2-389/2011



Дело № 2- 389 31 мая 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кузьминой О.В.

при секретаре Яковлевой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапшиной А. А., Ждановой Е. В., Михайлова В. М., Азарова Г. И., Калюжина Ю. П. к Товариществу Собственников жилья «П» о признании деятельности незаконной, признании незаконным платежного документа, прекращении деятельности товарищества собственников жилья, обязании передать документацию управляющей организации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Лапшина А.А., Жданова Е.В., Михайлов В.М., Азаров Г.И., Калюжин Ю.П. обратились в суд с иском к ТСЖ «П» о признании незаконной деятельности ТСЖ, признании незаконным платежного документа, прекращении деятельности товарищества собственников жилья, обязании передать документацию управляющей организации, ссылаясь на то, что они являются жителями домов, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, П. проспект. В соответствии со Свидетельством о внесении изменений в ЕГРЮЛ от 13.02.2006 года к ТСЖ «П», расположенному по адресу: Санкт-Петербург, П. проспект, было присоединено общее имущество собственников жилья другого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург. П. проспект. Истцы ссылаются, что с момента присоединения в январе 2006 года правление ТСЖ «П» без заключения договоров стало направлять в их адрес платежный документ об оплате коммунальных и других услуг незаконного образца, а именно: платежный документ не имеет названия; на платежном документе отсутствуют какие-либо защитные элементы от подделки; отсутствуют штрих-код и номер лицевого счета; платежный документ напечатан на половине простого стандартного листа формата А-4 не типрографским способом. Также истцы указывают, что в нарушение п. 11 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года в платежный документ незаконно внесены следующие платежи: содержание территории и уборка лестниц; вывоз и утилизация твердых бытовых отходов; коллективное освещение; текущий ремонт; административно-хозяйственные расходы, которые в соответствии с п.11 вышеуказанного Постановления правительства РФ должны быть включены в одну строку под названием «Содержание общего имущества». Истцы указывают, что правление ТСЖ превысило свои полномочия по обеспечению паспортно-визового режима, поскольку в силу Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями на 22.12.2004 года) паспортно-визовую службу могут осуществлять: Жилищно-эксплуатационные организации государственного и муниципального жилищного фондов; Жилищно-строительные и жилищные кооперативы; Гостиницы, кемпинги, туристические базы, санатории, дома отдыха, пансионаты, больницы, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницы-приюты и другие учреждения социального назначения; Акционерные общества и другие некоммерческие организации; Другие государственные и муниципальные организации и учреждения, имеющие жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Поскольку Товарищество собственников жилья указанным выше списком не предусмотрено, то оно не вправе заниматься паспортно-визовой службой, и получать за данный вид услуг денежные средства с каждого проживающего в домах ТСЖ «П» по 20 рублей ежемесячно. Также истцы указывают, что с момента вступления в силу Дополнений № 220 от 28.03.2008 года к Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» в соответствии с п.4 ТСЖ получило право вводить в состав управления должностное лицо, ответственное за регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства, которое занимает постоянно или временно должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю над соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Назначение вышеуказанного должностного лица и Инструкция по его деятельности должны быть согласованы с территориальными органами Федеральной Миграционной Службы и с Органами Внутренних дел. Данная должность должна входить в состав административно-хозяйственного персонала ТСЖ, а не быть отдельной службой ТСЖ, как это указано в платежном документе. Данный вид деятельности отнесен к Государственной службе, заниматься которой ТСЖ не имеет права; также ТСЖ не вправе заниматься выдачей виз, поскольку это отнесено к компетенции Отделов Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Следовательно, ТСЖ «П» с сентября 2004 года по настоящее время незаконно имеет в своем составе паспортно-визовую служу и незаконно взимает плату за ее содержание. В платежном документе указан платеж по банковскому обслуживанию в размере 3% от общей суммы, что является незаконным, т.к. возмещении указанных расходов возлагается на юридическое лицо, а не на физических лиц; кроме того, банк «П» получает в настоящее время за обслуживание 1,5% от общей суммы платежей юридического лица и реальный объем обслуживания завышен ТСЖ «П» в два раза. Правление ТСЖ «П» нарушает права собственников, поскольку не имеет права на управление общим имуществом и обязывает своими требованиями уплачивать суммы, незаконно завышенные и искаженные в нарушение Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года. ТСЖ «П», созданное в марте 2004 года, незаконно с марта 2006 года осуществляет управление общим имуществом собственников жилья по П. проспекту в Санкт-Петербурге, так как нарушает следующие нормативные акты: Решение ЖК Правительства Санкт-Петербурга № 21-р от 01.03.2005 года «Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций» (в редакции Распоряжения ЖК Санкт-Петербурга № 46-р от 30.05.2005 года) в части того, что ТСЖ «П» было обязано получить от предыдущей управляющей компании техническую и бухгалтерскую документацию на многоквартирный дом, достаточную для определения границ эксплуатационной ответственности по акту приема-передачи в соответствии с типовой межведомственной формой № ОС-1а, подписанный уполномоченными представителями предыдущей компании, вновь назначенной управляющей компании, представителями ГУ ЖА и Администрации Красногвардейского района, а также собственников общего имущества, уполномоченных общим собранием; направить уведомления собственникам общего имущества о приеме многоквартирного дома по П. проспекту в Санкт-Петербурге в управление; уведомить соответствующие государственные органы (Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга, ГУ ЖА Красногвардейского района Санкт-Петербурга о принятии многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, П. проспект в управление. Только после совершения вышеуказанных действий и получения вышеуказанных документов, уведомив собственников в соответствии с п.6 Решения ЖК Правительства Санкт-Петербурга № 21-р от 01.03.2005 года ТСЖ получает право заниматься управлением многоквартирного дома и несет ответственность за обеспечение надлежащей технической эксплуатации сетей многоквартирного дома; получает право на заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и потребителями этих услуг, то есть собственниками жилых помещений. После этого на основании заключенных договоров с каждым собственником общего имущества и жилых помещений ТСЖ вправе выставлять платежный документ на оплату коммунальных услуг жителям дома. В связи с нарушением положений Решения ЖК Правительства Санкт-Петербурга № 21-р от 01.03.2005 года, деятельность ТСЖ «П» является незаконной. ТСЖ «П» нарушило Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 года «Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда в РФ», согласно которому в управляющей организации должны быть документы, необходимые для управления многоквартирным домом, а именно: план участка в масштабе 1:100 и 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приема жилых домов от строительной организации; акты технического состояния жилого дома на передачу жилого фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и др.; паспорт котельного хозяйства; паспорт на каждый жилой дом, квартиру, земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления. ТСЖ «П» нарушило Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт общего имущества…», в соответствии с п.п. 3, 11, 24, 26 которого в ТСЖ «П» должны быть документы, необходимые для управления многоквартирным домом, а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки, состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих, несущих, не несущих конструкций многоквартирного дома); объектов, расположенных на земельном участке и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; инструкция по эксплуатации многоквартирного дома; копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению земельного кадастра; выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также перечень других документов, необходимых для управления многоквартирным домом; заверенная копия градостроительного плана земельного участка; документы, указывающие на наличие сервитута или иных обременений; проектная документация на многоквартирный дом. Поскольку указанный пакет документов у ТСЖ «П» отсутствует, деятельность ТСЖ является незаконной. Также истцы просят прекратить деятельность ТСЖ «П» и обязать ТСЖ «П» передать документацию другой управляющей компании.

