2-1048/2011



Дело №2-1048/11 12 мая 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Хрулевой Т.Е.,

при секретаре Рябинине А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Агафоновой Т.А. о признании отказа Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга незаконным, обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в содействии в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

10.12.2010 г. Агафонова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании отказа Администрации Красногвардейского района от 13.09.2010 г. незаконным и обязании поставить ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование заявления указала, что 13.09.2010 г. она получила ответ Администрации Красногвардейского района, согласно которому оснований для приема на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имеется. По вине Администрации Красногвардейского района длительное время в период с 31.08.2009г. по 29.04.2010г. оформлялся договор социального найма на занимаемое жилое помещение. Считает, что если б договор социального найма был своевременно оформлен, то она бы имела возможность встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, проживающее в коммунальной квартире. Кроме того, ссылалась на ст.5 Закона «О целевой программе Санкт-Петербурга «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания».

16.03.2011г. заявительница изменила требования и просила признать незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и обязать Администрации Красногвардейского района принять заявительницу на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, ссылаясь на виновные действия администрации по изданию распоряжения о предоставлении жилого помещения и заключения договора социального найма, на отказ в принятии документов 21.05.2010 в многофункциональном центре.

Агафонова Т.А. в судебное заседание явилась, заявление поддержала, пояснила, что прием на учет в качестве нуждающихся осуществлялся в многофункциональном центре по предоставлению государственных услуг, куда она обращалась за консультацией, а также обращалась 21.05.2010г. с целью подачи заявления для приема на учет в качестве нуждающихся, заявление не сохранилось, документы не были приняты, в письменной форме в Администрацию района не обращалась. Полагала, что вследствие действий ответчика длительное время оформлявших договор социального найма, она не смогла своевременно подать заявление и встать на учет. Кроме того, указала, что с 21.05.2010г. вынужденно отсутствовала в Санкт-Петербурге, выезжала к престарелой матери. Прибыла в Санкт- Петербург 10.07.2010г., а затем обратилась в многофункциональный центр.

Представитель заявительницы не явился, извещен о времени рассмотрения дела, ранее давал пояснения, что лица, проживающие в коммунальных квартирах принимались на учет в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий независимо от размера общей площади, приходящийся на них согласно ст. 3 Закона Санкт-Петербурга №409-61.

Представитель Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, считал заявление не подлежащим удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга №310-р от 24.12.2008г. Агафоновой Т.А. была предоставлена комната площадью 12,8 кв.м в общежитии по адресу: Санкт-Петербург. ул.С., 16.03.2009г. с Агафоновой Т.А. заключен договор найма на период работы в ГСУСО «ПНИ-10» ( л.д.52-56).

20.05.2009г. Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга принято распоряжение №353-р об исключении жилых помещений в общежитии из состава специализированного фонда и включении их в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга ( л.д.62).

20.10.2009г. распоряжением Администрации Красногвардейского района №831-р жилые помещения включены в печень жилых помещений, находящихся в государственной собственности ( л.д.59-60).

27.01.2010г. произведена государственная регистрация права Санкт-Петербурга на указанные в распоряжении жилые помещения, в том числе в квартире по ул.С. в Санкт-Петербурге, о чем направлено сообщение ( л.д.58).

Распоряжением Администрации Красногвардейского района от 05.04.2010г. №208-р Агафоновой Т.А. предоставлена жилая комната площадью 12,8 кв.м в квартире по ул.С. в Санкт-Петербурге (л.д.18).

21.04.2010г. между Агафоновой Т.А. и ГУ «Жилищное агентство Красногвардейского района» заключен договор социального найма на указанную комнату ( л.д.15-17).

Как указала заявительница, она его получила 29.04.2010г.

Агафонова Т.А. 13.05.2010г. перерегистрирована постоянно по адресу: Санкт-Петербург, ул.С., в связи с заключением договора социального найма на комнату площадью 12,8кв.м в пятнадцатикомнатной коммунальной квартире ( л.д.14).

Законом Санкт-Петербурга от 12.12.2005г. утверждена Целевая программа Санкт-Петербурга «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения», согласно ст.3 которой до принятии закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010г. №373-96, под участниками программы понимались одинокие граждане, признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, являющиеся работниками бюджетной сферы не менее пяти лет и имеющие финансовую возможность единовременной оплаты не менее 30 процентов от стоимости приобретаемого жилого помещения.

