2-1479/2011



Дело № 2-1479/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года Санкт-Петербург

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Мотовой М.А.,

При секретаре Булыга Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Гавриленко В.А. о признании незаконным бездействия и незаконным решения ТУ Росимущества в Республике Карелия, обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Гавриленко В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействий государственного органа и обязании совершить действия по устранению нарушений его прав. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником объекта недвижимости – бомбоубежища, общей площадью 725,4 кв.м., литер 1, условный номер «», расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Л., военный городок № «». Данный объект приобретен заявителем на аукционе как высвобождаемое недвижимое имущество по договору купли-продажи № «» от 28.04.2004 года. Право собственности зарегистрировано 01.12.2004 года, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права. Объект расположен на земельном участке, кадастровый номер «», площадью 15000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное пользование – для эксплуатации здания бомбоубежища. Иных объектов недвижимости на данном земельном участке не имеется, что подтверждается справкой ГУП РК РГЦ «Н» от 12.04.2010 года. В связи с переходом к истцу права собственности на объект недвижимости, ГУ МО РФ «П» обратилось 31.05.207 года в Росимущество с заявлением об отказе от прав на земельный участок. 22.10.2009 года истец обратился в ТУ Росимущество в республике Карелия с заявкой на приватизацию указанного земельного участка, к которой приложил все документы, необходимые для рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка. В течение длительного времени ответчик неоднократно запрашивал у истца различные дополнительные документы, а также направлял их на согласование в Федеральное Агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Истец указывает, что представил запрашиваемые заинтересованным лицом документы 13.10.2010 года, 21.10.2010 года, однако письмом от 15.12.2010 года ГУ Росимущества в Республике Карелия отказало заявителю в приватизации земельного участка.

13.04.2011 года заявитель уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным бездействие и решение ТУ Росимущества в Республике Карелия об отказе в приватизации земельного участка и обязать принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, направив проект договора купли-продажи заявителю (л.д.87-88).

В судебное заседание заявитель не явился, доверил представлять свои интересы Круглову М.В., которые уточненное заявление полностью поддержал.

Заинтересованное лицо: представитель ТУ Росимущества в республике Карелия не явилось, извещалось о дате слушания дела надлежащим образом, представило возражения на заявление.

Заинтересованное лицо: представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом извещен о дате слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием не просил, об уважительности неявки в суд не заявил.

В соответствии со ст.167 ч.3 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии заинтересованных лиц.

Выслушав доводы заявителя, изучив и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу п.1 ст.552 ГК РФ, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости, покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимых для ее использования.

Из материалов дела следует, что Гавриленко В.А., зарегистрированный по адресу: СПб, ул. Якорная, дом «» к.4 кв.»», т.е. на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга, является собственником объекта недвижимости – бомбоубежища, общей площадью 725,4 кв.м., литер 1, условный номер «», расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Л., военный городок № «» (л.д.9).

Данный объект приобретен заявителем на аукционе как высвобождаемое недвижимое имущество по договору купли-продажи № «» от 28.04.2004 года (л.д.44-47). Право собственности зарегистрировано 01.12.2004 года, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.42). Объект расположен на земельном участке, кадастровый номер «», площадью 15000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное пользование – для эксплуатации здания бомбоубежища. Иных объектов недвижимости на данном земельном участке не имеется, что подтверждается справкой ГУП РК РГЦ «Н» от 12.04.2010 года (л.д.14).

31.05.207 года ГУ МО РФ «П» обратилось в Росимущество с заявлением об отказе от прав на вышеуказанный земельный участок (л.д.15). Объектов недвижимости, принадлежащих МО РФ, на спорном участке не находится, документов, подтверждающих, что участок используется для целей обороны в материалы дела не представлено. Таким образом, полагать, что данный земельный участок ограничен в обороте, у суда не имеется.

22.10.2009 года Гавриленко В.А. обратился в ТУ Росимущество в республике Карелия с заявкой на приватизацию указанного земельного участка, к которой приложил все документы, необходимые для рассмотрения вопроса о приватизации земельного участка. Тот факт, что заявителем был представлен пакет документов, установленный законодателем, подтверждается сопроводительным письмом из ТУ Росимущества в Республике Карелия на имя ФАУГИ (л.д.17). Кадастровым паспортном земельного участка с кадастровым номером «» (ранее «») подтверждается, что он необходим для эксплуатации здания бомбоубежища (л.д.10-12).