Истцы Лапшина А.А., Жданова Е.В., Михайлов В.М., Азаров Г.И., Калюжин Ю.П. в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ТСЖ «П» в судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал.

Представитель третьего лица МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований суду не представил.

Выслушав истцов Лапшину А.А., Жданову Е.В., Михайлова В.М., Азарова Г.И., Калюжина Ю.П., изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как усматривается из представленных суду материалов, Лапшина А.А. проживает по П. проспекту в Санкт-Петербурге, Жданова Е.В. проживает по П. проспекту в Санкт-Петербурге, Михайлов В.М. проживает по П. проспекту в Санкт-Петербурге, Азаров Г.И. проживает по П. проспекту в Санкт-Петербурге, Калюжин Ю.П. проживает по П. проспекту в Санкт-Петербурге.

Согласно Уставу ТСЖ «П», принятому 26.01.2006 года, Товарищество собственников жилья создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, П. проспект.

ТСЖ «П» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 01.12.2004 года, что подтверждается Выпиской от 23.03.2011 года (том 6 л.д. 157-162). Изначально ТСЖ «П» было создано в корпусе, а в затем состоялось присоединение корпусов.

В дальнейшем собственники помещений по П. проспекту в Санкт-Петербурге изменили способ управления домом, и вышли из состава ТСЖ «П», создав собственный ТСЖ «Д».

Законность создания ТСЖ «П», законность его государственной регистрации в ЕГРЮЛ, законность Устава ТСЖ «П», а также присоединения к ТСЖ корпуса, подтверждается вступившими в законную силу решениями Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 02.11.2010 года по делу № 2-3200/10, от 24.05.2010 года по делу № 2-153/10 (том 5 л.д. 47-55) и определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19.07.2010 года (том 5 л.д. 56-59).

В силу ст. 39 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из представленных суду материалов, ТСЖ «П» при осуществлении деятельности выполняет требования действующего законодательства, исполняет предписания государственных органов в случае выявления нарушений. Таким образом, суд приходит к выводу, что в случае установления со стороны ТСЖ «П» каких-либо нарушений в части оформления документации, истцы не лишены возможности обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти.

Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, Акт приема-передачи в соответствии с типовой формой № ОС-1а в ТСЖ «П» отсутствует, так как на момент принятия собственниками помещений корпуса по П. проспекту в Санкт-Петербурге решения о выборе способа управления многоквартирным домом в форме ТСЖ, управляющей компании, обслуживающей данный дом не существовало. На общем собрании 14.01.2006 года собственники помещений корпуса по П. проспекту приняли решение о присоединении к уже существующему ТСЖ «П».

