Дело № 2-2674/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 августа 2011 года г. Санкт-Петербург Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Юрьева А.К., при секретаре Борейчук И.А., рассмотрев гражданское дело по иску Пакшиной О.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о признании права на досрочное назначение пенсии, УСТАНОВИЛ: Пакшина О.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, просит признать незаконным решение ответчика и обязать его включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периоды работы с 01.04.1978 по 30.06.1978, с 02.08.1978 по 04.07.1980, с 02.08.1980 по 09.09.1981 в полуторном исчислении, с 08.09.1986 по 07.09.1992, с 16.11.1992 по 29.01.1993 в одинарном размере, признать право истицы на досрочное назначение пенсии и обязать ответчика назначить пенсию с первоначального обращения, т.е. с 17.06.2010. Исковые требования мотивированы тем, что истица 17.06.2010 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением ответчика от 04.04.2011 № 101/28 истице было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа для назначения пенсии. Ответчик, по мнению истицы, неправомерно не принял в зачет в полуторном исчислении работу истицы в качестве медсестры реанимационного отделения «» больницы, а также в одинарном исчислении работу в должности медсестры-массажистки санатория-профилактория «А» шахты «С». Истица в судебное заседание явилась, иск поддержала, уточнив его в части просьбы о признании незаконным решения ответчика от 04.04.2011 № 101/28 об отказе в назначении досрочной пенсии, просила удовлетворить заявленные требования. Представитель ответчика в суде иск не признала, указав на то, что с 01.01.2002 на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 27 п.1 пп.20 которого предусматривает возможность назначения лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в города, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие Список и Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при исчислении стажа работы до 01.01.2002 могут также применяться Списки и Правила, действовавшие ранее. Однако указанные Списки и Правила расширительному толкованию не подлежат. Ряд периодов работы не включен в специальный стаж истицы по причине того, что наименование «реанимационное отделение» и «профилакторий», должности «медсестры-массажистки» и «массажистки» не указаны ни в одном из Списков и Правил. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ГУЗ «Л больница» в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило отзыв, согласно которому исковые требования Пакшиной О.П. поддержало, подтвердив, что истица в оспариваемые ею периоды исполняла в больнице работу среднего медицинского персонала, имела необходимое образование, характер ее работы соответствовал характеру работы медицинской сестры палатной отделения реанимации и интенсивной терапии, она получала надбавку в размере 15% должностного оклада за работу во вредных и опасных условиях, сведения о начислении указанной надбавки отражены в лицевых счетах Пакшиной О.П. Суд, выслушав стороны, изучив и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Одним из основных законов в указанной сфере является Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пп.20 п.1 ст. 27 которого предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ. Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27. Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, введение в действие иных правовых норм, регулирующих порядок и условия пенсионного обеспечения граждан, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введение в действие нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение. Положения статьей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи указывают на то, что государством должна быть обеспечена правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенные им на основании действующего законодательства права будут уважаться властями и реализовываться в будущем. То обстоятельство, что к моменту реализации права истицы на пенсионное обеспечение изменилось законодательство, которое поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшие на пенсию ранее, не должно нарушать ее законно возникшее право. В компетенцию Конституционного Суда РФ не входит введение каких-либо новых правил поведения и регулирование тех или иных общественных отношений, в том числе в сфере пенсионного обеспечения граждан. С учетом требований Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", им дается толкование Конституции РФ, разрешаются дела о соответствии Конституции РФ законов, осуществляются иные функции в области конституционного контроля. В этой связи при определении права на досрочную пенсию, помимо упомянутых выше действующих Списка и Правил, утвержденных Правительством РФ, должны применяться и ранее действовавшие нормативные акты. Так, в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, по периодам работы до 01.11.1999 засчитывается работа в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 или Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, периоды работы с 01.11.1999 подлежат зачету в выслугу, дающую право на досрочное назначение пенсии согласно Списку, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 или по Списку должностей и Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002. Согласно положению ст.6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Судом установлено, что Пакшина О.П. в периоды с 01.04.1978 по 30.06.1978, с 02.08.1978 по 04.07.1980, с 02.08.1980 по 09.09.1981 на условиях полного рабочего дня выполняла оплачиваемую работу в должности медицинской сестры реанимационного отделения Л. больницы, имея необходимое образование для выполнений обязанностей среднего медицинского персонала. В эти же периоды времени она получала надбавку в размере 15% должностного оклада за работу во вредных и опасных условиях. Ее работа, по объему и содержанию, фактически соответствовала характеру работы медицинской сестры палатной отделения реанимации и интенсивной терапии. Изложенное подтверждается, помимо объяснений истицы, ее трудовой книжкой, а также представленными ГУЗ «Л больница» сведениями и документами, в том числе копиями лицевых карточек истицы с отметками о выплате ей надбавки в размере 15%. