Дело № 2-491/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2011 года г. Санкт-Петербург
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Юрьева А.К.,
при секретаре Добрецовой Ю.Н.,
рассмотрев гражданское дело по иску Голубкиной Г.А. к Товариществу собственников жилья «О» о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ,
УСТАНОВИЛ:
Голубкина Г.А. обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «О», в котором просит признать недействительным решение общего собрания членов ТСЖ «О» от 31.10.2010 по вопросу выведения из эксплуатации мусоропровода в 3-м подъезде жилого дома по адресу г.Санкт-Петербург, Н. пр., д. Х. Заявление мотивировано тем, что истица является собственником жилого помещения в доме и членом ТСЖ, не согласна с решением о закрытии мусоропровода, оплачивает квитанции за его обслуживание, голосовала против принятия данного решения. Решение принято с нарушением установленной процедуры голосования, подсчета голосов, оформления и опубликования, нарушает санитарно-эпидемиологические правила. Кроме того, по мнению истицы, принятие решения о выведении из эксплуатации мусоропровода относится к компетенции общего собрания собственников жилого помещения, а не членов ТСЖ.
В суд явились представители истицы, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представители ТСЖ «О» в судебном заседании иск не признали, указав на то, что собрание членов ТСЖ по вопросу выведения из эксплуатации мусоропровода в 3-ей парадной жилого дома по адресу г.Санкт-Петербург, Н. пр., д. Х проведено в заочном порядке с соблюдением установленной процедуры, решение принято большинством голосов, соответствует действующему законодательству, в том числе санитарным нормам.
Третье лицо (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу) своего представителя в суд не направило, представило отзыв, согласно которому принятие решение о закрытие мусоропровода относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а не членов ТСЖ.
Третье лицо (Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга) представителя в суд не направило, правовую позицию по существу заявленных требований не представило.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив имеющиеся доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В целях управления многоквартирным домом, расположенном по адресу г.Санкт-Петербург, Н. пр., д. Х, в августе 2007 года собственниками помещений было создано Товарищество собственников жилья «О». В период с 04.10.2010 по 31.10.2010 по инициативе правления ТСЖ и его председателя М. проведено общее собрание членов ТСЖ «О» в форме заочного голосования.
Согласно протоколу № 25 в данном собрании приняли участие 104 (6350 голосов) из 118 (6952 голосов) членов ТСЖ, т.е. 91,3%, при этом простым большинством голосов (3864 против 2486) принято решение о закрытии мусоропровода в 3-ей парадной жилого дома и открытии в помещении мусоросборника места для выноса и сбора мусора.
В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании.
В силу требований ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся вопросы, перечисленные в ч.2 ст. 145 ЖК РФ, а также другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.
Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья регламентирован ст. 146 ЖК РФ. Согласно этой статье уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня. Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.
Аналогичные положения, касающиеся порядка проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, закреплены в Уставе ТСЖ «О», утвержденном общим собранием собственников помещений 19.06.2007.
Как предусмотрено п.13.2 Устава, уведомление о проведении общего собрания членов ТСЖ направляется в письменной форме (вручается каждому члену ТСЖ под расписку либо путем отправки заказного письма) не позднее чем за 10 дней до проведения собрания. В уведомлении, в частности, должны быть указаны повестка дня собрания, порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрания, а в случае проведения собрания в форме заочного голосования – дата окончания приема решений собственников, место или адрес, куда должны подаваться такие решения.
Общее собрание членов ТСЖ правомочно, если на нем присутствуют члены ТСЖ, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также если на нем присутствуют более половины членов ТСЖ или их представителей. Решение принимается простым большинством голосов, кроме случаев, предусмотренных п. 13.9 Устава (п.13.4 Устава).
Принявшими участие в общем собрании членов товарищества, проводимом в форме заочного голосования, считаются члены товарищества, решения которых получены до окончания их приема. В решении члена товарищества по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающим право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме, в котором создано товарищество; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против», «воздержался».
Как установлено судом, порядок проведения в период с 04.10.2010 по 31.10.2010 собрания в форме заочного голосования, определенный вышеперечисленными нормами закона и положениями Устава ТСЖ «О», был существенным образом нарушен.
Вопреки требованиям законодательства, членам ТСЖ не направлялись индивидуальные письменные извещения о проведении собрания.
Уведомления о проведении собрания были вывешены только в парадных. Причем повестка дня собрания в уведомлениях была обозначена следующим образом: «Согласны ли Вы закрыть мусоропровод в нашей парадной и открыть в помещение мусоросборника место для выноса и сбора мусора?». В уведомлениях также было указано на то, что принятое решение будет обязательно для всех членов ТСЖ «О» в многоквартирном доме. При этом сведения о дате окончания приема решений собственников, месте или адресе, куда должны подаваться такие решения, в уведомлении обозначены не были.
