Дело №2-278/11 10 марта 2011года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Хрулевой Т.Е.,
при секретаре Рябинине А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Капланского Э.З. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании права пользования, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании выдать компенсацию,
УСТАНОВИЛ:
Капланский Э.З. обратился в суд с иском к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга, в окончательной форме просил признать за ним право пользования жилой площадью размером 7,5 кв.м в квартире Х дома Х по ул.Б. в Санкт-Петербурге, признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и не ухудшающим свои жилищные условия, обязать выдать компенсацию за 36 кв.м жилой площади по среднерыночным цене в Санкт-Петербурге в размере 2880000руб.
В обоснование иска указал, что является собственником трехкомнатной квартиры Х дома Х по ул.Б. в Санкт-Петербурге, совместно с ним проживают его дочь и зять, между сторонами заключено соглашение, по которому ему выделяется в пользование 7.5 кв.м в жилой комнате площадью 9,1 кв.м. Он неоднократно обращался с заявлениями в Администрацию района, однако, ответчик отзывается удовлетворить его законные требования. Являясь ветераном Великой отечественной войны 1941-1945 годов, считает, что Администрация района обязана улучшить его жилищные условия в соответствии с законом №327-ФЗ и выдать компенсацию на приобретение жилья в пределах 2880000руб.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечен Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга.
Капланский Э.З. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил слушать дело в его отсутствие, направил представителя, который иск поддержал, пояснил, что Капланский Э.З. является собственником с 2002г., до приватизации квартиры между лицами, проживающими в ней, было заключено соглашение, по которому приватизация оформляется на истца с целью сохранения права приватизации за другими лицами, и ему предоставляется в пользование жилая площадь 7,5 кв.м в комнате площадью 9.1 кв.м. Полагал, что передача в его пользование большей площади не возможна. До приватизации квартиры раздел площади не производился, соглашения о разделе оплаты за коммунальные услуги и техническое обслуживание жилья не имеется, вышеназванное соглашение при приватизации не предоставляли. Фактически истец не проживает по указанному адресу с 2002г. Полагал, что органы государственной власти обязаны были самостоятельно зарегистрировать истца и постановить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель Администрации Красногвардейского района в судебное заседание явился, иск не признал, пояснил, что Капланский Э.З. заявление о признании его нуждающимся не подавал, на его письменные заявления были даны ответы, где разъяснено кто, может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Представитель Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга в судебное засдение явился, иск не признал, пояснил, что собственник владеет, пользуется и распоряжается всем имуществом, соглашение было заключено до передачи квартиры в собственность, противоречит законодательству и не может являться доказательством ухудшения жилищных условий. Полагал, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи собственника приходится 18,6 кв.м общей площади, что превышает учетную норму. В части предоставления компенсации на улучшение жилищных условий указал, что в соответствии с Указом Президента РФ №714 «Об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945» производится обеспечение жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ. На территории Санкт-Петербурга меры социальной поддержки предоставляются как в форме безвозмездных субсидий, так и предоставления жилых помещений в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Учитывая, что истец не состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, требование о предоставлении безвозмездной субсидии не подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Капланский Э.З. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы в соответствии со ст.14 закона «О ветеранах», ему выдано удостоверение серии ВВВ № Х от 28.03.2003г. ( л.д.31).
С 22.06.1984г. Капланский Э.З. постоянно зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, ул.Б. д. Х, кв. Х. Совместно с ним зарегистрированы его дочь Г. и зять С.
Согласно характеристики жилой площади и паспорту жилого помещения, указанная квартира является трехкомнатной общей площадью 55,8 кв.м, жилой площадью 39,1 (18,4+ 11,6+9,1) кв.м, комнаты площадью 18,4+11,6 кв.м являются сугубо-смежными, комната площадь.9.1 кв.м является изолированной в ходом из коридора ( л.д.102-103).
14.06.2002г. между Администрацией Красногвардейского района и Капланским Э.З. заключен договор передачи квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ул.Б.. д. Х, кв. Х, в собственность №Х. Как видно из заявления на приватизацию от 14.06.2002г. Г. и Б. дали согласие на передачу квартиры в собственность истцу (л.д.109-113).
Право собственности Капланского Э.З. оформлено в УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 09.07.2002г.( л.д.119).
В соответствии с п.1, п.3 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. от 09.01.2010) установлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Согласно положениям ст.23.2 закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны;
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п.3.1 ст.23.2 закона).
