2-2996/2011



Дело № 2-2996 27 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кузьминой О.В.,

при секретаре Яковлевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного Прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «М» об обязании устранить нарушения действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «М» об обязании устранить нарушения действующего законодательства, ссылаясь на то, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требования водного законодательства в деятельности ОАО «М», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д. «». В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, Водного кодекса РФ, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. Истец указывает, что статьей 39 Водного кодекса РФ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требования в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 года, централизованная система коммунальной канализации – комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод. На основании п.11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Согласно п. 61 Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Пунктом 63 Правил установлено, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями. Пунктом 88 Правил установлена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил. Согласно п.93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством РФ и за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга утверждены 01.06.2000 года Распоряжением № 11 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга (в редакции Распоряжений Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга № 26 от 21.12.2000 года, № 63 от 22.09.2005 года), согласно которым «локальные очистные сооружения» - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации. Истец указывает, что в ходе проведения проверки установлено, что прием сточных вод и загрязняющих веществ ОАО «М» происходит на основании условий заключенного договора № 06-12213/10-О от 17.08.2005 года. 02.11.2010 года природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на основании ст. ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», с участием специалистов ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» проведена проверка соблюдения правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. В ходе проверки произведен отбор проб сточных вод в контрольных точках абонента – ОАО «М» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д. «». По результатам отбора проб с участием понятых и представителей ОАО «М» составлен протокол № 195178-291010-ПУССА от 02.11.2010 года. Отобранные пробы направлены на исследование в ЗАО «Ц». В порядке, предусмотренном требованиями ст. ст. 25.8, 26.1, 26.2 КоАП РФ по материалу проверки получено пояснение от специалиста – лица, не заинтересованного в исходе дела, обладающего познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. По результатам рассмотрения анализов проб сточных вод ОАО «М» и общесплавного выпуска: со сточными водами абонента в канализационные сети выпуска ВО-67 и далее р. Охта без очистки поступают следующие вещества: на выпуске № 1 – по азоту аммонийному с кратностью превышения ДК в 2,8 раз, по алюминию с кратностью превышения ДК в 2, 4 раза, по железу общему с кратностью превышения ДК в 4,2 раза, по марганцу с кратностью превышения ДК в 2,1 раза, по нефтепродуктам с кратностью превышения ДК в 2,4 раза, по СПАВ (анионные) с кратностью превышения ДК в 1,7 раз, по фенолам с кратностью превышения ДК в 2,1 раза, по фосфору фосфатов с кратностью превышения ДК в 4,2 раза, по цинку с кратностью превышения ДК в 3 раза; на выпуске № 2 – по нефтепродуктам с кратностью превышения ДК в 1,6 раза, по фосфору фосфатов с кратностью превышения ДК в 1,7 раза, по цинку с кратностью превышения ДК в 27 раз. Согласно заключению специалиста ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», на качество сточных вод, отводимых ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» по прямому выпуску ВО-67 р. Охта без очистки, оказывает влияние качество сточных вод, сбрасываемых ОАО «М». Систематически фиксируемый ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах ОАО «М» свидетельствует о невыполнение абонентом водоохранных мероприятий, направленных на минимизацию содержания загрязяющих веществ, сбрасываемых со сточными водами. Однако, в нарушение требований вышеуказанного законодательства, выпуска № 1 и № 2 ОАО «М» не оборудованы локальными очистными сооружениями. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Природоохранный прокурор просит обязать ОАО «М» в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск № 1 и выпуск № 2 локальными очистными сооружениями.

Представитель природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «М» в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, представил суду письменные объяснения по заявленным требованиям (л.д. 37-40).

Представитель третьего лица ГУП «Водоканал» в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Выслушав представителя природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга, представителя ОАО «М», представителя ГУП «Водоканал», изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как усматривается из представленных суду материалов, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требования водного законодательства в деятельности ОАО «М», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д. «».

В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, Водного кодекса РФ, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации.

Статьей 39 Водного кодекса РФ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требования в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 года, централизованная система коммунальной канализации – комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.

На основании п.11 Правил отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно п. 61 Правил, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Пунктом 63 Правил установлено, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.

Пунктом 88 Правил установлена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил.

Согласно п.93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством РФ и за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.

Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга утверждены 01.06.2000 года Распоряжением № 11 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга (в редакции Распоряжений Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга № 26 от 21.12.2000 года, № 63 от 22.09.2005 года), согласно которым «локальные очистные сооружения» - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.

В ходе проведения проверки установлено, что прием сточных вод и загрязняющих веществ ОАО «М» происходит на основании условий заключенного договора № 06-12213/10-О от 17.08.2005 года.

02.11.2010 года природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга на основании ст. ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», с участием специалистов ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» проведена проверка соблюдения правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации.

В ходе проверки произведен отбор проб сточных вод в контрольных точках абонента – ОАО «М» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д. «».

По результатам отбора проб с участием понятых и представителей ОАО «М» составлен протокол № 195178-291010-ПУССА от 02.11.2010 года. Отобранные пробы направлены на исследование в ЗАО «Центр и».

В порядке, предусмотренном требованиями ст. ст. 25.8, 26.1, 26.2 КоАП РФ по материалу проверки получено пояснение от специалиста – лица, не заинтересованного в исходе дела, обладающего познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

По результатам рассмотрения анализов проб сточных вод ОАО «М» и общесплавного выпуска: со сточными водами абонента в канализационные сети выпуска ВО-67 и далее р. Охта без очистки поступают следующие вещества: на выпуске № 1 – по азоту аммонийному с кратностью превышения ДК в 2,8 раз, по алюминию с кратностью превышения ДК в 2, 4 раза, по железу общему с кратностью превышения ДК в 4,2 раза, по марганцу с кратностью превышения ДК в 2,1 раза, по нефтепродуктам с кратностью превышения ДК в 2,4 раза, по СПАВ (анионные) с кратностью превышения ДК в 1,7 раз, по фенолам с кратностью превышения ДК в 2,1 раза, по фосфору фосфатов с кратностью превышения ДК в 4,2 раза, по цинку с кратностью превышения ДК в 3 раза; на выпуске № 2 – по нефтепродуктам с кратностью превышения ДК в 1,6 раза, по фосфору фосфатов с кратностью превышения ДК в 1,7 раза, по цинку с кратностью превышения ДК в 27 раз.

Согласно заключению специалиста ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», на качество сточных вод, отводимых ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» по прямому выпуску ВО-67 р. Охта без очистки, оказывает влияние качество сточных вод, сбрасываемых ОАО «М».

Систематически фиксируемый ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах ОАО «М» свидетельствует о невыполнение абонентом водоохранных мероприятий, направленных на минимизацию содержания загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами. Однако, в нарушение требований вышеуказанного законодательства, выпуска № 1 и № 2 ОАО «М» не оборудованы локальными очистными сооружениями.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика в части того, что в качестве специалиста по административному производству был привлечен сотрудник ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» А., который заинтересован в исходе дела не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств заинтересованности специалиста в исходе дела суду не представлено, а сам факт работы специалиста, обладающего специальными познаниями в ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», не подтверждает ее заинтересованности, так как ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» какой-либо материальной выгоды от факта привлечения или не привлечения абонента к административной ответственности не получает, сумма наложенного штрафа поступает в федеральный бюджет.

Доводы ответчика в части выполнения ОАО мероприятий, направленных на минимизацию содержания загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку выполнение указанных мероприятий не освобождает ответчика от обязанности по установке локальных очистных сооружений, данные мероприятия носят разовый характер и не гарантируют отсутствие выброса загрязнений в будущем.

Доводы ответчика в части того, что при превышении предприятием нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сети городской канализации, расчет платы исчисляется по повышенным тарифам, также не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Доводы ответчика в части того, что по результатам отбора проб сточных вод по Акту от 18.03.2011 года нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ находятся в норме, что подтверждается Извещением ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» № 972 от 30.03.2011 года, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку при отборе сточных вод на выпусках № 1 и № 2 от 22.04.2011 года, вновь выявлены значительные превышения ДК, что подтверждается Извещением ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» № 1368 от 05.05.2011 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, о возможности обязать ОАО «М» в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск № 1 и выпуск № 2 локальными очистными сооружениями.

Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ к взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, Водным Кодексом РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Открытое акционерное общество «М», расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д. «», в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск № 1 и выпуск № 2 ОАО «М» локальными очистными сооружениями.

Взыскать с Открытого акционерного общества «М» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)