Дело № 2-3815/11 18 августа 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Хрулевой Т.Е., при секретаре Абросимовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в интересах Дюлай Т.В. об оспаривании решения Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: 21.07.2011г. Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением об отмене решения Администрации Красногвардейского района от 27.04.2009г. об отказе Дюлай Т.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилищных помещениях и обязании издать распоряжение о принятии ее на учет. В обоснование заявления Прокурор указал на то, что Дюлай Т.В. проживает в комнате жилой площадью 14,10 кв.м. 35-комнатной коммунальной квартиры общей площадью 985,4 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. «», корп. 1, кв. «». Дюлай Т.В. страдает врожденной дисплазией суставов и ей выдана справка поликлиники № «» о праве на дополнительную площадь. 14.04.2001г. Дюлай Т.В. обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, Решением Администрации Красногвардейского района от 27.04.2011г. ей было отказано в принятии на учет. Считает, что ответчиком не было учтены положения ч. 4 ст. 51 ЖК РФ, абз. 6 ст. 17 Федерального закона «О защите инвалидов в Российской Федерации», п. 7 Перечня заболеваний дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, утвержденного постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004г. Помощник прокурора Красногвардейского района Шарова К.А. в судебное заседание явилась, требования поддержала. Дюлай Т.В. в судебное заседание явилась, заявление поддержала, пояснила, что она предоставляла справки поликлиники № «», дающие ей право на дополнительную площадь в связи с заболеванием, однако, ей было отказано в приеме на учете в качестве нуждающихся в жилищных помещениях. Представитель Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в суд явилась, заявление не признала, пояснила, что ссылка на перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004г., не обоснована, поскольку он применяется при предоставлении жилых помещений, но не для принятия на учет. Правовых оснований для принятия на учет не имелось. Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. Согласно разъяснениям Верховного суда РФ, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 10.08.2005г., на стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение. Решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд. С учетом изложенного поданное заявление подлежит рассмотрению исходя из предмета заявленного требования о проверке законности вынесенного решения. Как видно из материалов дела, Дюлай Т.В. зарегистрирована и проживает в комнате жилой площадью 14,10 кв.м. в квартире коммунального заселения общей площадью 985,40 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. «», корп. 1, кв. «», на основании договора социального найма № 26188 от 30.06.2009г. (л.д. 14-23). Дюлай Т.В. является инвалидом с детства (л.д. 24-27, 38-39). С 17.11.2009г. Дюлай Т.В. состоит на учете в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (л.д. 93, 148-149). 07.04.2011г. поликлиникой № «» Красногвардейского района выдана справка № 361 о нуждаемости Дюлай Т.В. в дополнительной площади со ссылкой на п. 7 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную площадь, утвержденному постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004г. и расшифровкой заболевания – «…» (л.д. 37,36). 14.04.2011г. Дюлай Т.В. обратилась с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилищных помещениях. Как следует из материалов учетного дела, указанные документы были предметом рассмотрения при принятии решения о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 9-12). Решением Администрации Красногвардейского района от 13.05.2011г. Дюлай Т.В. отказано в принятии на учет (л.д. 6-8). Прокурор Красногвардейского района, обращаясь с настоящим иском, указывает, что имеется основание для постановки Дюлай Т.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16.06.2006г. утвержден «Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Указанный Перечень содержит наименование заболевания и его код по международной классификации болезней. В частности указываются такие болезни, как активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и некоторые другие заболевания. Из изложенного следует, что лица, страдающие заболеваниями, указанными в данном Перечне, должны представить Медицинское заключение органов здравоохранения с указанием на название заболевания и его код по международной классификации болезней с целью решения вопроса о невозможности совместного проживания с таким больными в одной квартире и принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из справок поликлиники № «» не следует, что Дюлай Т.В. имеет заболевание, поименованное в вышеназванном Перечне. Ссылки Дюлай Т.В. на то, что ей установлено заболевание «…» не могут быть приняты судом, поскольку данные обстоятельства должны подтверждаться соответствующим медицинским заключением. Такое заключение в Администрацию района не представлялось, решение о принятии ее (Дюлай Т.В.) на учет нуждающихся в жилых помещениях принималось по представленным справкам поликлиники № «». Таким образом, суд приходит к выводу, что Дюлай Т.В. не может быть признана нуждающейся в жилых помещения по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Суд находит необоснованными ссылки на положения абз. 6 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. и Правил предоставления льгот инвалидам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996г. В соответствии с абз. 1-6 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 21.12.2004г. Правительством РФ утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, в частности, к ним относятся заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ № 901 от 27.07.1996г. «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь. Анализ указанных положений закона позволяет прийти к выводу, что жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья, в том числе с учетом права на дополнительную площадь при наличии заболевания указанного в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, утвержденного постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004г. Вместе с тем наличие заболевания, указанного в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, утвержденного постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004г., не влечет права для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 от 19.07.2005г. «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в том числе граждане признанные малоимущими, инвалиды и другие категории. В силу ст. 3 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 от 19.07.2005г. учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах. При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Из материалов дела видно, что Дюлай Т.В. проживает в Санкт-Петербурге более 10 лет, собственником или нанимателем других жилых помещений не является, площадь занимаемая Дюлай Т.В. в общей площади квартиры составляет 23,63 кв.м. (985,4 х 14,1 : 587,8), что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявления Прокурора Красногвардейского района не имеется. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 45, 56, 67, 71, 194-198, 256-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах Дюлай Т.В., об отмене решения Администрации Красногвардейского района от 27.04.2009г. об отказе Дюлай Т.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилищных помещениях и обязании издать распоряжение о принятии на учет – отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга. Судья: (подпись)