2-2261/2011



Дело № 2-2261/11 27 апреля 2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Т.Е. Хрулевой,

при секретаре А.Н. Рябинине,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Г.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,

УСТАНОВИЛ:

08.04.2011г. Николаева Г.А. обратилась суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтённых на индивидуальном лицевом счёте, её сына Н, умершего 05.07.2010г., по тем основаниям, что она не знала о наличии пенсионных накоплений, находилась в болезненном состоянии после смерти сына.

В судебное заседание Николаева Г.А. явилась, заявление поддержала.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.

Третье лицо – Николаева Е.Н., супруга умершего, в судебное заседание явилась, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что между сторонами отсутствуют конфликтные отношения, пенсионное свидетельство находилось в нее в связи с оформлением пенсии по случаю потери кормильца.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьего лица, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

05.07.2010г. умер Н. (л.д. 6).

Н. является застрахованным в системе государственного пенсионного страхования, на его индивидуальном лицевом счёте имеются денежные средства пенсионных накоплений (л.д. 10).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 03.11.2007г. № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта» и в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 38 Федерального Закона № 111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансировании накопительной части трудовой пенсии в РФ», выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплаты в Пенсионный фонд РФ в течении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

При этом срок обращения за выплатой правопреемником умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.

В ходе рассмотрения дела установлено, что при жизни Н. в органы Пенсионного фонда с заявлением, определяющим лиц, которым следует выплачивать средства пенсионных накоплений, не обращался.

Николаева Г.А. является матерью умершего и согласно указанным выше Правилам относится к правопреемникам умершего (л.д. 8).

Из объяснений сторон следует, что в шестимесячный срок для обращения правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений Н. в УПФ по Красногвардейскому району не обращалась.

Установленный законом срок истёк 05.02.2011г.

Как следует из разъяснений, данных в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2008г.» восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц обуславливается наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Из объяснений Николаевой Г.А. данных при рассмотрении дела следует, что она не знала о пенсионных накоплениях, о сроке обращения за выплатами, не имела страхового свидетельства для подачи заявления, в связи со смертью сына находилась в болезненном состоянии.

Согласно справки о регистрации, совместно с Николаевой Г.А. по адресу: Санкт-Петербург, ул.Л зарегистрирован Н.

Из объяснений истицы следует, что ей было известно о том, что Н. из Пенсионного фонда по данному адресу приходили письма, содержащие сведения о пенсионных накоплениях.

При таких обстоятельствах довод о том, что истица не знала о пенсионных накоплениях Николаева Д.А., является не состоятельным.

Ссылки на то, что органы Пенсионного фонда РФ не известили своевременно о наличии средств пенсионных накоплений суд принять не может, поскольку в силу вышеназванных Правил предусмотрена обязанность территориальных органов ПФ РФ извещения правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица только при наличии заявления умершего о распределении средств пенсионных накоплений, а так как Н. с таким заявлением при жизни не обращался, то у ответчика не возникло обязанности по извещению правопреемников умершего Н.

В ходе рассмотрения дела нашел подтверждение тот факт, что пенсионное свидетельство находилось у супруги умершего Николаевой Е.Н., которая оформляла пенсию по случаю потери кормильца. Вместе с тем, судом не установлено, что между сторонами имелись конфликтные отношения, препятствующие получению документов или сведений о номере лицевого счета. Более того, истца была вправе подать заявление о выплате пенсионных накоплений без предоставления указанного свидетельства.

Доводы Николаевой Г.А. о том, что она не знала о необходимости обращения в органы Пенсионного фонда в шестимесячный срок, суд находит не убедительными, поскольку в силу ч. 3 ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, а незнание закона не освобождает обязанностей, установленных данным законом, и не предполагает восстановление прав.

Из объяснений истицы следует, что в стационарных лечебных учреждениях в период с 05.07.2010г. по 08.04.2011г. не находилась, за помощью к врачам не обращалась.

При таких условиях невозможно прийти к выводу, что имелись исключительные обстоятельства, препятствующие подаче заявления в органы Пенсионного фонда РФ за получением средств пенсионных накоплений. Более того, как видно из справки нотариуса Солдатенко Л.Г., 03.11.2010г. Николаева Г.А. отказалась от принятия наследства ( л.д.12), то есть совершала юридически значимые действия.

Таким образом, Николаевой Г.А. не представлено допустимых и необходимых доказательств, свидетельствующих о том, что в срок до 05.02.2011г. она не могла обратиться в органы Пенсионного фонда с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений Н. и имеются уважительные причины для восстановления срока для подачи заявления о выплате средств пенсионных накоплений.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Николаевой Г.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений после умершего Н. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)