2-2058/2011



Дело № 2-2058 04 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Кузьминой О.В.,

с участием прокурора Баркалова С.В.

при секретаре Яковлевой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Кускова Л. П. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Красногвардейского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление, обязании произвести перерасчет в части суммы корректировки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к ООО «ЖКС Красногвардейского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление, обязании произвести перерасчет в части суммы корректировки, ссылаясь на то, что Кусков Л.П. является собственником квартиры дома по проспекту Н. в Санкт-Петербурге, где постоянно зарегистрирован и проживает. Прокурор указывает, что прокуратурой районы была проведена проверка по заявлению Кускова Л.П. по вопросу необоснованного начисления дополнительной оплаты за отопление. В ходе проверки деятельности ООО «ЖКС Красногвардейского района» выявлены факты проведения незаконной корректировки населению платы за отопление в ноябре и декабре 2010 года. В ходе проверки установлено, что между управляющей компанией ООО «ЖКС Красногвардейского района» и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» 01.10.2007 года заключен договор о предоставлении услуг по расчету и направлению гражданам квитанций об оплате коммунальных услуг. 23.11.2010 года ООО «ЖКС Красногвардейского района» в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» подано заявление № 1857 о проведении корректировки размера платы за отопление и горячее водоснабжение. Как следует из данного заявления, с учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, эксплуатирующая организация поручает ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» произвести единовременную корректировку размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в многоквартирных домах, управляющей организацией которых является ООО «ЖКС Красногвардейского района». Согласно данному заявлению в том случае, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит увеличению, ГУП «ВЦКП «Жилищное хозяйство» поручается ограничить в отчетном месяце размер доначисления размером платы за отопление и горячее водоснабжение, начисленным по каждому лицевому счету в октябре 2010 года. Также в соответствии с указанным заявлением в том случае, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит уменьшению, формирование счета на оплату за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги следует осуществлять без учета сумм корректировок. В результате такой корректировки жителям домов, где управляющей компанией является ООО «ЖКС Красногвардейского района», в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, в счетах за декабрь 2010 года доначислена плата за отопление. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в декабре 2010 года в адрес генерального директора ООО «ЖКС Красногвардейского района» было внесено обобщенное представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений порядка начисления платы за коммунальные услуги, причин и условий, им способствующих, направить поручение в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» о проведении перерасчета платы за отопление и горячее водоснабжение в целях возврата незаконно полученных сумм; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Указанное представление прокурора было оставлено без удовлетворения. В соответствии с требованиями п.2 ст. 161 ЖК РФ собственниками помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «ЖКС Красногвардейского района» выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией ООО «ЖКС Красногвардейского района». Согласно п.1 ч.1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. В соответствии с ч.1 ст. 612 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Таким образом, заключение договоров управления с каждым собственником помещения, является обязанностью управляющей организации. ООО «ЖКС Красногвардейского района» указанные требования положений ГК РФ и ЖК РФ не выполняются, поскольку с Кусковым Л.П. – собственником квартиры дома по проспекту Н. в Санкт-Петербурге договор управления многоквартирным домом, в котором бы среди прочего устанавливались условия и порядок оплаты коммунальных платежей, не заключался. Таким образом, платежный документ – счет-квитанция на оплату жилья и коммунальных услуг за декабрь 2010 года не был согласован в письменной форме с Кусковым Л.П. В соответствии с ч.13 ст. 155 ЖК РФ, п.42 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором управления). Таким образом, об изменении размера платы за отопление, произведенном в декабре 2010 года ООО «ЖКС Красногвардейского района» должно было уведомить Кускова Л.П. не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Однако данное уведомление в адрес Кускова Л.П. не направлялось, до сведения Кускова Л.П. не было доведено обоснование произведенного перерасчета за отопление. Прокурор Красногвардейского района просит признать действия ООО «ЖКС Красногвардейского района» по начислению Кускову Л.П. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов в размере 1780 рублей 47 копеек незаконными и обязать ООО «ЖКС Красногвардейского района» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, проспект Н., исключив из счетов-квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг корректировку платы за отопление в размере 1780 рублей 47 копеек.

Истец Кусков Л.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.

Представитель ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в судебное заседание явился, возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснил, что приборы учета на доме по проспекту Н. в Санкт-Петербурге в отопительном сезоне 2009-2010 годов установлены не были.

Представители третьих лиц СПб ГУП «ВЦКП ЖХ», СПб ГУП «ТЭК» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований суду не представили. Об уважительности причин своего отсутствия в судебном заседании суду не сообщили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования заявленными обоснованно и подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Как усматривается из представленных суду материалов, Кусков Л.П. является собственником квартиры дома по проспекту Н. в Санкт-Петербурге.

В декабре 2010 года в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района», Кускову Л.П. дополнительно начислена плата за отопление в размере 1780 рублей 47 копеек.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006 года Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).

В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

Из материалов дела и объяснений представителя ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» следует, что в доме по проспекту Н. на период отопительного сезона 2009-2010 годов узел учета тепловой энергии установлен не был, в связи с чем, при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 года № 307.

Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.

В подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета:

, (2)

где:

- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации -

При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008 года гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В обоснование своих возражений ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» указывает, что корректировка платы за отопление в доме по проспекту Н. в Санкт-Петербурге была произведена на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии в 2009-2010 годах на основании счетов-фактур выставленных ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга».

Между тем, как было указано выше, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание и ссылки представителя ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» на условия договора теплоснабжения, заключенного между ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» и ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района».

Также не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» о том, что стоимость фактически потребленной тепловой энергии намного превышает стоимость оплаченной гражданами тепловой энергии по нормативам и тарифам.

Так, Правительством Санкт-Петербурга 19.02.2010 года издано Постановление № 166 «О порядках предоставления в 2010 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских.

Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы).

Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

То обстоятельство, что ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» выставляет счета ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах.

Таким образом, суд полагает, что исковые требования Прокурора Красногвардейского района в части признания незаконными действий ООО «ЖКС Красногвардейского района» по корректировке платы за отопление и обязании произвести перерасчет, исключив сумму корректировки, подлежащими удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.157 ЖК РФ, ст.544 ГК РФ, ст. ст. 3, 56, 68, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Красногвардейского района» по начислению корректировки платы за отопление за 2009-2010 годы по квартире дома по проспекту Н. в Санкт-Петербурге в сумме 1780 рублей 47 копеек.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Красногвардейского района» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение – квартиру дома по проспекту Н. в Санкт-Петербурге, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление в сумме 1780 рублей 47 копеек.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Красногвардейского района» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья (подпись)