Дело №2-1650/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Рогачевой В.В., при секретаре Глазуновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Баринова К.В., Поволоцкой Т.Н., Эмилбекова Ж.А., Орозбаева А.Б., Сулейманова Ш.А. и Мамаджанова А.С. об оспаривании действий должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УСТАНОВИЛ: Баринов К.В., Поволоцкая Т.Н., Эмилбеков Ж.А., Орозбаев А.Б., Сулейманов Ш.А. и Мамаджанов А.С. 21.02.2011г. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий начальника отдела УФМС в Красногвардейском районе Журавлевой Л.М. и зам.начальника УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Матвейкиной О.В., отказавших заявителям в регистрации по месту пребывания в принадлежащих на праве собственности Ваничеву А.Ю. квартирах №х и №х дома х по ул.Передовиков в Санкт-Петербурге. Отказ мотивирован тем, что в каждой из указанных квартир зарегистрировано по месту пребывания 30 человек и заявители не имеют реальной возможности вселиться и проживать в них. Заявители полагают данные действия должностных лиц УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области незаконными, так как закон не содержит ограничения количества лиц, которые могут быть зарегистрированы по месту пребывания в одном жилом помещении (л.д. 11-13). Представитель заявителей Ваничев А.Ю. в суд явился, заявление поддерживает, пояснил, что он занимается предпринимательской деятельностью: покупает земельный участок, строит на нем коттедж и производит ландшафтные работы, после чего все продает и начинает осваивать новый земельный участок. С этой целью он нанимает на работу большое количество людей. Им необходимо быть где-то зарегистрированными, а потому он регистрирует их по месту пребывания в принадлежащих ему квартирах. Естественно, все они одновременно в квартирах не живут, но в среднем постоянно проживает от пяти до десяти человек. Кто-то заканчивает работу и уезжает, кто-то приезжает. Большинство живут на земельном участке, на котором работают. Все заявители планировали у него работать, но так как им отказали в регистрации, они уехали туда, откуда приехали. В квартиры №х и №х дома х по ул.Передовиков в Санкт-Петербурге никто из них не вселялся. Представитель заинтересованного лица УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Новикова О.В. в суд явилась, заявление считает необоснованным, пояснила, что регистрация должна отражать адрес действительного проживания гражданина, а потому регистрация заявителей в квартирах Ваничева А.Ю. носила бы формальный характер, заведомо не отражала факт их нахождения по месту пребывания, что противоречит Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». При этом кроме тридцати граждан Российской Федерации, зарегистрированных в квартирах по месту пребывания, имеется еще более десяти состоящих на миграционном учете иностранных граждан, также зарегистрированных в этих квартирах. В целях пресечения несоответствующих действительности регистрационных действий должностными лицами УФМС России по максимального количества зарегистрированных в квартирах Ваничева А.Ю. граждан. Ограничение в 30 человек и так является очень значительным. Заинтересованное лицо, начальник отдела УФМС в Красногвардейском районе Журавлева Л.М., в суд не явилась, о времени рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. 55). Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителей и представителя заинтересованного лица УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Заинтересованное лицо Ваничев А.Ю. является собственником квартир №х и №х дома х по ул.Передовиков в Санкт-Петербурге (л.д. 23-24). В квартире №х постоянно никто не зарегистрирован, а в квартире №х - зарегистрирован сам Ваничев А.Ю. (л.д. 25-28). Заявители Баринов К.В., Поволоцкая Т.Н., Эмилбеков Ж.А., Орозбаев А.Б., Сулейманов Ш.А. и Мамаджанов А.С. обратились в ОУФМС в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга с заявлениями о регистрации их по месту пребывания в квартирах №х и №х дома х по ул.Передовиков в Санкт-Петербурге, предоставленных им Ваничевым А.Ю. Письмом от 02.02.2011 г. начальник ОУФМС в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга Журавлева Л.М. отказала заявителям в регистрации со ссылкой на то, что такая регистрация (исходя из количества уже зарегистрированных граждан) носила бы формальный характер, заведомо не отражала факт их нахождения по месту пребывания и не обеспечивала бы необходимых условий для реализации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (л.д. 17-18). С данным решением согласилась зам.начальника УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Матвейкина О.В. Согласно резолюции начальника УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22.09.2010г. при регистрации в квартирах Ваничева А.Ю. 30-ти человек действия по регистрационному учету останавливаются (л.д. 19, 128). В соответствии с ч. 1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии со ст. 3 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ. Контроль за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел. Исходя из изложенного, уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. При этом регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Во исполнение положений Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» Постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.1995г. были утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила) и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. Согласно п.З Правил местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В соответствии с п.9 Правил граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение). Заявители в обоснование своих требований ссылаются на представление ими в УФМС в Красногвардейском районе всех необходимых для их регистрации по месту пребывания документов. Вместе с тем, из содержания п.9 Правил и формы заявления о регистрации по месту пребывания, утвержденной Приказом ФМС РФ от 23.12.2009г. № 364, следует, что гражданин еще до его подачи должен быть вселен в жилое помещение, в котором он просит его зарегистрировать, и прожить там значительное время. Данное обязательное условие заявителями соблюдено не было. Как пояснил при рассмотрении настоящего дела представитель заявителей Ваничев А.