В ходе судебного разбирательства также установлено, что в ТСЖ «П» имеются технические паспорта на корпуса по П. проспекту в Санкт-Петербурге, договоры на обслуживание и предоставление коммунальных услуг, сети внутридомовых сетей и так далее, в связи с чем, доводы истцов об отсутствии указанных документов являются несостоятельными.

Доводы истцов в части того, что не были направлены уведомления о передаче многоквартирного дома в управление другой управляющей организации в уполномоченные органы также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в силу п. 4 Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 N 21-р (ред. от 30.05.2005) "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций» после приема заявления организация, осуществлявшая управление и техническое обслуживание многоквартирного дома, в 10-дневный срок: передает уполномоченной собственниками управляющей организации техническую и бухгалтерскую документацию на многоквартирный дом, достаточную для определения границ эксплуатационной ответственности по акту приемки-передачи в соответствии с типовой межведомственной формой N ОС-1а; направляет уведомления о передаче многоквартирного дома в управление уполномоченной собственниками управляющей организации, по форме в соответствии с приложением 2 в соответствующую администрацию района Санкт-Петербурга, районное агентство Комитета по управлению городским имуществом, районное жилищное агентство.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязанность уведомлять уполномоченный орган исполнительной власти о смене управляющей организации, лежит на управляющей организации, полномочия которой по управлению домом прекращены. ТСЖ «П» такой управляющей организацией не являлось.

Требования истцов в части незаконности создания в ТСЖ паспортно-визовой службы также удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям. Согласно Постановлению правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года, утвердившему Перечень должностных лиц, ответственных за регистрации, к ним относятся: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов; уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Таким образом, доводы о незаконности создания в ТСЖ паспортно-визовой службы также являются несостоятельными.

Оформление инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, копии градостроительного плана земельного участка, документов, указывающих на наличие сервитута или иных обременений, проектной документации, согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, не требуется, поскольку корпуса по П. проспекту в Санкт-Петербурге были введены в эксплуатацию до 01.07.2007 года.

Доводы истцов в части незаконности платежного документа удовлетворению не подлежат, поскольку указанная форма платежного документа была установлена ОАО «Б», обслуживающим ТСЖ «П». В выставляемых для оплаты счетах, имеются все необходимые реквизиты, форма платежного документа соответствует форме, документа, утвержденной Распоряжением Жилищного Комитета Правительства Санкт-Петербурга № 101-р от 02.10.2006 года. Кроме того, сам факт отсутствия на платежном документе его названия, штрих-кода и т.д. не может служить основанием для признания его незаконным. Указанный документ не порождает для истцов никаких прав и обязанностей, поскольку оплата жилья и коммунальных услуг возложена на граждан в силу действующего законодательства, а не в силу выставляемого платежного требования. Также, отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, суд учитывает, что указанный платежный документ не подлежит оспариванию в порядке Главы 25 ГПК РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы не выполняют своих обязанностей по оплате коммунальных услуг и эксплуатационных расходов, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 09.06.2009 года по делу № 2-2167/09 о взыскании с Азарова Г.И. задолженности в размере 115535 рублей; от 06.12.2010 года по делу № 2-4797/10 о взыскании с Михайлова В.М. задолженности в размере 59946 рублей 57 копеек; решением мирового судьи Судебного участка № 93 от 18.12.2008 года (том 5 л.д. 41-45) о взыскании с Лапшиной А.А. задолженности в размере 71272 рублей 19 копеек. Данный факт свидетельствует о том, что заявленные истцами требования о признании платежного документа незаконным направлены на избежание гражданской ответственности по уплате взысканной судом задолженности. Также в судебном заседании истцы подтвердили, что в настоящее время оплата коммунальных платежей ими также не производится.

Доказательств незаконности деятельности ТСЖ «П» истцы суду не представили, в связи с чем отсутствуют основания для прекращения деятельности ТСЖ и обязания передать документацию другой управляющей компании.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцами Лапшиной А.А., Ждановой Е.В., Михайловым В.М., Азаровым Г.И., Калюжиным Ю.П. в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств, которые могли бы служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований и заявленные требования подлежат отклонению в полном объеме.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 137, 145 ЖК РФ ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лапшиной А. А., Ждановой Е. В., Михайлову В. М., Азарову Г. И., Калюжину Ю. П. к Товариществу Собственников жилья «П» о признании деятельности незаконной, признании незаконным платежного документа, прекращении деятельности товарищества собственников жилья, обязании передать документацию управляющей организации – отказать.

Взыскать с Лапшиной А. А., Ждановой Е. В., Михайлова В. М., Азарова Г. И., Калюжина Ю. П. солидарно в пользу Товарищества Собственников жилья «П» в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя 18000 (Восемнадцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья (подпись)