2-3040/2011



Дело № 2-3040/10 августа 2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в лице:

Председательствующего судьи Хрулевой Т.Е.,

При секретаре Абросимовой Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «С» в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании прекратить учёт сумм перерасчёта за отопление по лицевым счетам потребителей, запрете совершать действия по начислению пени на сумму перерасчёта за отопление,

УСТАНОВИЛ:

Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «С» обратилась в суд в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района», указывая на то, что в декабре 2010г. в результате проведения корректировки размера платы за отопление в нарушение норм действующего законодательства потребителям коммунальных услуг, проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учёта тепловой энергии, была необоснованно начислена дополнительная плата за отопление в связи с превышением объёмов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010г. С учётом уточнения исковых требований просил признать действия ответчика в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление при отсутствии в жилом доме или помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых) приборов учёта за отопительный период 2009-2010г. незаконными, признать действия ответчика в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление при отсутствии в жилом доме или помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых) приборов учёта за отопительный период 2009-2010г. подлежащими прекращению путём обязания ответчика прекратить учёт сумм перерасчёта за отопление по лицевым счетам потребителей услуг ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района», запретить ответчику совершать действия в отношении потребителей услуг ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» по начислению пени на сумму перерасчёта за отопление, начисленную в декабре 2010г., а также взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя истца в размере 15000 руб.

Представитель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «С» в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Представитель ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указывала на то, что корректировка платы за отопление была произведена на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии в 2009-2010гг. на основании счетов-фактур выставленных - ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга». Перерасчёт произведён в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006г. Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).

В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные, виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил.

Подпунктом «а» п. 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 п. 1 приложения № 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 п. 1 приложения № 2 к данным Правилам.

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурснабжающей организации тепловую энергию.

На территории, обслуживаемой ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района», имеются дома, в которых отсутствуют узлы учета тепловой энергии, согласно списку домов, представленному ответчиком в материалы дела (л.д. 86-91).

Судом установлено, что по заявлению ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в адрес ГУП ВЦКП, последним произведена корректировка платы за отопительный период 2009-2010г. согласно списку жилых домов, куда также вошли дома, в которых отсутствуют узлы учета тепловой энергии (л.д. 81-85).

Таким образом, при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положениями Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006г., срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (п. 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13).

Судом установлено, что в отопительный период 2009-2010г. изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления в установленном законом порядке не производились.

Таким образом, доводы ответчика о том, корректировка платы за отопление была произведена на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии на основании счетов-фактур, выставленных ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», не обоснованы, поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации.

То обстоятельство, что ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» выставляет счета ответчику на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах, поскольку в силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемых Правительством Российской Федерации.

В связи с изложенным ссылки представителя ответчика на то, что инициатива по установлению нормативов потребления коммунальных услуг исходит от ресурсоснабжающей организации правового значения не имеет.

Согласно положениям ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г. орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В связи с изложенным исковые требования Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Справедливость» о признании действий ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» по начислению корректировки платы за отопление незаконными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку суд признал действия ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» по начислению корректировки платы за отопление незаконными, и принимая во внимание, что корректировка платы за отопление отражается на лицевых счетах потребителей, и кроме того, в силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ на неё подлежат начислению пени в случае не своевременной уплаты, то требования Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Справедливость» об обязании прекратить учёт сумм перерасчёта за отопление по лицевым счетам потребителей, запрете совершать действия по начислению пени на сумму перерасчёта за отопление также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с абз. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Суд не может согласиться с доводами представителя истца о публикации решения суда в квитанциях на оплату жилья и коммунальных услуг и полагает возможным обязать ответчика довести до сведения потребителей решение по настоящему делу через газету «Вести Красногвардейского района» в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В силу ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» подлежит взыскать судебные расходы.

Между тем, истцом не представлено доказательств несения расходов по оплате услуг представителя в размере 15000 руб. Как следует из объяснений представителя истца, указанная сумма не была выплачена.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о возмещении судебных расходов на услуги представителя не имеется.

Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в размере 4000 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление в отопительный период 2009-2010г. при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учёта в многоквартирных домах: «» по улице Большой Пороховской; «» по Большеохтинскому проспекту; «» по улице Гранитной; «» по улице Громова; «» по улице Гусева; «» по Заневскому проспекту; «» по улице Казанской; «» по улице Краснодонской; «» по Малоохтинскому проспекту; «» по улице Малыгина; «» по проспекту Металлистов; «» по улице Миронова; «» по Новочеркасскому проспекту; «» по улице Панфилова; «» по Перевозному переулку; «» по улице Республиканской; «» по улице Рижской; «» корпус 1 по улице Синявинской; «» по Среднеохтинскому проспекту; «» по улице Стахановцев; «» по улице Таллинской; «» по улице Тарасова; «» по Уткину проспекту; «» по проспекту Шаумяна; «» по улице Шепетовской; «» по шоссе Революции; «» по проспекту Энергетиков в Санкт-Петербурге.

Обязать ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» прекратить учёт сумм перерасчёта за отопление в отопительный период 2009-2010г. по лицевым счетам потребителей в указанных многоквартирных домах.

Запретить ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» производить начисление пени на суммы перерасчёта за отопление в отопительный период 2009-2010г. в указанных многоквартирных домах.

В удовлетворении требований Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «С» о взыскании расходов на оплату услуг представителя – отказать.

Обязать ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в течении одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу довести до сведения потребителей настоящее решение через газету «Вести Красногвардейского района».

Взыскать с ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в доход государства государственную пошлину в размер 4000 (четыре тысячи) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)