Дело № 2-1609 23 мая 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Кузьминой О.В. при секретаре Яковлевой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного Прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Э» об обязании устранить нарушения действующего законодательства, УСТАНОВИЛ: Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Э» об обязании устранить нарушения действующего законодательства, ссылаясь на то, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требования водного законодательства в деятельности ООО «Э», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. М. В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, Водного кодекса РФ, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. Истец указывает, что статьей 39 Водного кодекса РФ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требования в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 года, централизованная система коммунальной канализации – комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. На основании п.11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Согласно п. 61 Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Пунктом 63 Правил установлено, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями. Пунктом 88 Правил установлена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил. Согласно п.93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством РФ и за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга утверждены 01.06.2000 года Распоряжением № 11 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга (в редакции Распоряжений Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга № 26 от 21.12.2000 года, № 63 от 22.09.2005 года), согласно которым «локальные очистные сооружения» - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации. Истец указывает, что в ходе проведения проверки установлено, что прием сточных вод и загрязняющих веществ ООО «Э» происходит на основании условия заключенного договора № 06-49934/10-О от 06.07.2005 года. 02.11.2010 года природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на основании ст. ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», с участием специалистов ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» проведена проверка соблюдения правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. В ходе проверки произведен отбор проб сточных вод в контрольных точках абонента – ООО «Э» по адресу: Санкт-Петербург, ул. М. По результатам отбора проб с участием понятых и представителей ООО «Э» составлен протокол № 195150-291010-ПУССА от 02.11.2010 года. Отобранные пробы направлены на исследование в ЗАО «Ц». В порядке, предусмотренном требованиями ст. ст. 25.8, 26.1, 26.2 КоАП РФ по материалу проверки получено пояснение от специалиста – лица, не заинтересованного в исходе дела, обладающего познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Согласно пояснениям специалиста от 06.12.2010 года, ООО «Э» допустило сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации с нарушением установленных нормативов ДК по следующим показателям на выпуске № 1: по алюминию с кратностью превышения ДК в 5 раз, по железу общему с кратностью превышения ДК в 7,5 раз, по марганцу с кратностью превышения ДК в 1,5 раза, по меди с кратностью превышения ДК в 1,2 раза. Однако, в нарушение требований вышеуказанного законодательства, выпуска № 1 ООО «Э» не оборудованы локальными очистными сооружениями, что может повлечь негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Прокурор просит обязать ООО «Э» в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск № 1 локальными очистными сооружениями. Представитель природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика ООО «Э» в судебное заседание явился. заявленные требования не признал, пояснив, что превышение установленных нормативов ДК является незначительным; при назначении административного наказания отягчающие вину обстоятельства не выявлены. Представитель третьего лица ГУП «Водоканал» в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Выслушав представителя природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга, представителя ООО «Э», представителя ГУП «Водоканал», изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Как усматривается из представленных суду материалов, Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требования водного законодательства в деятельности ООО «Э», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. М. В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, Водного кодекса РФ, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. Статьей 39 Водного кодекса РФ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требования в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 года, централизованная система коммунальной канализации – комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. На основании п.11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Согласно п. 61 Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Пунктом 63 Правил установлено, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями. Пунктом 88 Правил установлена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил. Согласно п.93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством РФ и за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга утверждены 01.06.2000 года Распоряжением № 11 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга (в редакции Распоряжений Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга № 26 от 21.12.2000 года, № 63 от 22.09.2005 года), согласно которым «локальные очистные сооружения» - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации. В ходе проведения проверки установлено, что прием сточных вод и загрязняющих веществ ООО «Э» происходит на основании условия заключенного договора № 06-49934/10-О от 06.07.2005 года. 02.11.2010 года природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на основании ст. ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», с участием специалистов ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» проведена проверка соблюдения правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. В ходе проверки произведен отбор проб сточных вод в контрольных точках абонента – ООО «Э» по адресу: Санкт-Петербург, ул. М. По результатам отбора проб с участием понятых и представителей ООО «Э» составлен протокол № 195150-291010-ПУССА от 02.11.2010 года. Отобранные пробы направлены на исследование в ЗАО «Ц». В порядке, предусмотренном требованиями ст. ст. 25.8, 26.1, 26.2 КоАП РФ по материалу проверки получено пояснение от специалиста – лица, не заинтересованного в исходе дела, обладающего познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Согласно пояснениям специалиста от 06.12.2010 года (л.д. 25-27), ООО «Э» допустило сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации с нарушением установленных нормативов ДК по следующим показателям на выпуске № 1: по алюминию с кратностью превышения ДК в 5 раз, по железу общему с кратностью превышения ДК в 7,5 раз, по марганцу с кратностью превышения ДК в 1,5 раза, по меди с кратностью превышения ДК в 1,2 раза. В нарушение требований вышеуказанного законодательства, выпуска № 1 ООО «Э» не оборудованы локальными очистными сооружениями, что может повлечь негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Доводы ответчика в части того, что превышение установленных нормативов ДК является незначительным и при назначении административного наказания отягчающие вину обстоятельства не выявлены, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку факт превышения установленных нормативов ответчиком не оспаривается, а наличие или отсутствие отягчающих обстоятельств не находится в причинно-следственной связи с установкой локальных очистных сооружений. Доводы ответчика в части того, что ООО «Э» проведен ряд мероприятий по устранению превышения установленных нормативов ДК, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в результате повторного отбора проб 10.02.2011 года (л.д. 58) выявлено, что превышения присутствуют, до настоящего времени нарушения законодательства не устранены. Доводы ответчика в части того, что ООО «Э» производит плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с превышением установленных нормативов, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований об обязании установить локальные очистные сооружения перед сбросом сточных вод в систему коммунальной канализации. Таким образом, суд приходит к выводу, о возможности обязать ООО «Э» в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск № 1 локальными очистными сооружениями. Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ к взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден. На основании изложенного и руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, Водным Кодексом РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Э», расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица М., в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск № 1 ООО «Э» локальными очистными сооружениями. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Э» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (Двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней. Судья (подпись)