2-2786/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 июля 2011г. Дело № 2-2786/11

Красногвардейский районный суд г. Санкт-Петербурга

Под председательством судьи Бакуменко Т.Н.,

С участием прокурора Баркалова С.В.,

При секретаре Колесник А.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красногвардейского района в интересах Молодцовой А.И. к ООО «Жилкомсервис № х Красногвардейского района» о признании незаконными действий по начислению корректировки оплаты за отопление, обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение,

Установил:

Прокурор Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга обратился в суд к ООО «Жилкомсервис № х Красногвардейского района» с иском о признании незаконными действий по начислению корректировки оплаты за отопление, обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение. В обоснование исковых требований ссылался на то, что Молодцова А.И. и Молодцов И.А. являются собственниками квартиры № х в доме № х корпус 1 по пр. Энтузиастов г. Санкт-Петербурга. В декабре 2010г. в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис №х Красногвардейского района», Молодцовой А.И. дополнительно начислена плата за отопление в размере 1259 руб. 28 коп. Произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства.

Истица Молодцова А.И. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис № х Красногвардейского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дне рассмотрения дела, возражений по иску не представил.

Заслушав истицу, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ – размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006г. Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).

В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис №х Красногвардейского района» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсонабжающей организации тепловую энергию.

В обоснование заявленных исковых требований Прокурор Красногвардейского района указывает, что корректировка размера платы за отопление в отношении жильцов дома х корпус 1 по пр. Энтузиастов г. Санкт-Петербурга является незаконной в виде отсутствия в 2010г. общедомового прибора учета теплоснабжения.

Согласно адресного списка домов, где установлены узлы учета тепловой энергии по домам ОАО « ЖКС № х Красногвардейского района» в доме № х корпус 1 по пр. Энтузиастов г. Санкт-Петербурга прибор учета тепловой энергии установлен в 2011г.

Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.

В подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета:

, (2)

где:

- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации -

При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008г. гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.

Правительством Санкт-Петербурга 19.02.2010г. издано Постановление № 166 «О порядках предоставления в 2010г. субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских.

Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы).

Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

То обстоятельство, что ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» выставляет счета ООО «Жилкомсервис №х Красногвардейского района» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.157 ЖК РФ, ст.544 ГК РФ, ст. ст.3, 56, 68, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Молодцовой А.И. - удовлетворить:

- признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис №х Красногвардейского района» по начислению корректировки платы за отопление в 2010г. по квартире № х дома х корпус 1 по пр. Энтузиастов в Санкт-Петербурге в сумме 1259 руб. 28 коп.

- обязать ООО «Жилкомсервис №х Красногвардейского района» в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести перерасчет платы за жилое помещение – квартиру №х дома х корпус 1 по хпр. Энтузиастов в Санкт-Петербурге, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление в сумме 1259 руб. 28 коп.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: (подпись)