2-236/2011



Дело № 2-236/11 10 марта 2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего – судьи Т.Е. Хрулевой,

при секретаре – А.Н. Рябинине,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании обеспечить образовательное учреждение средствами индивидуальной защиты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском ГОУ средняя образовательная школа № Х, указывая на то, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, проведённой в здании школы по адресу: Санкт-Петербург, ул. П., д. Х, на 07.10.2010г. было установлено отсутствие средств индивидуальной защиты органов зрения и дыхания для работников школы, применяемых в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное нарушение влечёт значительное снижение уровня защищённости школы при чрезвычайной ситуации, что создаёт угрозу безопасности людей. В связи с чем прокурор просит обязать в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ) - противогазами в количестве 69 штук образовательное учреждение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. П., д. Х,

В ходе рассмотрения дела произведена замена ответчика ГОУ средняя образовательная школа № Х на Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Представитель прокурора в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указывала на то, что ГОУ средняя образовательная школа № Х получает из бюджета Санкт-Петербурга средства согласно нормативно-подушевому финансированию. Расходование финансовых средств осуществляется руководителем образовательного учреждения самостоятельно. Бюджетом Санкт-Петербурга целевого выделения средств на приобретение СИЗ в 2010г. и 2011г. в ведомственной структуре расходов бюджета Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга для государственных образовательных учреждений не предусмотрено. Ссылалась на п. 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 217 от 28.03.2008г., согласно которому руководители образовательных учреждений вправе самостоятельно приобретать СИЗ.

Представитель третьего лица ГОУ средняя образовательная школа № Х в судебное заседание явился, полагал иск подлежащим удовлетворению, указал, что СИЗ в школе не имеется, сведения о необходимости обеспечения ежегодно передаются в отдел образования Администрации района.

Представитель третьего лица ОГПН по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте слушания дела. Ранее давал пояснения, согласно которым в учреждениях должны содержаться СИЗ, их отсутствие создаёт угрозу безопасности жизни людей. Дело рассмотрено по ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ОГПН по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьего лица, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 1149 от 03.10.1998г., к особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998г. «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Статьёй 8 указанного закона предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно ст. 6 Постановления Правительства РФ № 379 от 27.04.2000г. «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; создают и содержат запасы, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

В соответствии со ст. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого Приказом МЧС РФ № 993 от 21.12.2005г., обеспечение СИЗ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами на территории г. Санкт-Петербурга разработан Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при накоплении, хранении и использовании запасов средств индивидуальной защиты гражданской обороны для населения Санкт-Петербурга, утверждённый Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 217 от 28.02.2008г.

Согласно п.2.4 Порядка «Обеспечению СИЗ за счет средств бюджета Санкт-Петербурга подлежат работники организаций», под которыми в целях указанного порядка понимаются работники подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга государственных учреждений и государственных унитарных предприятий.

В силу п.2.5 Порядка «Обеспечение СИЗ осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга - работников этих органов, работников организаций».

В соответствии с п. 3.7.44 Положения «Об администрациях районов Санкт-Петербурга», утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, на районные администрации возложена обязанность осуществлять обеспечение средствами индивидуальной защиты работников Администрации, работников ГУП и ГУ, определять количество и места расположения временных пунктов выдачи средств индивидуальной защиты населению района.

Уставом ГОУ средняя образовательная школа № Х, установлено, что школа является государственным образовательным учреждением, финансируемым из бюджета г. Санкт-Петербурга, его учредителем является г. Санкт-Петербург в лице исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Таким образом, на Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга, как на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возложена обязанность по обеспечению СИЗ работников ГОУ средняя образовательная школа № Х.

Постановлением Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности от 15.02.2011г. №27-р в номенклатуру средств индивидуальной защиты гражданской обороны для населения Санкт-Петербурга включены противогазы гражданские.

Как следует из материалов дела, объяснений истца, представителя третьего лица и не оспаривается ответчиком в ГОУ средняя образовательная школа № Х работает 69 сотрудников, для которых средства индивидуальной защиты органов зрения и дыхания, применяемые в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, отсутствуют.

Ссылки представителя Администрации на то, что бюджетом Санкт-Петербурга целевого выделения средств на приобретение СИЗ в 2010г. и 2011г. в структуре расходов бюджета Администрации района для государственных учреждений не предусмотрено и в такой ситуации образовательные учреждения вправе самостоятельно расходовать полученные бюджетные средства и приобретать СИЗ, суд считает не состоятельными, поскольку обязанность по обеспечению СИЗ работников бюджетных организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти, возложена именно на данные органы исполнительной власти, которые во исполнение указанной обязанности при составлении проекта бюджета обязаны прогнозировать и закладывать расходы на СИЗ. Самостоятельной обязанности по обеспечению СИЗ бюджетными учреждениями (школами) законом не предусмотрено, а расходование на приобретение СИЗ выделенных данным учреждениям бюджетных средств (по смете) не отвечает принципам бюджетной системы Российской Федерации, установленным в ст. 28 БК РФ, а именно принципам результативности и эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Перераспределение же средств государственными учреждениями является правом, а не обязанностью, и не может ставиться в зависимость от неисполнения обязанностей органом государственной власти. Более того, ответчиком не представлено доказательств доводов об отсутствии финансирования.

При этом суд учитывает, что запасы СИЗ, созданные за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, являются собственностью Санкт-Петербурга (п.3.4 Порядка), порядок хранения СИЗ осуществляется, в том числе в специализированных складских помещениях исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, организаций, а в случае их отсутствия по договору с другими предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, средства индивидуальной защиты требуют технического обслуживания, что влечет постоянный контроль за созданием, хранением и использованием запасов и целевое финансирование.

Исходя из изложенного, Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга обязана устранить допущенные нарушения законодательства в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

При этом суд учитывает, что выполнение требований законодательства в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций является обязательным для ответчика и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия средств в ведомственной структуре администрации района в бюджете Санкт-Петербурга на 2010 и 2011годы.

Поскольку законом была предусмотрена обязанность по обеспечению СИЗ, то срок указный прокурором суд считает разумным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию пошлина в размере 2000 руб., от уплаты которой прокурор при подаче иска был освобожден.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 56, 67, 68, 71, 103, 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга в срок до 90 суток с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить средствами индивидуальной защиты - противогазами в количестве 69 штук ГОУ средняя образовательная школа № Х, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, ул. П., д. Х.

Взыскать с Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга пошлину в доход государства в размере 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)