Дело № 2-4386/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 октября 2011 года г. Санкт-Петербург Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Юрьева А.К., при секретаре Тепляковой М.В., рассмотрев гражданское дело по иску Матвеевой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о признании права на досрочное назначение пенсии, УСТАНОВИЛ: Матвеева Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, просит признать незаконными решения ответчика от 14.01.2011 и 27.01.2011 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать его включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии период работы с 01.08.1990 по 31.03.1995 в полуторном исчислении, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 01.04.1998 по 29.04.1998, обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья с 25.10.2010. Исковые требования мотивированы тем, что истица 25.10.2010 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решениями ответчика от 14.01.2011 № 206/25 и от 27.01.2011 (во изменение решения от 14.01.2011) истице было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа для назначения пенсии. Ответчик, по мнению истицы, неправомерно не принял в зачет в полуторном исчислении работу истицы в качестве операционной медицинской сестры операционно-перевязочного отделения штата «К» с 01.08.1990 по 31.03.1995 продолжительностью 4 года 8 месяцев 1 день. Кроме того, в специальный стаж необоснованно не был включен период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 01.04.1998 по 29.04.1998 продолжительностью 28 дней. Истица в судебное заседание не явилась, доверила свои интересы защищать адвокату Заседателевой Т.В., которая в суд явилась, иск поддержала, просила удовлетворить заявленные требования. Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, указав на то, что с 01.01.2002 на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 27 п.1 пп.20 которого предусматривает возможность назначения лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в города, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие Список и Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при исчислении стажа работы до 01.01.2002 могут также применяться Списки и Правила, действовавшие ранее. Однако указанные Списки и Правила расширительному толкованию не подлежат. Ряд периодов трудовой деятельности не включен в специальный стаж истицы по причине того, что наименование «операционно-перевязочное отделение» не указано ни в одном из Списков, Правил и Перченей. Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации не включен в специальный трудовой стаж, поскольку согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы подлежат включению только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, а нахождение на учебе к этому не относится. Суд, выслушав стороны, изучив и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Одним из основных законов в указанной сфере является Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пп.20 п.1 ст. 27 которого предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ. Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27. Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, введение в действие иных правовых норм, регулирующих порядок и условия пенсионного обеспечения граждан, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение. Положения статьей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи указывают на то, что государством должна быть обеспечена правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенные им на основании действующего законодательства права будут уважаться властями и реализовываться в будущем. То обстоятельство, что к моменту реализации права истицы на пенсионное обеспечение изменилось законодательство, которое поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшие на пенсию ранее, не должно нарушать ее законно возникшее право. В компетенцию Конституционного Суда РФ не входит введение каких-либо новых правил поведения и регулирование тех или иных общественных отношений, в том числе в сфере пенсионного обеспечения граждан. С учетом требований Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", им дается толкование Конституции РФ, разрешаются дела о соответствии Конституции РФ законов, осуществляются иные функции в области конституционного контроля. В этой связи при определении права на досрочную пенсию, помимо упомянутых выше действующих Списка и Правил, утвержденных Правительством РФ, должны применяться и ранее действовавшие нормативные акты. Так, в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, по периодам работы до 01.11.1999 засчитывается работа в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991, или Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, периоды работы с 01.11.1999 подлежат зачету в выслугу, дающую право на досрочное назначение пенсии, согласно Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, или по Списку должностей и Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002. Согласно положению ст.6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Судом установлено, что Матвеева Н.