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусматривалось, что исчисление сроков выслуги, дающей право на пенсию по выслуге лет (т.е. досрочную пенсию), среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров осуществлялось как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев. При отнесении отделений к числу хирургических применялся Перечень хирургических отделений, содержащийся в п. 3.3.5.1 приказа Минздрава России от 15.10.1999 № 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", предусматривающей, в частности, включение в их число отделений реанимации и интенсивной терапии. Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункту 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Из представленных документов видно, что выполняемая Пакшиной О.П. работа в Ленинградской областной клинической больнице тождественна по своему характеру работе среднего медицинского персонала (медицинской сестры палатной) отделения реанимации и интенсивной терапии, относившихся к категории хирургических отделений, работа которых давала право на исчисление выслуги в льготном порядке. Поэтому суд приходит к выводу о том, что требования истицы о включении в ее специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы с 01.04.1978 по 30.06.1978, с 02.08.1978 по 04.07.1980, с 02.08.1980 по 09.09.1981 не в одинарном, а в полуторном исчислении – являются обоснованными и справедливыми. То обстоятельство, что до настоящего времени уполномоченными органами исполнительной власти в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не рассмотрен вопрос об установлении тождественности структурных подразделений «реанимационное отделение» и «отделение реанимации и интенсивной терапии», не может служить препятствием к реализации права истицы на досрочное назначение трудовой пенсии. Судом также установлено, что истица в периоды с 08.09.1986 по 07.09.1992, с 16.11.1992 по 29.01.1993 работала в должности медсестры по массажу санатория-профилактория «А» (впоследствии переименованного в «Шахтер») шахты «С». Из документов, представленных в суд Архивом муниципального образования «К (район)» Республики Саха, следует, что в период работы истицы в указанном санатории-профилактории он имел статус юридического лица, являлся государственным лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, осуществляющим лечебную и оздоровительную работу среди рабочих и служащих. В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности имели право на пенсию по выслуге лет. Как уже указывалось выше, данное постановление Совета Министров РСФСР может быть применено при определении права на пенсию по периодам работы до 01.11.1999. Между тем, Пакшина О.П. работала в учреждении, осуществлявшим лечебно-профилактическую деятельность, занимала должность и выполняла функции медсестры по массажу первой квалификационной категории. Должность медсестры по массажу была предусмотрена Номенклатурой должностей среднего медицинского персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377. Суд также учитывает, что ранее действовавший Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397, прямо предусматривал такие организации как «санатории и курортные лечебницы всех наименований» и должности «фельдшеры, массажистки и медицинские сестры – все независимо от наименования должности». Исходя из вышеприведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что периоды работы истицы с 08.09.1986 по 07.09.1992, с 16.11.1992 по 29.01.1993 также подлежат учету при определении продолжительности специального трудового стажа для назначения досрочной пенсии по старости. Истица обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии 17.06.2010. На указанную дату ответчик признал наличие у нее специального стажа в размере 22 лет 09 месяцев 19 дней, что отражено в решении от 04.04.2011 № 101/28. Если к указанному стажу прибавить ранее не учтенные ответчиком спорные периоды работы в Л. больнице (1 год 7 месяцев 19 дней) и в санатории-профилактории «А» («Шахтер») шахты «С» (7 лет 2 месяца 13 дней), то общий специальный стаж истицы, необходимый для назначения досрочной пенсии, по состоянию на 17.06.2010 превышал 30 лет. В силу требований ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В этой связи суд считает обоснованными требования истицы о признании за ней права на назначение пенсии с 17.06.2010, т.е. со дня обращения в органы Пенсионного фонда РФ. Отсутствие у ответчика ряда документов, необходимых для назначения пенсии, невнесение органами исполнительной власти определенных организаций и должностей в различного рода Списки и Правила, не является основанием для ограничений пенсионных прав истицы, лишения ее права на своевременное назначение и получение пенсии, поскольку с ее стороны виновных противоправных действий не совершалось. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Пакшиной О.П. удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в части отказа включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периоды работы в Л. больнице (с 01.04.1978 по 30.06.1978, с 02.08.1978 по 04.07.1980, с 02.08.1980 по 09.09.1981) в полуторном исчислении, в санатории-профилактории «А» («Шахтер») шахты «С» (с 08.09.1986 по 07.09.1992, с 16.11.1992 по 29.01.1993) в одинарном размере и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга включить в специальный стаж Пакшиной О.П. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды работы в Л. больнице (с 01.04.1978 по 30.06.1978, с 02.08.1978 по 04.07.1980, с 02.08.1980 по 09.09.1981) в полуторном исчислении, в санатории-профилактории «А» («Шахтер») шахты «С» (с 08.09.1986 по 07.09.1992, с 16.11.1992 по 29.01.1993) в одинарном размере. Признать за Пакшиной О.П., «» года рождения, уроженкой Т., право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга назначить пенсию с 17.06.2010. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга. Судья: (подпись)