2-1528/2011



Дело № 2-1528 31 мая 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кузьминой О.В.

при секретаре Яковлевой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного Прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Б» завод железобетонных изделий об обязании устранить нарушения действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Б, завод ЖБИ об обязании устранить нарушения действующего законодательства, ссылаясь на то, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требования водного законодательства в деятельности ОАО «Б» завод ЖБИ, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Э. В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, Водного кодекса РФ, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. Истец указывает, что статьей 39 Водного кодекса РФ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требования в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 года, централизованная система коммунальной канализации – комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. На основании п.11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Согласно п. 61 Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Пунктом 63 Правил установлено, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями. Пунктом 88 Правил установлена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил. Согласно п.93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством РФ и за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга утверждены 01.06.2000 года Распоряжением № 11 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга (в редакции Распоряжений Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга № 26 от 21.12.2000 года, № 63 от 22.09.2005 года), согласно которым «локальные очистные сооружения» - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации. Истец указывает, что в ходе проведения проверки установлено, что прием сточных вод и загрязняющих веществ ОАО «Б» завод ЖБИ происходит на основании условия заключенного договора № 06-17607/00-О от 25.04.2006 года. 02.11.2010 года природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на основании ст. ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», с участием специалистов ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» проведена проверка соблюдения правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. В ходе проверки произведен отбор проб сточных вод в контрольных точках абонента – ОАО «Б» завод ЖБИ по адресу: Санкт-Петербург, пр. Э. По результатам отбора проб с участием понятых и представителей ОАО «Б» оставлен протокол № 195166-291010-ПУССА от 02.11.2010 года. Отобранные пробы направлены на исследование в ЗАО «Ц». порядке, предусмотренном требованиями ст. ст. 25.8, 26.1, 26.2 КоАП РФ по материалу проверки получено пояснение от специалиста – лица, не заинтересованного в исходе дела, обладающего познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Согласно пояснениям специалиста от 06.12.2010 года, ОАО «Б» опустило сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации с нарушением установленных нормативов ДК по следующим показателям на выпуске № 4: по алюминию с кратностью превышения ДК в 1,02 раз, по железу общему с кратностью превышения ДК в 2,3 раза, по марганцу с кратностью превышения ДК в 2,5 раза, по меди с кратностью превышения ДК в 1,1 раза. Однако, в нарушение требований вышеуказанного законодательства, выпуск № 4 ОАО «Б» завод ЖБИ не оборудован локальными очистными сооружениями, что может повлечь негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просит обязать ОАО «Б», завод ЖБИ в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск № 4 локальными очистными сооружениями.

Представитель природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «Б», завод ЖБИ в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, пояснив, что 27.05.2011 года составлено извещение о результатах анализа проб сточных вод от 13.05.2011 года, согласно которому превышения ДК отсутствуют. Также ответчиком представлены письменные объяснения по заявленным требованиям (л.д. 48-52).

Представитель третьего лица ГУП «Водоканал» в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Выслушав представителя природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга, представителя ОАО «Б», представителя ГУП «Водоканал», изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как усматривается из представленных суду материалов, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требования водного законодательства в деятельности ОАО «Б», завод ЖБИ, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Э.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, Водного кодекса РФ, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации.

Статьей 39 Водного кодекса РФ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требования в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 года, централизованная система коммунальной канализации – комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.

На основании п.11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно п. 61 Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Пунктом 63 Правил установлено, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.

Пунктом 88 Правил установлена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил. Также обязанность по соблюдению установленных ответчику нормативов водоотведения установлена п.п. 3.2.1 Договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенным между ОАО «Б» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Согласно п.93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством РФ и за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.

Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга утверждены 01.06.2000 года Распоряжением № 11 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга (в редакции Распоряжений Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга № 26 от 21.12.2000 года, № 63 от 22.09.2005 года), согласно которым «локальные очистные сооружения» - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации. Согласно п. 1.5 вышеуказанных правил системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных, дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после локальной очистки.