В. с 01.08.1990 была принята на должность операционной медицинской сестры операционно-перевязочного отделения «К» (ныне - ФГУ «К»), где работает на условиях полного рабочего по настоящее время. Подразделение, в котором работает истица, с 01.04.1995 было переименовано в операционное отделение, но функции его при этом не изменились. Как в момент приема на работу, так и после переименования подразделения, в котором выполняет трудовые функции истица, она имела необходимое образование для выполнения обязанностей среднего медицинского персонала, получала надбавку в размере 15% должностного оклада за работу во вредных и опасных условиях. Ее работа, по объему и содержанию, фактически соответствовала характеру работы медицинской сестры операционного отделения. Изложенное подтверждается, помимо объяснений представителя истицы, трудовой книжкой истицы (л.д. 28-32), а также представленными истицей иными документами (приказом о приеме на работу от 02.08.1990 № 138 л/с, личной карточкой, справкой ФГУ «К»» № 118 от 28.06.2011, приказами по институту о штатах, об установлении надбавок – л.д. 33-140). Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусматривалось, что исчисление сроков выслуги, дающей право на пенсию по выслуге лет (т.е. досрочную пенсию), среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров осуществлялось как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев. При отнесении отделений к числу хирургических применялся Перечень хирургических отделений, содержащийся в п. 3.3.5.1 приказа Минздрава России от 15.10.1999 № 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", предусматривающей, в частности, включение в их число операционных отделений. Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункту 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Из представленных документов видно, что выполняемая истицей в период с 01.08.1990 по 31.03.1995 работа в «К» (ФГУ «К») тождественна по своему характеру работе среднего медицинского персонала (медицинской сестры) операционного отделения, относившихся к категории хирургических отделений, работа которых давала право на исчисление выслуги в льготном порядке. Поэтому суд приходит к выводу о том, что требования истицы о включении в ее специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периода работы с 01.08.1990 по 31.03.1995 не в одинарном, а в полуторном исчислении – являются обоснованными и справедливыми. То обстоятельство, что до настоящего времени уполномоченными органами исполнительной власти в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не рассмотрен вопрос об установлении тождественности структурных подразделений «операционно-перевязочное отделение» и «операционное отделение», не может служить препятствием к реализации права истицы на досрочное назначение трудовой пенсии. Судом также установлено, что истица в период с 01.04.1998 по 29.04.1998 находилась на курсах повышения квалификации, страховые взносы за нее в Пенсионный фонд РФ за время обучения выплачивались. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со статьёй 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ ответчика от включения в стаж работы по специальности, дающей право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона. Истица обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии 25.10.2010. На указанную дату ответчик признал наличие у нее специального стажа в размере 27 лет 09 месяцев 19 дней, что отражено в решениях от 14.01.2011 № 206/25 и от 27.01.2011 (во изменение решения от 14.01.2011). Если к указанному стажу прибавить ранее не учтенные ответчиком спорные периоды работы в ФГУ «К» и нахождения на курсах повышения квалификации, то общий специальный стаж истицы, необходимый для назначения досрочной пенсии, по состоянию на 25.10.2010 превышал 30 лет. В силу требований ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В этой связи суд считает обоснованными требования истицы о признании за ней права на назначение пенсии с 25.10.2010, т.е. со дня обращения в органы Пенсионного фонда РФ. Отсутствие у ответчика ряда документов, необходимых для назначения пенсии, невнесение органами исполнительной власти определенных организаций и должностей в различного рода Списки и Правила, не является основанием для ограничений пенсионных прав истицы, лишения ее права на своевременное назначение и получение пенсии, поскольку с ее стороны виновных противоправных действий не совершалось. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Матвеевой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить. Признать незаконными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга от 14.01.2011 № 206/25 и от 27.01.2011 (во изменение решения от 14.01.2011) в части отказа включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии период работы Матвеевой Н.В. с 01.08.1990 по 31.03.1995 в «К» (ФГУ «К»), а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 01.04.1998 по 29.04.1998. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга включить в специальный стаж Матвеевой Н.В. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период ее работы с 01.08.1990 по 31.03.1995 в «К» (ФГУ «К»), а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 01.04.1998 по 29.04.1998. Признать за Матвеевой Н.В., «» года рождения, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга назначить пенсию с 25.10.2010. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга. Судья: (подпись)