание явился, заявление поддержал.

Представитель Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга явился, заявление считал не обоснованным, указал, что 22.04.2008г. Целицкая Р.Н. обратилась с заявлением об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и была включена в список граждан изъявивших желание получить Государственный жилищный сертификат в 2010г., на 2011год заявительница не обращалась и не была включена в указанный список. Сводный список по Санкт-Петербургу формирует Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, в электронном виде поступают сведения о включении граждан Красногвардейского района в сводный список по Санкт-Петербургу.

Представитель Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, заявление не признал, пояснил, что согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Обязанности государственных органов по дополнительному информированию граждан на подачу заявления не имеется. Списки граждан вывешиваются в Жилищном комитете, гражданам не предоставляется полный список, поскольку он содержит персональные данные граждан. Заявительница обращалась с письменным заявлением, ей дан ответ о номере очереди в 2010г.- №39 и невключением ее в список на 2011г. в виду отсутствия ее заявления на планируемый год. Кроме того, пояснил, что учет граждан при формировании списка на планируемый год ведется по первоначальной дате подачи заявления для участия в подпрограмме. В прошлые годы субсидии выделялись для удовлетворения 1-3 человек.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявительницы, лиц, чье бездействие обжалуется, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Указанным постановлением Правительства Утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее Правила).

Право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации указанные в подпункте «з» п.5 Правил «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают указные в данном пункте документы.

В силу п.21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Согласно п.24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Пунктом 25 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают свободный доступ к спискам граждан - участников подпрограммы путем размещения указанных списков для всеобщего обозрения в доступных местах и своевременного предоставления необходимой информации по письменному обращению указанных граждан.

Из изложенного следует, что принятое государством обязательство по обеспечению граждан жильем в виде финансовой поддержки зависит исключительно от добровольного согласия граждан получить субсидию на условиях, на которых она предоставляется. При этом обязанности исполнительных органов по информированию граждан о предстоящей подаче заявления, сроках подачи не установлено. При наличии диспозитивного права на участие в подпрограмме его реализация в каждом году зависит от волеизъявления гражданина путем подачи заявления в срок с 01 января до 01 июля года предшествующего планируемому. В обязанности органов исполнительной власти входит размещение списков для всеобщего обозрения в доступных местах и своевременного предоставления необходимой информации по письменному обращению указанных граждан.

Из материалов дела видно и не оспаривается участниками процесса, 22.04.2008г. Целицкая Р.Н. обратилась с заявлением об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Таким образом, Целицкая Р.Н. является участником подпрограммы и, начиная с 2009г. была включена в Список граждан, изъявивших желание получить сертификат.

Согласно Сводному списку граждан по Санкт-Петербургу, изъявивших желание получить сертификат на 2010г., Целицкая Р.Н. включена в категорию «Пенсионеры» под номером 39.

Из объяснений представителя заявительницы и лиц, чье бездействие обжалуется следует, что заявление об участии на 2011г. в порядке, установленном п.24 Правил, то есть с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, Целицкой Р.Н. не подавалось и соответственно в список, изъявивших желание получить сертификат в 2011г. не была включена.

В ходе рассмотрения дела представитель заявительницы ссылался на создание препятствий в осуществлении прав путем удержания в неведении, непредставлении сведений, непроведения мероприятий способствующих реализации ее жилищных прав, приведшее к невключению в Список на 2011год, и указывал, что Целицкая Р.Н. 24.06.2009г. обращалась в Администрацию Красногвардейского района с заявлением о сообщении ей о включении в список лиц, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году и предоставлен ли данный список в исполнительный орган власти.

Как следует из письма от 21.07.2009г. Администрацией района заявительнице дан ответ в полном объеме ( л.д.41).

Из объяснений представителя Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга следует, что Целицкая Р.Н. по вопросу включения в Сводный список и предоставления такового обращалась 17.01.2011г., ей дан развернутый ответ по всем поставленным вопросам, а также разъяснено, что в связи с отсутствием заявления на планируемый 2011год, заявительница не включена в Список на 2011год. Других письменных обращений не имелось.

Учитывая, что в обязанности органов исполнительной власти входит размещение списков для всеобщего обозрения в доступных местах и предоставление необходимой информации по письменному (не устному) обращению граждан-участников подпрограммы и оценивая собранные по делу доказательства, суд не усматривает нарушений прав заявительницы и приходит к выводу, что заявительнице не были созданы препятствия в реализации ее права на получение государственного жилищного сертификата и включения в список лиц, изъявивших желание получить таковой на 2011г, поскольку ее право на подачу заявления не связано с обжалуемым бездействием, она имела возможность реализовать свое право путем подачи своевременно заявления как это предусмотрено Правилами. В обязанности исполнительного органа субъекта не входит проведение мероприятий, способствующих реализации жилищных прав заявительницы, в том числе путем информирования о сроках подачи очередного заявления для участия в подпрограмме на планируемый год.

Доводы заявительницы о том, что она устно обращалась в Жилищный комитет, не могут быть приняты, поскольку информация предоставляется только по письменному обращению. При этом суд находит обоснованным ссылку представителя Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга о том, что заявителю дается полный ответ, а не списки граждан, содержащие персональные данные.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу положений ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в Постановлении от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд выясняет обстоятельства и применяет последствия пропуска срока обращения в суд независимо от того, ссылались ли на эти обстоятельства заинтересованные лица.

Как следует из материалов дела №2-3662/10, 26.07.2010г. Целицкая Р.Н. обратилась с иском к Администрации района и Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о реализации права на жилье, ссылаясь на то, что 15.06.2009г. обратилась в Администрацию Красногвардейского района с заявлением для включения в подпрограмму «Жилище 2002-2010годы», ответ на обращение от 22.06.2009г. (входящий от 24.06.2009г.) о предоставлении сведений в соответствии с п.24,п.25 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не получила, после личного приема в Жилищном комитете также не получила сведений.

Таким образом, судом установлено, что с момента 25.07.2009, когда заявительница должна была узнать о нарушении своих прав в виде непредставления ответа на письменное обращение в срок, установленный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 02.05.2006г. и знала, в том числе, на момент подачи иска в суд 26.07.2010г. по делу №2-3662/10, прошло более 3-х месяцев. Заявительница не предоставила суду уважительные причины пропуска срока.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что срок на обращение в суд, предусмотренный ч.2 ст.256 ГПК РФ, заявителем пропущен по неуважительной причине, в удовлетворении заявления надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Целицкой Р.Н. о признании незаконным бездействий Администрации Красногвардейского района и Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга в нарушении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. №153, повлекшее невключение в Список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2011год - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья: (подпись)