В ходе проведения проверки установлено, что прием сточных вод и загрязняющих веществ ОАО «Б», завод ЖБИ происходит на основании условия заключенного договора № 06-17607/00-О от 25.04.2006 года. 02.11.2010 года природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на основании ст. ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», с участием специалистов ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» проведена проверка соблюдения правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации.

В ходе проверки произведен отбор проб сточных вод в контрольных точках абонента – ОАО «Б», завод ЖБИ по адресу: Санкт-Петербург, пр. Э.

По результатам отбора проб с участием понятых и представителей ОАО «Б» составлен протокол № 195166-291010-ПУССА от 02.11.2010 года. Отобранные пробы направлены на исследование в ЗАО «Ц». В порядке, предусмотренном требованиями ст. ст. 25.8, 26.1, 26.2 КоАП РФ по материалу проверки получено пояснение от специалиста – лица, не заинтересованного в исходе дела, обладающего познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Согласно пояснениям специалиста от 06.12.2010 года, ОАО «Б» допустило сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации с нарушением установленных нормативов ДК по следующим показателям на выпуске № 4: по алюминию с кратностью превышения ДК в 1,02 раз, по железу общему с кратностью превышения ДК в 2,3 раза, по марганцу с кратностью превышения ДК в 1,1 раза, по меди с кратностью превышения ДК в 1,1 раза.

В нарушение требований вышеуказанного законодательства, выпуск № 4 ОАО «Б» завод ЖБИ № 8 не оборудован локальными очистными сооружениями, что может повлечь негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Доводы ответчика в части того, что в качестве специалиста по административному производству был привлечен сотрудник ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» И., который заинтересован в исходе дела не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств заинтересованности специалиста в исходе дела суду не представлено, а сам факт работы специалиста, обладающего специальными познаниями в ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», не подтверждает ее заинтересованности, так как ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» какой-либо материальной выгоды от факта привлечения или не привлечения абонента к административной ответственности не получает, сумма наложенного штрафа поступает в федеральный бюджет.

Доводы ответчика в части противоречий в указании кратности превышений между Извещением ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», постановлением об административном правонарушении и Иском природоохранной прокуратуры, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку во всех вышеуказанных документах факт превышения нормативов ДК подтверждается. Кратность превышения по марганцу в 2,5 раза, как указано в первоначальном исковом заявлении, является технической ошибкой, которая исправлена Природоохранным прокурором в уточненных исковых требованиях. Кроме того, факт превышений нормативов ДК ответчиком подтверждается Постановлением № 14-29/2 о назначении административного наказания от 07.02.2011 года (л.д. 43-47).

Доводы ответчика в части того, что ОАО «Б» проведена очистка труб, в связи с чем, в настоящее время превышения ДК отсутствуют, что подтверждается Извещением ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» № 1593 не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку данная очистка носит разовый характер и не гарантирует отсутствие выброса загрязнений в будущем.

Доводы ответчика в части того, что прокурором в исковом заявлении указан не реальный срок оборудования локальными очистными сооружениями, также не может быть принят судом во внимание, поскольку нарушения требований законодательства выявлены в ноябре 2010 года, 08.12.2010 года вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Б», завод ЖБИ и вручено представителю ОАО, однако до настоящего времени никаких мер к установке локальных очистных сооружений ответчиком не принято. Кроме того, ответчик не лишен возможности в установленном законом порядке обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда с предоставлением соответствующей документации, подтверждающей невозможность исполнить решение суда в течение 90 дней.

Доводы ответчика в части того, что ОАО «Б» производит плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с превышением установленных нормативов, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований об обязании установить локальные очистные сооружения перед сбросом сточных вод в систему коммунальной канализации.

Таким образом, суд приходит к выводу, о возможности обязать ОАО «Б», завод ЖБИ в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск № 4 локальными очистными сооружениями.

Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ к взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, Водным Кодексом РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Открытое акционерное общество «Б», завод Железобетонных изделий, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пр. Э., в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск № 4 ОАО «Б», завод железобетонных изделий локальными очистными сооружениями.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Б», завод Железобетонных изделий государственную пошлину в доход государства в размере 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней.

Судья (подпись)