Письмом ТУ Росимущества в Республике Карелия от 10.11.2009 года исх.№ 05/5513 заявитель уведомлен о том, что его документы направлены в Росимущество на согласование.

Письмом от 24.09.2010 года № 03/5717, ТУ Росимущество запросило у Гавриленко В.А. копию землеустроительного дела, а также обоснованность площади земельного участка (л.д.).

Истец указывает, что представил запрашиваемые заинтересованным лицом документы 13.10.2010 года, 21.10.2010 года (л.д.20-41).

30.11.2010 года Гавриленко В.А. повторно обратился в ТУ Росимущество с претензией по поводу длительного рассмотрения заявления. Однако письмом от 15.12.2010 года ТУ Росимущества в Республике Карелия заявителю отказано в приватизации земельного участка, со ссылкой на то, что пакет документов был возвращен на дообработку, до устранения указанных замечаний предоставление заявителю земельного участка не представляет возможным, а кроме того, ТУ Роимущество не является уполномоченным органом по принятию решению о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальный и единоличные решения и действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии с п.1 ст.36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретает права на эти земельные участки.

Согласно п.6 ст.36 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в месячный срок со дня поступления заявления о выкупе, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Кроме того, согласно п.3 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», собственности объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной собственности, обязаны взять их в аренду или приобрести в собственность.

Таким образом, заявитель приобрел право пользования земельным участком, занятым принадлежащим ему на основании договора купли-продажи объектом недвижимости – бомбоубежищем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 30.10.2007 года № 370.

Заинтересованной стороной не оспаривается факт предоставления заявителем необходимого пакета документов, необходимого для предоставления земельного участка в собственность.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ в принятии решения о предоставлении Гавриленко В.А. спорного земельного участка в собственность является незаконным, нарушает его права и, следовательно, он вправе требовать принятия решения о предоставлении ему данного земельного участка в собственность.

Довод заинтересованного лица ТУ ФАУГИ в Республике Карелия об отсутствии полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, судом во внимание принят быть не может, поскольку в соответствии с п.4 Положения о Росимуществе, Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Указанное положение незаконным не признано, поэтому подлежит непосредственному применению. Следует также учесть, что согласно ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Довод ТУ Росимущества в Республике Карелия о пропуске заявителем срока для предъявления вышеуказанных требований судом во внимание принят быть не может, поскольку в силу п.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как установлено в ходе рассмотрении дела, и не оспаривается ТУ Росимущества в Республике Карелия, отказ в предоставлении земельного участка датирован 15.12.2010 года. Оспаривая данное решение Гавриленко В.А. обратился в суд 17.02.2011 года, т.е. в пределах установленного законодателем 3-х месячного срока. Ссылка ТУ Росимущество в Республике Карелия на ч.6 ст.36 ЗК РФ является не состоятельной, поскольку данная норма регламентирует действия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по принятию решения о предоставлении земельного участка на праве собственности. Срок же для обращения гражданина, оспаривающего данные действия (бездействии) регламентирован ст.256 ГПК РФ, и составляет, как уже было указано судом, три месяца.

Довод заинтересованного лица о том, что ФАУГИ не представило в ТУ поручение на продажу заявителю спорного участка не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку согласно п.4.1, 4.6 Типового положения территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. Таким образом, отсутствие распоряжения ФАУГИ о продаже заявителю спорного земельного участка не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом.

Установление срока рассмотрения данного требования – 30 суток соотносится со сроком рассмотрения обращений, заявлений граждан, а также положениями ч.6 ст.36 ЗК РФ, и не нарушает прав и интересов заявителя Гавриленко В.А. и ГУ ФАУГИ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.29, 36 Земельного Кодекса РФ, ст.ст.56, 254, 256 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в республике Карелия от 15.12.2010 года (исх.03/7521) об отказе Гавриленко В.А. в приватизации земельного участка, кадастровый номер «», площадью 15000 кв.м.

Обязать Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в республике Карелия в срок 30 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка, кадастровый номер «» в собственность Гавриленко В.А.

Обязать Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в республике Карелия в срок 30 дней с момента вступления решения в законную силу направить Гавриленко В.А. проект договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер «».

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)