2-4256/2011



Дело № 2-4256/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2011г. Санкт-Петербург

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в лице:

Председательствующего судьи Хрулевой Т.Е.,

При секретаре Рябинине А.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой В.Н. к ООО «Жилкомсервис» о признании незаконными действий по начислению корректировке платы за отопление, об обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

Орлова В.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсервис», указывая на то, что зарегистрирована в квартире «» дома «» корпус «» по улице Коммуны в Санкт-Петербурге, находящейся в частной собственности. В декабре 2010г. в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в нарушение норм действующего законодательства Орловой В.Н. была необоснованно начислена дополнительная плата за отопление в размере 673,72 руб. Просит признать незаконными действия ответчика по начислению Орловой В.Н. корректировки платы за отопление в связи с превышением объёмов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010гг. в размере 673,72 руб., обязать ответчика в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчёт платы за жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, д. «», корп. «», кв. «», исключив из счетов-квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг корректировку платы за отопление в размере 673,72 руб.

Орлова В.Н. в судебное заседание не явилась, просила слушать дело в её отсутствие.

Представитель ООО «Жилкомсервис» в судебное заседание явился, исковые требования не признал, указывал на то, что корректировка платы за отопление была произведена на основании данных приборов учёта тепловой энергии, которые были установлены и сданы в коммерческий учёт в доме «» корпус «» по улице Коммуны в Санкт-Петербурге 28.12.2007г.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав объяснения ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга установлены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 N 196-р.

Как следует из ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п. 2, 4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил).

Статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга).

Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.

Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно подпункту "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.

Для расчета размера корректировки платы за отопление необходимо исходить из размера оплаты за отопление. Расчет надлежит производить из указанных сумм по формуле, содержащейся в пп. 3 п. 2 приложения N 2 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденным постановлением правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурснабжающей организации тепловую энергию.

Согласно справке ООО «Жилкомсервис» в доме «» корпус «» по улице Коммуны в Санкт-Петербурге были установлены и сданы в коммерческий учёт 28.12.2007г. приборы учёта тепловой энергии.

Согласно п. 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936, узел учета потребителя считается пригодным для ведения учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

При этом в силу п. 7.7 Правил перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать основания своих доводов и возражений.

Между тем, ООО «Жилкомсервис» не представлено акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, д. «», корп. «», по установленной форме, а также акт готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации к отопительному сезону 2009-2010гг.

При таких обстоятельствах при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.

Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно подп. "б" п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги и в соответствии с под. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положениями Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 года, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (п. 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13).

Суд принимает во внимание, что на сегодняшний день такой порядок определения платы за потребленную в многоквартирном жилом доме тепловую энергию законодательством РФ не установлен.

При таких обстоятельствах, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии в течение отопительного периода должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, правовые основания проведения корректировки отсутствуют.

В связи с изложенным исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ООО «Жилкомсервис» в доход государства подлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис» по начислению Орловой В.Н. корректировки платы за отопление в связи с превышением объёмов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010гг. в размере 673 руб. 72 коп.

Обязать ООО «Жилкомсервис» в срок не позднее 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу произвести перерасчёт платы за жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, д. «», корп. «», кв. «», исключив из счетов-квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг корректировку платы за отопление в размере 673 руб. 72 коп.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис» в доход государства государственную пошлину в размере 200 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)