2-3221/2011



Дело № 2-3221/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2011 года Санкт-Петербург

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Мотовой М.А.,

При секретаре Булыга Е.В.,

С участием прокурора Баркалова С.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Михайловой В.А. к ООО «С» об обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение, исключив и квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Василеостровского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов Михайловой В.А. с иском об обязании произвести корректировку платы за отопление за 2010 год. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена провека по заявлению Михайловой В.А. по вопросу необоснованного начисления дополнительной платы за отопление. В ходе проверки деятельности ООО «С» были выявлены факты проведения незаконной корректировки населению платы за отопление. Как следует из квитанции, направленной в адрес истца в декабре 2010года, в результате такой корректировки ей была дополнительно начислена плата за отопление в размере 955 рублей 36 копеек. Прокурор Василеостровского района указывает, что данные действия ответчика являются незаконными и противоречат положениям ст.157 ЖК РФ, поскольку корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, являются незаконной. Кроме того, установлено, что ООО «С» не принимает меры по обжалованию действий ресурсоснабжающей организации, которая начисляет плату за отопление без учета установленного норматива потребления.

В судебное заседание истец Михайлова В.А. не явилась, извещалась о дате слушания дела надлежащим образом.

Ответчик: представитель ООО «С» Антонов С.Н. явился, исковые требования не признал.

Выслушав доводы представителя ответчика, заключение прокурора Баркалова С.В., изучив и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены не обоснованно и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ – размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ 23.05.2006г. Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).

В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

Из материалов дела следует, что истец Михайлова В.А. зарегистрирована и проживает по адресу: СПб, ул.Наличная, дом «» к.3 кв. «».

ООО «С» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

Нормы п.2 ст.2 ФЗ РФ №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» предусматривают, что ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Согласно «Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя» (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936), приборами учета являются приборы, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (или объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы самих приборов.

В соответствии с п.1.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» - требования данных Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.

Пунктом 1.3 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя (юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организацией) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.

Разделом 7 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» регулируются правоотношения по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Пунктом 7.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4 - Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.

Пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 5 – Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя).

Из представленных ответчиком документов следует, что в жилом доме по адресу: ул.Наличная, дом «» к.3 в 2004 году установлено 5 общедомовых узлов учета тепловой энергии. Данные узлы учета энергии исправны и эксплуатируются, о чем свидетельствуют акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 10.12.2010 года (л.д.68-78).

Действующим законодательством предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с нормами ФЗ от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. Тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, в связи с чем плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировки.

Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга издаются соответствующие распоряжения об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на конкретный год. Данный тариф устанавливается за единицу измерения тепловой энергии - 1 гигакалория (Гкал).

Из материалов дела следует, что в декабре 2010 года по итогам отопительного сезона 2009-2010 г.г. по распоряжению Жилищного Комитета Санкт-Петербурга была проведена корректировка размера платы за отопление. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывался исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям приборов учета.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» - условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено, что начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.

Подпунктом «б» Пунктом 21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам и указано, что при этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.

Из материалов дела следует, что размер оплаты за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в доме «» корпус 3 по ул.Наличной за отопительный сезон (с октября 2009г. по сентябрь 2010г. включительно) составил 5605783 рубля 17 копеек (л.д.35). При этом, населению за теплоэнергию начислено в этот период 4517695 рублей 44 копейки.

Таким образом, корректировка размера платы за отопление в квартире № «» дома «» корп.3 по ул.Наличной была произведена в декабре 2010 года на основании сведений, представленных Управляющей организацией о размере платы за тепловую энергию, определенную исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме в соответствии с формулой № 8 подпункта 3 пункта 2 Приложения № 2 к Правилам.

При этом следует учесть, что не ответчиком не применялся размер платы за потребленную тепловую энергию, определенную ресурсоснабжающей организацией расчетным путем. Из представленных ответчиком данных также следует, что сумма перерасчета платы за отопление вышеуказанной квартиры 99 жилого дома составила 8505 рублей 10 копеек, однако с учетом предельно допустимого индекса изменения платы за коммунальные услуги, установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 18.09.2009 года № 83-р Михайловой В.А. к оплате начислено только 955 рублей 36 копеек.

Не нашел также подтверждения довод прокурора Василеостровского района о том, что ответчик не принимает меры по обжалованию действий ресурсоснабжающей организации, которая начисляет плату за отопление без учета установленного норматива потребления. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, ответчиком представлена в материалы дела копия решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга по иску ООО «С» к ОАО «ТГК № 1» о признании недействительным пункта договора теплоснабжения в горячей воде, устанавливающего порядок расчета потребляемой тепловой энергии по фактическому теплоотпуску пропорционально договорной тепловой нагрузке абонента. Указанным решением исковые требования удовлетворены (л.д.47-49).

Следует согласиться и с выводами Верховного Суда РФ, изложенными в решении от 12.01.2011г. по делу № ГКПИ10-1499 о признании недействующими подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. «307, в котором указано, что данные Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, опубликованы для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006, № 23.

Согласно Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета в жилом помещении и в жилом помещении, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7 (подпункт 2 пункта 2, подпункт 2 пункта 3). Из анализа составляющих этой формулы, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв.м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.

Следовательно, по окончании определенного периода (квартала или года) размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.

При корректировке размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. № ГКПИ-1770 подтверждена законность подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, которыми предусмотрено проведение периодической корректировки платы за коммунальные услуги. Правовая позиция, выраженная в этом решении, в полной мере распространяется на аналогичные отношения, регулируемые оспариваемыми по настоящему делу нормами Правил.

Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, правовые нормы, предусматривающие периодическую корректировку платы за отопление, не противоречат федеральному закону, прав и законных интересов не нарушают.

Нормами ст.544 ГК РФ также предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Таким образом, в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера платы за коммунальные услуги исходя из их фактического потребления.

Деятельность по отоплению помещений носит комплексный характер и включает в себя не только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха, но и подготовку систем отопления к отопительному сезону, консервацию их после его окончания; планирование и управление в области отопительного хозяйства.

Таким образом, потребители оплачивают не фактически полученные каждым из них единицы теплоносителя, а оказанную услугу в целом.

Определение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с разделом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» производится по определенной формуле, из содержания которой не следует, что граждане обязаны платить за отопление только в течение отопительного сезона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к указанным Правилам. При этом норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов, как оборудованных приборами учета тепловой энергии, так и не оборудованных приборами учета, рассчитывается исходя из периода, равного 12 месяцам, следовательно, как собственники, так и наниматели многоквартирного жилого дома должны оплачивать коммунальную услугу по отоплению в течение всего календарного года.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.157 ЖК РФ, ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Михайловой В.М. к ООО «С» об обязании в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение в квартире № «» дома «» корпус 3 по ул.Наличной в Санкт-Петербурге, исключив из квитанции оп оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: (подпись)