Ю., предоставивший им принадлежащие ему на праве собственности жилые помещения в целях их регистрации по месту пребывания, ни один из заявителей в квартиры №х и №х дома х по ул.Передовиков в Санкт-Петербурге не вселялся. Более того, при рассмотрении настоящего дела было установлено, что заявители и при наличии у них такого желания не могли бы вселиться и проживать в указанных квартирах. Из представленных заинтересованным лицом УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области документов усматривается, что на момент рассмотрения заявлений Баринова К.В., Поволоцкой Т.Н., Эмилбекова Ж.А., Орозбаева А.Б., Сулейманова Ш.А. и Мамаджанова А.С. в квартирах №х и №х дома х по ул.Передовиков в Санкт-Петербурге было зарегистрировано по месту пребывания по тридцать человек - граждан РФ (л.д. 44-45, 57-125). Кроме них в указанных квартирах состояли на миграционном учете более десяти иностранных граждан (л.д. 36-40). Учитывая, что регистрация по месту пребывания и граждан РФ и иностранных граждан должна отражать адрес их действительного проживания, становится очевидно, что при наличии такого количества зарегистрированных и (подразумевается) проживающих в квартирах №х и №х граждан, заявители не имели возможности реально вселиться в предоставленные им собственником жилые помещения и проживать в них. При этом жилая площадь квартиры №х составляет 31,7 кв.м., а квартиры №х - 33,3 кв.м. (л.д. 25-28). Исходя из изложенного, отказывая заявителям в регистрации по месту пребывания, должностные лица УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области правомерно руководствовались положениями Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и Правил. Заявители не были фактически вселены в квартиры №х и №х дома х по ул.Передовиков в Санкт-Петербурге и теоретически в них также вселены быть не могли. Их регистрация в указанных жилых помещениях носила бы формальный характер и не отражала бы факт их нахождения по месту пребывания. Положения Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и Правил неоднократно становились предметом проверки Конституционного Суда РФ. Так, в своих Постановлениях от 04.04.1996г., от 02.07.1997г., от 15.01.1998г., от 02.02.1998г. и от 23.01.2003г. Конституционный Суд РФ указывает, что из п. «в» ст.71 Конституции РФ следует, что регулирование конституционного права каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, находится в ведении РФ. Регистрация граждан РФ, введенная Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в её конституционно-правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства -поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем,. а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17-19,27,40 и 55 Конституции РФ. Из представленных в материалы дела документов усматривается, что заявители не могут пользоваться жилыми помещениями жилой площадью тридцать с небольшим квадратных метров, в которых уже зарегистрированы и проживают по сорок и более человек (включая иностранных граждан). Следовательно, их регистрация в таких жилых помещениях носила бы формальный характер, заведомо не отражала факт их нахождения по месту пребывания, не обеспечила бы необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод, исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, и не исключало бы в последующем злоупотребление правом. Поскольку регистрация должна отражать адрес действительного проживания гражданина, в жилом помещении может быть зарегистрировано только такое количество людей, которые реально имеют возможность в нем проживать. Кроме того, согласно с ч.1 ст.254 ГПК РФ заявление об оспаривании действий и решений органов государственной власти и должностных лиц подается гражданином, чьи права и свободы нарушены данными действиями. Как было установлено при рассмотрении настоящего дела, заявители не проживают в квартирах №х и №х дома х по ул.Передовиков в Санкт-Петербурге и даже никогда в них не вселялись. Вероятность их фактического вселения в указанные жилые помещения даже при принятии должностными лицами УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области положительного решения по вопросу об их регистрации по месту пребывания, минимальна. Место их фактического жительства не известно даже их представителю. При таких обстоятельствах, отсутствуют какие-либо основания полагать, что права и свободы заявителей действиями заинтересованных лиц нарушены. Никакого обоснования нарушения их прав не содержится и в поданном ими в суд заявлении. Фактически представитель заявителей Ваничев А.Ю. обратился в суд в своих собственных интересах, так как для осуществления своей предпринимательской деятельности он заинтересован в использовании дешевой рабочей силы, и для того, чтобы не иметь проблем с контролирующими органами, предоставляет нанятым рабоим формальную регистрацию по месту пребывания в принадлежащих ему жилых помещениях, не сопровождающуюся их фактическим вселением и проживанием по месту регистрации. Исходя из изложенного, должностными лицами УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области правомерно было отказано заявителям в регистрации по месту пребывания в квартирах №х и №х дома х по ул.Передовиков в Санкт-Петербурге и в удовлетворении заявления должно быть отказано. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, Суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Баринова К.В., Поволоцкой Т.Н., Эмилбекова Ж.А., Орозбаева А.Б., Сулейманова Ш.А. и Мамаджанова А.С. об оспаривании действий должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней. Судья: (подпись)