2-3701/2011



Дело № 2-3701/11 02 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга

В составе председательствующего судьи Бочкова В.А.,

При секретаре Булгаковой Ю.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пипина С.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Красногвардейского района», ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» об обязании произвести перерасчет начисленных коммунальных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Истец Пипин С.С обратился в суд с иском к ООО «ЖКС Красногвардейского района», ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» об обязании произвести перерасчет начисленных коммунальных платежей, ссылаясь на то, что ответчик ООО «ЖКС Красногвардейского района» является управляющей компанией, которая обслуживает многоквартирный дом № «» корпус 2 по проспекту Энергетиков в Санкт-Петербурге в котором расположена квартира истца. Истец указывает, что свои обязательства по оплате коммунальных услуг он исполняется своевременно и в полном объеме. 08.12.2010 года Пипин С.С. получил квитанцию на оплату коммунальных услуг за декабрь месяц 2010года, в которой ответчиками были проведены начисления дополнительной платы за коммунальные услуги (корректировка платы за отопление) за период с 2009г. по 2010г. На письменные требования устранить возникшие недостатки ответчики проигнорировали. Истец просит суд признать действия ООО «ЖКС Красногвардейского района», ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» по проведению перерасчета за отопление незаконными, взыскать с ответчиков оплаченную корректировку отопления в размере 840 рублей 08 копеек, компенсацию морального вреда в размере 420 рублей 04 копейки, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 420 рублей 04 копейки.

Истец Пипин С.С. в судебное заседание не явился, на заявленных требованиях настаивал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ООО «ЖКС» в судебное заседание не явился, ранее представил письменные возражения (л.д. 92).

Представитель ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» в судебное заседание не явился.

Изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из представленных суду материалов, Пипин С.С. является собственником квартиры № «» корпуса 2 дома «» по проспекту Энергетиков в Санкт-Петербурге, где зарегистрирован и проживает (л.д. 13, 14).

Управляющей компанией, которая обслуживает многоквартирный дом № «» корпус 2 по проспекту Энергетиков в Санкт-Петербурге является ООО «ЖКС Красногвардейского района.

08.12.2010 года Пипин С.С. получил квитанцию на оплату коммунальных услуг за декабрь месяц 2010года, в которой ответчиками были проведены начисления дополнительной платы за коммунальные услуги (корректировка платы за отопление) за период с 2009г. по 2010г. (л.д. 53).

Истец произвел дополнительную оплату корректировки платы за отопление в размере 840 рублей 08 копеек (л.д. 49).

Пипиным С.С. были написаны заявления с просьбой произвести перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг (л.д.4-6).

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006 года Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

Из материалов дела следует, что в доме № «» корп. 2 по проспекту Энергетиков на период отопительного сезона 2009-2010 годов узел учета тепловой энергии установлен не был, в связи с чем, при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 года № 307.

Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.

В подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета:

, (2)

где:

- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации -

При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008 года гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В обоснование своих возражений ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» указывает, что корректировка платы за отопление в доме «» корп. 2 по проспекту Энергетиков в Санкт-Петербурге была произведена на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии в 2009-2010 годах на основании счетов-фактур выставленных ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство».

Между тем, как было указано выше, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание и ссылки представителя ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» на условия договора теплоснабжения, заключенного между ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» и ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района».

Так, Правительством Санкт-Петербурга 19.02.2010 года издано Постановление № 166 «О порядках предоставления в 2010 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских.

Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы).

Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

То обстоятельство, что ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» выставляет счета ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах.

Таким образом, суд полагает, что исковые требования Пипина С.С. в части признания незаконными действий ООО «ЖКС Красногвардейского района» по корректировке платы за отопление и обязании произвести перерасчет, взысканию суммы корректировки, подлежат удовлетворению.

В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Поскольку судом установлено, что имело место необоснованный отказ потребителю в производстве перерасчета размера платы за коммунальные услуги со стороны ООО «ЖКС Красногвардейского района», суд полагает возможным удовлетворить заявленные Пипиным С.С. требования о компенсации морального вреда в полном объеме, так как заявленная истцом сумма компенсации морального вреда в размере 420 рублей 04 копейки будет полностью соответствовать принципу разумности и справедливости.

Согласно ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Истец Пипин С.С. обратился к ответчику ООО «ЖКС Красногвардейского района» с заявлением о возврате уплаченной суммы корректировки за отопление в размере 804 рубля 08 копеек 27.12.2010 года, на момент рассмотрения данного дела данные требования не удовлетворены, просрочка составляет более 100дней. При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании неустойки в размере 420 рублей 04 копейки обоснованы, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Правовых оснований для удовлетворения исковых требований Пипина С.С. к ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» в части обязания произвести перерасчет начисленных коммунальных платежей, взыскания корректировки, неустойки, компенсации морального вреда из материалов дела не усматривается, поскольку при расчете размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» руководствуется предоставленными управляющими организациями сведениями о характеристиках многоквартирных домов (в том числе о наличии либо отсутствии общедомовых приборов учета), о площади жилых помещений, о количестве зарегистрированных ли, об объемах потребленных ресурсов, а также о размере и основаниях перерасчетов.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил суду доказательств, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 157 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Красногвардейского района» по начислению Пипину С.С. корректировки платы за отопление за 2009-2010 годы по квартире № «» дома «» корпуса 2 по проспекту Энергетиков в Санкт-Петербурге в размере 840 рублей 08 копеек.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Красногвардейского района» в пользу Пипина С.С. сумму корректировки платы за отопление в размере 840 рублей 08 копеек, компенсацию морального вреда в размере 420 рублей 04 копейки, пени в размере 420 рублей 04 копейки, а всего 1680 рублей 16 копеек.

В остальной части в удовлетворения исковых требований Пипину С.С. - отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Красногвардейского района» штраф в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 840 рублей 08 копеек.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Красногвардейского района» государственную пошлину в доход государства в размере 400 (Четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)