Как следует из ч.2 и ч.3 ст.5 указанного Закона право на получение государственного содействия в строительстве, реконструкции или приобретении жилья в рамках Программы может быть использовано только один раз, после чего участники Программы подлежат снятию в установленном порядке с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо с учета в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий. Порядок отбора участников Программы с учетом даты постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

Таким образом, для участия в Программе лицо, должно быть принято на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо принято на учет в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Как видно из материалов дела, 23.07.2010г. Агафонова Т.А. обратилась с письменными заявлениями о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( л.д.25-267) и заявлением о принятии на учет, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме для работников бюджетной сферы или расселения коммуналок ( л.д.28-29).

Решением жилищной комиссии от 09.09.2010г. рекомендовано отказать в приеме на учет ( л.д.24).

13.09.2010г. направлен отказ Агафоновой Т.А. в приеме на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и указано, что в случае включения коммунальной квартиры в перечень квартир подлежащих расселению в соответствии с программой «Расселение коммунальных квартир», граждане могут быть приняты на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий ( л.д.22-23).

Как видно из измененного заявления от 16.03.2010г., Агафонова Т.А. просила признать незаконным отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию Красногвардейского района принять заявительницу на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, ссылаясь на виновные действия Администрации по нарушению сроков издания распоряжения о предоставлении жилого помещения и заключения договора социального найма. Кроме того указывала, что 21.05.2010г. обращалась в многофункциональный центр с целью подачи документов для принятии на учет и ей было отказано.

Принятие на учет в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий производится на основании Закона Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» №409-61 от 28.07.2004г.

В соответствии со ст.1 Закона Санкт-Петербурга №409-61 от 28.07.2004г. под содействием Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан (далее - содействие в улучшении жилищных условий) в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается использование имеющихся в распоряжении Санкт-Петербурга финансовых и материальных ресурсов при обеспечении граждан жилыми помещениями, за исключением предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда, а также мер по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище при реализации федеральных целевых программ. Содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга. Указанный учет ведется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган).

Согласно ст. 3 указанного закона, в редакции до вступления в силу закона Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 408-91, а именно до 18.07.2010г., граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире).

Довод представителя Администрации района о том, что к правоотношениям лица, проживающего в коммунальной квартире, применяется учетный норматив, не обоснован, поскольку положения подпункта 3 ч.1 ст.3 в редакции до вступления в силу закона Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 408-91, не предусматривало применение учетного норматива.

Согласно ст.9 Закона Санкт-Петербург №409-61 учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее - жилищный учет) ведется уполномоченным органом по месту жительства граждан, нуждающихся в содействии. Порядок ведения жилищного учета и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении жилищного учета устанавливается Правительством Санкт-Петербурга. Жилищный учет граждан ведется отдельно от учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Принятие граждан на жилищный учет не влечет снятие их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст.10 указанного закона для принятия на жилищный учет граждане представляют в уполномоченный орган заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, а также документы, в соответствии с которыми удостоверяется личность, место жительства и гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; устанавливается срок проживания заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет; устанавливается жилищная обеспеченность; устанавливается техническое состояние жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение); устанавливаются иные сведения, необходимые для принятия граждан на жилищный учет в соответствии с основаниями признания их нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий.

Согласно ч.2 ст.10 Закона при отсутствии или неполноте сведений, необходимых для принятия граждан на жилищный учет в соответствии с основаниями признания их нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, уполномоченный орган обязан письменно указать заявителю на недостаточность комплекта представленных документов. При непредставлении полного комплекта документов в течение тридцати рабочих дней со дня получения такого указания заявление остается без рассмотрения.

Распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 24.11.2005 N 112-р утверждена форма заявления о приеме на учет в содействии в улучшении жилищных условий ( приложение №1) и перечень документов, подлежащих рассмотрению при принятии на жилищный учет, согласно которому необходимыми являются: заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи; паспорта или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи (оригиналы и ксерокопии); документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства (оригиналы и ксерокопии); документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (справки по Ф-7 и Ф-9 и иные документы); документы, содержащие сведения о жилищной обеспеченности (справка Главного управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении всех членов семьи, включая несовершеннолетних детей); документы, подтверждающие наличие льгот для лиц, имеющих льготы (оригиналы и ксерокопии льготных удостоверений, в том числе справки об инвалидности); документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение); иные документы, необходимые для принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий ( приложение №2 ). Опубликовано в «Санкт-Петербургских ведомостях» 04.05.2006г.

Из изложенного следует, что вопрос о принятии на учет в содействии в улучшении жилищных условий разрешается на основании письменного заявления, текст которого опубликован, а при отсутствии и неполноте сведений (документов) уполномоченный оран предоставляет срок для предоставления сведений (документов). При этом в перечень необходимых документов не входит договор социального найма как обязательный документ. В связи с этим могут быть представлены иные документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (справки по Ф-7 и Ф-9 и иные документы).