В целях реализации названного Указа Президента РФ в Санкт-Петербурге постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.10.2009г. №1164 «О мерах по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Федеральным законом «Об социальной защите инвалидов в Российской федерации» и Указом Президента №714 от 07.05.2008г.» установлены меры социальной поддержки гражданам, указанным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714, которые предоставляются по выбору ветеранов в форме безвозмездных субсидий или предоставления жилых помещений в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" и Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", по договорам социального найма, в собственность по договору мены или на иных предусмотренных законодательством основаниях (пункт 1.2 Постановления).
Безвозмездные субсидии предоставляются гражданам в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006г. №312. Согласно п.1.1 настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (далее - безвозмездные субсидии) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Анализ вышеназванных положений позволяет сделать вывод, что право на соответствующую социальную поддержку согласно Указу Президента №714 и Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" связано с признанием ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В силу ст.3 Закона Санкт-Петербурга №407-65 от 19.07.2005г. «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах. При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч.2 ст.52ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( часть 4 ст.52 ЖК РФ).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 5 ст.52 ЖК РФ).
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Согласно ч.3 ст.54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Из изложенного следует, что законом предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), вопрос о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решается органом местного самоуправления и только на основании заявления гражданина о принятии на такой учет.
Судом установлено, что семья Капланского Э.З. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга не состоит (л.д.62).
Из объяснений представителя истца следует, что Капланский Э.З. неоднократно обращался в Администрацию района с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и ему было отказано.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств обращения в Администрацию района с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, а судом не добыто. Так, 09.07.2008г. Капланский Э.З. обратился с заявлением с просьбой разъяснить, имеет ли он право на меры социальной поддержки и необходимые для этого документы (л.д.88-89). Ему даны ответы от 14.07.2008г. и от 24.07.2008г.(л.д.80-81). 01.04.2010г. Капланский Э.З. обратился с заявлением с просьбой произвести обмен квартиры на новую и выдать компенсацию в соответствии с законом «О ветеранах» ( л.д.10), по существу заданных вопросов ему дан ответ от 28.04.2010г. ( л.д.27).25.05.2010г. Капланский Э.З. обратился с заявлением о несогласии с ответом от 28.04.2010г., указывая на обращение в Прокуратуру района и суды (л.д.44-45).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Капланский Э.З. в установленном законом порядке с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со всеми необходимыми документами не обращался, отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ему не выдавался, в связи с чем оснований для решения вопроса в судебном порядке о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.
При таких обстоятельствах, требования о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как ветерану Великой отечественной войны не подлежат удовлетворению.
Довод представителя истца о том, что Администрация района должна была без заявления Капланского Э.З. рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и принять на учет, не состоятелен, так как Жилищным кодексом РФ предусмотрен заявительный порядок.
Суд считает, что также не подлежат удовлетворению требования о признании за истцом права пользования жилой площадью 7.5 кв.м и признании Капланского Э.З. не ухудшившим жилищные условия.
Согласно пункту 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного имущества.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, после принятия в собственность квартиры Капланский Э.З. является законным ее владельцем и вправе осуществлять все права собственника, в том числе и право пользования жилым помещением общей площадью 55,8 кв.м.
Принимая во внимание, что право пользования Г. указанной квартирой носит бессрочный характер, лица, проживающие в квартире, имеют равные права пользования, то в целях определения обеспеченности жилой площадью принимается во внимание численность лиц, проживающих в квартире, следовательно, на каждого члена семьи собственника приходится 18, 6 ( 55,8 : 3) кв.м общей площади.
Соглашение, на которое ссылается истец, не может быть принято судом, поскольку как следует из объяснений представителя истца и следует из текста соглашения, оно заключено до передачи квартиры в собственность Капланского Э.З., сведения, указанные в нем о фактической передаче в пользование Капланскому Э.З. части жилой комнаты площадью 9,1 кв.м с технической точки зрения не чем не подтверждены, и принимая условия соглашения, по которому ему в пользование передается часть жилой комнаты, следует прийти к выводу, что истец намеренно ухудшал свои жилищные условия.
Ссылки истца о том, что квартира является фактически двухкомнатной и в силу планировки и морального права истец не имеет права претендовать на пользование в ней в большем размере, носят надуманный характер, не подтверждаются материалами дела.
Но, даже в том случае, если Капланский Э.З. пользуется жилой площадью 7,5 кв.м, как он просит признать за ним в иске, то в общей площади на его долю приходится 10,7 кв.м, что превышает учетную норму.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 56,67, 68, 71, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Капланского Э.З.- отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней через Красногвардейский районный суд.
Судья: (подпись)