Таким образом, для всех членов ТСЖ не были созданы надлежащие условия для участия в голосовании и выражения своей воли.
Сформулированная в уведомлении, а также указанная впоследствии в списках для голосования повестка дня, являлась нечеткой, могла ввести граждан в заблуждение, относительно чего они должны были голосовать: по вопросу закрытия мусоропровода в своей парадной либо в 3-ей парадной дома.
Этот вывод фактически подтвердили и свидетели, допрошенные в судебных заседаниях, в том числе член правления ТСЖ В., допрошенная по инициативе представителя ответчика и пояснившая, что голосовала за закрытие мусоропровода в своей (четвертой) парадной.
Судом также выявлены нарушения при проведении процедуры голосования и подсчета голосов.
Так, отдельные решения, в которых отражались бы сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающим право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме, в котором создано товарищество; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против», «воздержался», - в правление ТСЖ не сдавались.
Вместо этого проживающими в доме лицами ставились подписи в списках для голосования по парадным. При обходе граждан и получении у них подписей в списках - полномочия лиц в большинстве случаев надлежащим образом не проверялись, в связи с чем в голосовании фактически приняли участие и лица, не являющиеся членами ТСЖ, либо не имевшие оформленные полномочия действовать от имени всех собственников помещений.
В нарушение вышеуказанных норм закона в ходе голосования не было выяснено мнение по вопросу, вынесенному в повестку дня собрания, 17 членов ТСЖ, проживающих в 5 парадной дома и обладающих 931,4 голосами. Все их голоса были засчитаны как поданные за закрытие мусоропровода в 3-ей парадной только по тем основаниям, что в данной парадной мусоропровод фактически закрыт с 2003 года.
Однако ответчиком в суд не представлено документов, подтверждающих принятие решения о закрытии мусоропровода в 5-й парадной в 2003 году, список лиц, принимавших тогда участие в голосовании. Кроме того, даже если бы все жители 5-й парадной в 2003 году проголосовали за закрытие своего мусоропровода, это не означало бы, что их мнение спустя 7 лет по другой парадной было бы аналогичным и не подлежало выяснению.
Между тем, в случае исключения из числа голосов «За» закрытие мусоропровода голоса членов ТСЖ из 5-й парадной и отнести их к голосам «Против», то решение общего собрания по вопросу закрытия мусоропровода было бы отрицательным.
Суд также учитывает, что председателем ТСЖ «О» представлены противоречивые сведения о количестве и составе членов ТСЖ.
Так, первоначально в суд был представлен список на 120 членов ТСЖ (т.1, л.д. 71-74), затем – на 118 членов (т.1,л.д. 151-153).
При этом членом ТСЖ как собственник квартиры № Х указан К., который принял участие в голосовании, тога как в действительности собственником данной квартиры является С.
Напротив, при подсчете голосов неправомерно не учтен голос Й., являющейся собственником квартиры № Х, ранее, при вступлении в члены ТСЖ носившей фамилию «Ж» и сменившей ее в связи с замужеством.
Согласно ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.
Й. заявление о выходе из членов ТСЖ не подавала, продолжает оставаться собственником помещения. Смена в установленном порядке имени гражданина не влечет прекращение его членства в организации.
Совокупность нарушений, допущенных при проведении собрания и подсчете голосов, суд находит существенной и влекущей признание решения собрания недействительным.
Кроме того, суд также считает, что собрание членов ТСЖ вышло за пределы своей компетенции. Ни ЖК РФ, ни Уставом ТСЖ не предусмотрено право товарищества собственников жилья принимать решения о выводе из эксплуатации санитарно-технического и иного оборудования, предусмотренного проектной документацией дома и необходимого для обслуживания владельцев помещений. ТСЖ, как некоммерческая организация, создается в первую очередь для надлежащей эксплуатации дома, осуществления содержания и ремонта общего имущества собственников, в том числе мусоропровода. В соответствии со ст. 138, 162 ЖК РФ ТСЖ заключает с собственниками помещений договоры на управление многоквартирным домом, в которых принимает на себя обязательства по содержанию и ремонту имущества.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ответчиком, вопреки требованиям ст. 56, 57 ГПК РФ, не представлено в суд доказательств, указывающих на невозможность ремонта мусоропровода в 3-ей парадной и нахождении его в аварийном состоянии, требующем незамедлительного закрытия.
В этой связи суд полагает, что вопрос о выведении из эксплуатации мусоропровода, с учетом положений ст. 38, 39, 44 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, должен был в данном случае рассматриваться на общем собрании собственников всех помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199, суд
РЕШИЛ:
Иск Голубкиной Г.А. к Товариществу собственников жилья «О» удовлетворить.
Признать недействительным решение общего собрания членов Товарищества собственников жилья «О» от 31.10.2010 по вопросу выведения из эксплуатации мусоропровода в 3-м подъезде жилого дома по адресу г.Санкт-Петербург, Н. пр., д. Х.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: (подпись)