Таким образом, доводы истицы о том, что для подачи заявления о приеме на учет в содействии необходимо было предоставить договор социального найма, не состоятельны, а следовательно, ссылки на виновные действия при оформлении распоряжения и договора социального найма также не могут быть приняты судом.

Кроме того суд учитывает, что Администрацией района совершались действия по включению жилых помещений в государственную собственность, по оформлению права собственности Санкт-Петербурга на данное помещение, и только после получения документов из УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подлежали оформлению распоряжения о признании нанимателем и заключении договоров социального найма.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ заявительница обязана доказать факт обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Допустимых и необходимых доказательств того, что Агафонова Т.А. обращалась до внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга №409-61 с заявлением о принятии ее на учет в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий не представлено.

Как пояснила заявительница, 21.05.2010г. она обращалась в Многофункциональный центр с целью подачи документов для принятия ее на учет, само заявление с которым она обращалась для постановки на учет не сохранилось, отказ в принятии документов не оспаривала, почтой заявления не направляла.

По ходатайству заявительницы судом направлялся запрос в многофункциональный центр с целью установления причины обращения. Согласно ответу сведений по данным электронной базы не имеется, работник, обслуживающий по талону №32 от 21.05.2010г. находится по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Как показала свидетель «П.», знакомая заявительницы, она присутствовала в многофункциональном центре 21.05.2010г., сидела недалеко и слышала, как сотрудник отказывалась принимать документы. Также она была вместе с Агафоновой Т.А. 17.03.2010г. в центре с целью получения перечня документов необходимых для постановки на учет.

Оценивая показания свидетеля, суд не может с достоверностью установить подавалось ли письменное заявление Агафоновой Т.А. для постановки на учет в содействии, поскольку свидетель не показал о том, что видел именно заявление о постановке на учет в содействии, а не другое заявление, само же заявление не сохранилось.

При таких обстоятельствах нельзя прийти к выводу о том, что 21.05.2010г. Агафонова Т.А. обращалась с заявлением о приеме ее на учет в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Других сведений о подаче письменных заявлений о приеме на учет в содействии в улучшении жилищных условий в Администрацию района или многофункциональный центр Агафоновой Т.А. до 23.07.2010г. не имеется.

Принимая во внимание, что Агафонова Т.А. подала заявление в Многофункциональный центр 21.07.2010г, входящий номер Администрации района от 23.07.2010, то рассмотрение заявления производилось в соответствии с действующими положениями Закона Санкт-Петербурга №409-61 на дату подачи заявления, согласно подпункту 3 ч.1 ст.3 которого граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге".

Поскольку данных о включении квартиры заявительницы в Перечень квартир, подлежащих расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» не имелось, то оснований для принятия на учет не имелось и заявительнице разъяснено на ее право на принятие на учет в содействии в улучшении жилищных условий в случае принятии решения в включении квартиры в Перечень квартир, подлежащих расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге».

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Учитывая, что права на принятие ее на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий не имеется, то отсутствуют основания считать, что отказом от 13.09.2010г. нарушены права Агафоновой Т.А.

Кроме того, в силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Уточненное заявление подано 16.03.2011г.,то есть по истечении трехмесячного срока для оспаривания отказа в постановке на учет в содействии Санкт-Петербурга, который истек 13.12.2010г.

Если имеет место факт пропуска без уважительных причин срока обращения в суд, судья принимает решение об отказе в удовлетворении заявления. Аналогичным образом решается данный вопрос и в ходе разбирательства дела по существу. Признав причины пропуска срока обращения в суд неуважительными, суд также отказывает в удовлетворении заявления. При этом в мотивировочной части судебного решения указывается только на установление судом данных обстоятельств (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).

Отношения, связанные с обжалованием решений и действий государственных органов, возникают из публичных правоотношений, а поэтому последствия несоблюдения данных сроков применяются независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Как видно из материалов дела, истица 10.12.2010г. обращается в суд с обжалованием отказа в приеме на учет в качестве нуждающейся в жилых помещений, участвует в подготовке к разбирательству по существу, подает заявление. При таких обстоятельствах истица совершает юридически значимые действий, уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с измененным заявлением не имелось.

На основании вышеизложенного в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Красногвардейского района принять заявительницу на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56. 67,71,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Агафоновой Т.А. о признании незаконным отказа Администрации Красногвардейского района от 13 сентября 2010года в постановке на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Красногвардейского района принять заявительницу на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий -отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья (подпись)